Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для современного общества нужны люди, имеющие самостоятельность, способные быстро реагировать на происходящие изменения и адаптироваться к ним, а также творчески подходить к решению поставленных задач. А все эти качества должны формироваться еще в начальной школе. Именно поэтому уже современному школьнику необходимо научиться стать самостоятельным и активным участником социального и духовного развития страны. А чтобы это реализовать, подобные навыки должны быть приобретены им в школе в процессе развития исследовательских навыков и умений. Ведь все это ему пригодится в дальнейшей жизни.
В этой связи современные учителя в своей работе придерживаются требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, где говорится о том, что необходимо использовать активные методы обучения, к которым относятся такие методы, как проектный и исследовательский. Надо сказать, что у современных школьников потребность в указанных выше методах есть.
Однако практика показывает, что сейчас в большей степени школьники в рамках формирования исследовательских умений у младших школьников в условиях учебной деятельности работают с книгами, пишут сочинения, изложения и т.п. Но все это не дает необходимого высокого уровня развития исследовательских умений, так как у перечисленной методики уровень ограниченный. И каждый учитель должен уметь подбирать диагностические программы, уметь интерпретировать результаты, делать выводы и давать рекомендации. Но так как в школах не проводится целенаправленной работы по формированию исследовательских умений, то, соответственно, и учителя не могут добиться необходимого результата в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Важная роль в изучении исследовательских умений младших школьников как феномена психолого-педагогической науки отведена механизму формирования этих умений. Чтобы не навредить ребёнку, необходимо учитывать физиологические, психологические и возрастные особенности. В этой связи развитие ребёнка осуществляется путём перехода от одной возрастной ступени к другой и связано с изменением личности ребёнка. Причём переход от одной ступени развития к другой осуществляется через кризисные периоды.
Изучению исследовательских умений младших школьников посвящено немало научных работ. В этой связи истоки подходов к организации учебной исследовательской деятельности можно увидеть в трудах таких отечественных педагогов, как В.П.Вахтеров, Н.И.Новиков, Б.Е.Райков и др. Среди зарубежных можно отметить Дж.Брунера, А.Дистервега, Дж.Дьюи, И.Песталоцци, С. Френе и некоторых других. На современном этапе исследования в данной области продолжаются. Здесь можно отметить таких педагогов, как В.И.Андреев, Л.И.Анциферова, А.В.Леонтович, Л.М. Федоряк, И.Д. Чечель и др.
Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что тема работы, связанная с изучением исследовательских умений у младших школьников в процессе обучения, является актуальной.
Цель работы заключается в изучении исследовательских умений у младших школьников в условиях учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «исследовательские умения» у школьников в условиях учебной деятельности в современной психолого-педагогической литературе.
2. Разобрать особенности проявления исследовательских умений у младших школьников в условиях учебной деятельности.
3. Описать основные направления работы школьного психолога в изучении формирования исследовательских умений у младших школьников в условиях учебной деятельности у младших школьников в условиях учебной деятельности.
4. Составить диагностическую программу по изучению исследовательских умений в условиях учебной деятельности у учащихся второго класса МБОУ «Центр образования №11» города Тулы.
5. Проанализировать результаты проведенных исследований по сформированности исследовательских умений у учащихся второго класса.
6. Сделать выводы и подготовить рекомендации для родителей и учителей в формировании данного компонента.
Объект исследования – исследовательские умения младших школьников.
Предмет исследования – влияние учебной деятельности на организацию исследовательских умений младших школьников.
База исследования – МБОУ «Центр образования – гимназия №11» города Тулы, учащиеся 2 «Г» класса в количестве 17 человек: из них 8 мальчиков и 9 девочек, средний возраст которых 7,5-8,5 лет.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, сравнение, анализ, систематизация, обобщение), эмпирические (диагностика особенностей исследовательских умений), диагностическая программа.
