Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Процесс повышения конкурентоспособности современной экономической системы России остро требует обеспечения ее значительного динамизма, высокой адаптивности к изменяющимся внешним условиям, восприимчивости к разного рода нововведениям и научно-техническому прогрессу. Чрезмерная насыщенность рынков товаров и услуг, быстрая адаптация передовых технологий к рынкам потребительских товаров, высокая мобильность научно-технических инноваций в производстве, широкое информационное проникновение инновационных бизнес-идей и, в то же время, высокая информационная оснащенность потенциальных потребителей. , делает рейтинг потребительских предпочтений невероятно мобильным. Для того чтобы соответствовать такому развитию событий на целевых рынках, активному рыночному субъекту необходимо быть столь же мобильным в своем стратегическом выборе и реализации моделей его реализации.
При современном подходе к организации бизнеса успех фирмы переходит из области реагирования на возникающие рыночные условия в область обеспечения необходимых и обязательных ключевых компетенций, в том числе в долгосрочной перспективе. Однако многие вопросы, связанные с процессами формирования видения, миссии, долгосрочных целей и реализации различных стратегий, основанных на предвидении изменений, до сих пор остаются дискуссионными и неразработанными.
В связи с этим в настоящее время весьма актуальны вопросы разработки теоретико-методологической концепции, необходимой для реализации комплексного подхода к совершенствованию технологии управления современными организациями, что должно обеспечить преодоление сформировавшихся негативных тенденций в управленческой практике и повысить эффективность управления. его управление.
Степень научной разработанности проблемы. Современное состояние исследований теории и практики управления характеризуется разнообразием общетеоретических и прикладных научных разработок зарубежных и отечественных ученых, требующих обобщения и систематизации.
Формирование целостной системы взглядов на эффективные технологии управления, учитывающую новые требования времени и динамизм внешних условий в конце XX – начале XXI веков, выполнено в работах таких зарубежных исследователей, как: И. АнсоффС. Гошал, П. Дженистер, П. Дойль, П. Друкер, Б. Карлоф, Р. Каплан, Т. Коно, Д. Куинн, Д. Нортон, Д. Клиланд, У. Кинг, Д. Лэмпел, Г. Минцберг, А. Оуен, М. Портер, С. Прахалад, и др.
Среди отечественных авторов следует отметить труды В. Афанасьева, О. Виханского, А. Гапоненко, В. Ефремова, Л. Зайцева, С. Кузнецовой, Д. Львова, В. Марковой, В. Соловьева, М. Соколовой, А. Панкрухина, А.Панова, А. Петрова, С. Попова, Э. Уткина, Р. Фатхутдинова и др.
Дискуссионность проблемных вопросов, их недостаточная разработанность и в то же время высокая актуальность в условиях стремительного развития современного рынка предопределили тему курсового проекта, его цель и задачи, предмет и объект исследования.
Цель и задачи исследования. Целью курсового проекта является разработка направлений совершенствования системы управления современной организации.
Достижение поставленной цели исследования предполагает постановку и решение следующих приоритетных задач, реализация которых образует логически достаточно завершенную структуру курсового проекта:
1. проанализировать и дать оценку внутренних переменных организационной среды конкретного предприятия;
2. раскрыть содержание, особенности труда и стиль руководства менеджеров рассматриваемой организации;
3. подробно проанализировать организационную структуру управления рассматриваемой организации по предмет достоинств и недостатков;
4. охарактеризовать систему планирования, сложившуюся в данной организации;
5. проанализировать кадровое обеспечение и систему стимулирования и оплаты труда персонала в данной организации на предмет эффективности используемых стимулов и рычагов воздействия на персонал;
6. охарактеризовать применяемые виды и способы управленческого контроля в данной организации;
7. разработать рекомендации по совершенствованию системы управления исследуемой организации.
Объектом исследования является хозяйственно-экономическая деятельность современной организации на примере компании ООО «Новотэк Плюс».
Предметом исследования являются научно-методические аспекты совершенствования системы управления современной организацией.
Теоретической основой исследования являются научные достижения и работы современных зарубежных и отечественных авторов, посвященные проблемам современного менеджмента. В ходе исследования была изучена литература, в которой освещаются теоретические и практические вопросы формирования эффективных моделей управления.
Методологическая основа исследования. Основным методом исследования был диалектический, что позволило определить общую направленность проекта, рассмотреть проблемы управления в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Кроме того, в основу исследования положены: системный подход, методы ситуационного и сравнительного анализа.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных учёных в области управления. В качестве источников информации использовались данные внутренней отчетности компании ООО «Новотэк Плюс».
Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы управления организацией
1.1. Понятие и сущность управления организацией
Система управления организацией — один из наиболее распространенных терминов в науке управления, теории организации, теории информации и смежных областях знаний. Однако исследование многих теоретических источников показало, что на сегодняшний день не существует четкого определения системы управления организацией.
Некоторые авторы используют близкий по смыслу термин «механизм» (Новиков), который далее определяется как система. Система менеджмента – это устойчивая комбинация, используемая при определении многих явлений: система менеджмента качества, система менеджмента благотворительности, система менеджмента отношений с окружающей средой и т. д.