Методики исследования: субтест № 6 «Необычные вопросы» из теста Е. Торренса, методика, основанная на исследованиях и разработках Е.В. Чудиновой, модифицированная методика Р.С. Немова «Определение понятий», методика Л.Ф. Тихомировой, наблюдение за деятельностью младших школьников в процессе уроков литературного чтения, природоведения, других учебных предметов.
Теоретическая значимость исследования получила отражение в трудах таких педагогов, как В.И.Андреев, Л.И.Анциферова, А.В.Леонтович, Л.М. Федоряк, И.Д. Чечель и др.
Практическая значимость – апробирована методика организации и проведения исследовательской деятельности, выявлены условия эффективного использования исследовательской деятельности младших школьников и разработаны методические рекомендации учителю и родителям в формировании данного компонента.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятия «исследовательские умения» у школьников в условиях учебной деятельности в современной психолого-педагогической литературе
Современный мир постоянно меняется, заставляя динамично улучшать все сферы нашей жизни, в том числе образование. Таким образом, требования к школьникам младшей школы в овладении исследовательскими навыками возрастают. Эти навыки способствуют развитию ребенка:
- любознательность в познании окружающего мира;
- овладение основами обучения, умение организовывать собственную деятельность;
- доброжелательность, умение выслушать и услышать собеседника, обосновать свою позицию, высказать свое мнение.
Рассмотрим сущность исследовательских умений младших школьников. Для того чтобы правильно выстроить процесс формирования исследовательских умений у младших школьников в контексте учебной деятельности школьников младшего звена, необходимо уточнить содержание и структуру исследовательских умений младших школьников, необходимо установить их дидактическую сущность. При обосновании понятия «исследовательские умения младших школьников» мы будем придерживаться дедуктивного метода исследования. Прежде всего выделим содержание общих понятий: «умение», «умение учиться», «исследовательские умения младших школьников». Итак, уточним суть основных понятий.
Исследовательские навыки необходимо рассматривать с позиций психологической теории деятельности, поскольку формирование навыков предполагает овладение определенными видами деятельности в учебном процессе. А.Н. Леонтьев отмечает, что умение – это сложное, устойчивое образование, сплав системы знаний и умений.
В научной литературе существует довольно большое количество определений понятия «навык». Рассмотрим это понятие с точки зрения сущности, структуры и особенностей его функционирования .
Определяя сущность, многие ученые придерживаются мнения, что это знание в действии. Суть понятия «навык» в педагогической энциклопедии определяется как умение эффективно выполнять действие; однако это может быть как теоретическое, так и практическое.
В современной психолого-педагогической литературе нет единого толкования термина «мастерство». Есть два основных подхода к рассмотрению этой концепции:
- умение – это процесс деятельности, индивидуальные действия, которые человек освоил и выполняет осознанно (И. Я. Лернер, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);
- умение – это желание и способность выполнять определенные виды деятельности (В. А. Петровский, Г. И. Щукина).
Функциональность понятия «навык» заключается в успешном использовании знаний и навыков, их правильном применении в новых сложных ситуациях. В отличие от навыка, навык предполагает активность сознания, четкое самоконтроль, овладение обобщенными способами выполнения действий .
В образовательной деятельности ведущая роль принадлежит образовательным умениям, с помощью которых ученик познает реальность, обогащает свой опыт. Существуют различные классификации навыков. T.I. Шамова выделяет общие, интеллектуальные и специальные навыки, называя их методами обучения. Она относится к интеллектуальному овладению умственными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение). В группу общих навыков входят умение планировать, познавательная деятельность, ее рациональная организация и контроль за ее выполнением. Специальные умения различаются в зависимости от направленности деятельности на усвоение содержания предмета. С.Усова делит все навыки на две большие категории: когнитивные навыки и практические навыки .
В результате анализа психолого-педагогических исследований было обнаружено отсутствие единого мнения в определении сущности понятия «навык». При этом выделяются основные характеристики навыка. Это мыслительные действия, практические и опыт выполнения операций и действий. Структурная характеристика умений включает систему мысленных, практических действий. Универсальность, гибкость, качество, скорость функционирования и обобщение выделяются среди основных свойств навыков. Принимая во внимание все вышеперечисленные характеристики, «умение» следует рассматривать как владение сложной системой действий и операций, подчиняющихся осознанной цели и используемых человеком в новых для него условиях посредством передачи полученных знаний и навыков.
Суть умений по И.Я. Лернер должен подготовить школьников младших классов к самоорганизации обучения и соответствующей познавательной деятельности. Он делит их на 3 группы в зависимости от их роли в учебном процессе. Первая группа – субъектная. Это навыки по отдельным учебным предметам. Навыки второй группы – есть способы усвоения разных типов содержания (восприятие, осознание, запоминание, проявление творческого поиска). В третью группу входят навыки, которые представляют собой способы организации своих действий по усвоению предметного содержания. И.Я. Лернер классифицировал навыки третьей группы как образовательные. Поскольку они выступают в качестве навыков, способствующих усвоению предмета .
Образовательные навыки в зависимости от их функций делятся на четыре группы: организационные, практические, интеллектуальные, психологические и характерологические. В большей степени исследование фокусируется на интеллектуальных навыках, поскольку мышление и воображение играют в них доминирующую роль.
Исследование, которое проводят обучающиеся начальных классов, носит образовательный характер, а это означает, что сформированные исследовательские навыки также будут образовательными.
Проблема формирования исследовательских умений младших школьников в контексте учебной деятельности возникла в 60-е годы. Это связано с развитием теории и методики развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков) и теории проблемного обучения (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов). Также связана с проблемой познавательной самостоятельности (П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова), проблемой развития творческих способностей (А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Л.А. Венгер).
Навыки исследования широко освещены в литературе, но нет единого конкретного определения этого понятия.
Для характеристики навыков «педагогического исследования» требуется дополнительное уточнение структуры и сущности. Некоторые считают, что необходимо выделить исследовательские навыки в отдельную группу. Это связано с растущими темпами развития техники, технологий, науки. Знания, полученные в результате поиска и исследования, способствуют развитию творческого мышления, умственных способностей и повышению качества знаний. Описывая уровни развития навыков учебно-исследовательской деятельности, А.Г. Иодко перечисляет навыки, необходимые при проведении исследования. Это способность сравнивать, наблюдать и находить причинно-следственные связи. Но для проведения исследований недостаточно иметь отдельные исследовательские навыки. Вам нужно научиться использовать их вместе.
В.П. Ушачев дает следующее определение исследовательских навыков: «Педагогические исследовательские навыки – это способность школьников начальных классов выполнять теоретические и практические действия, соответствующие исследовательской деятельности, подчиняющиеся логике научного исследования, основанные на знаниях и умениях и приобретаемые в процессе обучения. основы науки ». ...
В.Н. Литовченко придерживается мнения, что исследовательские навыки – это совокупность систематизированных знаний, навыков и умений человека, установок и убеждений, с помощью которых определяется функциональная готовность школьников младших классов к творческому решению познавательных задач .
Исследовательские навыки можно разделить на группы:
- навыки оперативного исследования. К ним относятся умственные техники и операции, используемые в исследовании (анализ и синтез, сравнение, абстракция и обобщение, сравнение, гипотеза);
- организационные исследовательские навыки. Они включают использование приемов организации исследовательской деятельности, планирования исследовательской деятельности, самоанализа, регулирования в процессе исследовательской деятельности;
- практические исследовательские навыки. Эти навыки включают обработку литературных источников, проведение экспериментальных исследований, наблюдение фактов, событий, обработку наблюдений, внедрение результатов в практическую деятельность;
- коммуникативные исследовательские навыки. Они предусматривают использование методов сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, для осуществления взаимопомощи, взаимного контроля.
Д.Г. Левитес определил следующую структуру исследовательских навыков: умение формулировать цель, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент и проводить его, проверять гипотезы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФГОС начального общего образования (1-4 кл.). – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.10.2020).
2. Алейникова, О. С. Некоторые критерии оценки результативности учебно-исследовательской деятельности учащихся / О. С. Алейникова // Одаренные дети: выявление, обучение, развитие : материалы Межрегион. науч.-практ. конф., Витебск, 11-12 ноября 2009 г. / под общ. ред. Л. Ю. Слепцовой. – Минск : МОИРО, 2010. – С. 8-10.
3. Алыпова, О. В. Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 4. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46043.htm (дата обращения: 16.10.2020).
4. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013. – 152 с.
5. Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. – 2015. – № 5. – С. 49-58.
6. Данильчук, Е.В. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. – Волгоград, 2012. – Итоги конгресс конференции. http://ito.edu.ru.htm
7. Доронина, Н. Н., Чернова, О. А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2018. – №4. – С. 176-178.
8. Егорова, Т.А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Т. А. Егорова; Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2016. – 16 с.
9. Есина, Е.В. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2018. – 320 с.
10. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов-на-Дону, 2018. – 2-е изд.. –349 с
11. Каирова, Д.М. Проектная и исследовательская деятельность с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Инновационная наука. – 2015. – №11-2. – С. 205-208.
12. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования / А. И. Кочетов. – Минск : Адукацыя I выхаванне, 2016. – 328 с.
13. Лукьянова, Л.А. Характеристика исследовательских умений учащихся в процессе организации исследовательской деятельности школьников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. – 2016. – № 2 (271). – С. 15-17.
14. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Владос, 2013. – Кн. 3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 630 с.
15. Обухов, А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. – 2014. – № 4. – С. 18-28.
16. Поддьяков, А. Н. Исследовательская активность ребенка / А. Н. Поддьяков // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 2. – С. 15-19.
17. Прокопьева, Н.И. Проектное обучение в зарубежной педагогике. К вопросу о становлении и развитии // Сибирский учитель. – 2014. – № 2 (32).
18. Роджерс, К. Р. Свобода учиться / К. Р. Роджерс, Дж. Фритберг. – М.: Смысл, 2013. – 452 с.
19. Сабирова, Э.Г., Закирова, В.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы. – Казань, 2015. – 167 с.
20. Савенков, А. И. Концепция исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 2018. – № 4. – С. 47-50.
21. Савенков, А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 2. – С. 39-48.
22. Савенков, А. И. Путь к одаренности / А. И. Савенков. – СПб. : Питер, 2004. – 272 с.
23. Савенков, А. И. Секреты жизненного успеха / А. И. Савенков // Директор школы. – 2004. – № 10. – С. 68-76.
24. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А. И. Савенков. – 5-е изд. – Самара : Федоров, 2015. – 219 с.
25. Савенков, А.И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. – 2011. – № 5. – С. 156-163.
26. Семёнова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: автореф.дис. канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 2013 с.
27. Симановская, А. Э. Развитие творческого мышления детей : популяр. пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановская. – Ярославль : Академия развития, 2016. – С. 177-183.
28. Тагильцева, Н.Г. Художественное общение в формировании коммуникативных навыков младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2016. – № 1. – С. 17-20.
29. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 239 с.
30. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса / Е. Е. Туник. – СПб. : Речь, 2016. – С. 150-151.
31. Туник, Е. Е. Диагностика творческого мышления : креативные тесты. – М. : Чистые пруды. – 2016. – С. 6-8.
32. Червинский, П. Д. Диагностика исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста / П. Д. Червинский // Исследовательская работа школьников. – 2016. – № 1. – С. 108-110.
33. Чудинова, Е. В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина – Давыдова / Е. В. Чудинова // Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 85-93.
34. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДэк», 2014. – 336 с