Существуют определения менеджмента, ориентированные на управление организацией. Например, Мескон, Альберт и Хедури определяют «менеджмент как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации».
По мнению старейшей организации по сертификации систем менеджмента в США, «система менеджмента – это определенная структура для управления и постоянного улучшения процедур, политики и процессов организации»[12].
Анри Файоль сформулировал это иначе: «Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить коллективом, координировать и контролировать» [4, с. 7].
Во многих определениях подчеркивается, что менеджмент – это особый вид деятельности, специфическая функция, отличная от тех, которые выполняют другие члены организации. Управление как функция реализуется посредством выполнения специальных управленческих действий – функций управления. Рассмотрение управления с этой позиции связано с разработкой таких вопросов, как состав и содержание всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязь в процессе управления.
Содержание, а также набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от характера организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т. д.), от размера организации, от характера организации. от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший менеджмент, средний менеджмент, нижний уровень менеджмента), от функций внутри организации (производство, маркетинг, персонал, финансы) ) и многие другие факторы.
Процесс управления характеризуется рядом особенностей:
− осуществляется непрерывно во времени и пространстве, охватывая все необходимое пространство, воздействует на объект не только в момент совершения административного акта, но и в последующий период;
− требует глубокого анализа, разработки и постановки конкретных целей;
− результат воздействия субъекта управления на объект должен соответствовать поставленной цели [6, с. 10].
Предметом и продуктом в менеджменте является информация. В результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, то есть информация, на основании которой объект управления может совершать конкретные действия.
Средства управления – все, что облегчит работу с информацией: компьютер, телефон, авторучка и т. д.
Несмотря на все многообразие управленческой деятельности, как обратил на это внимание А. Файоль еще в 1916 г., все процессы управления в организации характеризуются наличием в целом однородных видов деятельности, в результате чего все виды управленческой деятельности были сгруппированы. на основные функции управления:
1. Форсайт (планирование) - разработка программы действий предприятия по техническим, финансовым, торговым и другим операциям как на перспективу (например, пять, десять лет), так и на текущий период (год, месяц, неделю, день).
2. Организация – обеспечение компании всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация – это обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом и оборудованием. Социальная организация – это обеспечение предприятия людьми.
3. Регулирование – это вид управленческой работы, целью и целью которой является преодоление противоречия между организованностью и неорганизованностью, порядком и факторами, его нарушающими. Регулирование необходимо не только для поддержания порядка той или иной системы, но и для ее реорганизации с целью эффективного решения новых задач.
4. Координация - достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи имеют самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому принципу они представляют собой связи между разными уровнями управляемого объекта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вендров, А.Н. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем : учеб. пособие для вузов / А.Н. Вендров. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 с.
2. Гришко Л.А., Серая Н.Н. Процессный подход в современной практике управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №7 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessnyy-podhod-v-sovremennoy-praktike-upravleniya (дата обращения: 17.04.2022).
3. Громов А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы, монография/А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. — Люберцы: Юрайт, 2016
4. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. — М.: Символ, 2015. — 512 c.
5. Дрогобыцкий, И.Н. Системный анализ в экономике : учеб. пособие / И.Н. Дрогобыцкий. – М. : Финансы и статистика, 2017. – 512 c.
6. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы : Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 319 с.
7. Калянов, Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов : учеб. пособие для вузов / Г.Н. Калянов. – М. : Финансы и статистика, 2016. – 240 с.
8. Ивлев В., Ивлев К., Попова Т. Что такое функционально-стоимостной анализ? // http://www.user.cityline.ru/~anatech
9. Ковалев С.М. Описание бизнес-процессов – к вершинам мастерства // Консультант директора. – 2004. - №10.
10. Костров, А.В. Уроки информационного менеджмента. Практикум : учеб. пособие / А.В. Костров, Д.В. Александров. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 304 c.
11. Маклаков, С.В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler (BPwin 4.1) / С.В. Маклаков. – М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 2004. – 240 с.
12. Методы и модели информационного менеджмента : учеб. пособие / Д.В. Александров, А.В. Костров, Р.И. Макаров, Е.Р. Хорошева ; под ред. А.В. Кострова. – М. : Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
13. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. – 5-е изд. – М. : РИА «Стандарты и качество», 2007. – 408 с.
14. Сорвина О.О. Теоретико-множественное представление бизнес-процессов как иснтрумент повышение эффеетивности и структурно-функционального моделирования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2022. - №2-1, С.23-26
15. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 2018.
16. Теория менеджмента [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Я. Афанасьев [и др.]; отв. ред. В. Я. Афанасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 665 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
17. Трофимова, Л. А. Методы принятия управленческих решений [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов. — М.: Юрайт, 2017. — 335 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
18. Управление бизнес-процессами внутри предприятия / А. С. Селиверстов, В. В. Постнов, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный, электронный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14018/ (дата обращения: 28.04.2022).
19. Фатхутдинов В.А. Разработка управленческого решения. Учебник. М.: Наука, 2017
20. Филинов-Чернышев, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений [Текст]: учебник и практикум для вузов / Н. Б. Филинов-Чернышев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. – С.45-49
21. Федотова, Д.Э. Case-технологии: практикум / Д.Э.Федотова, Ю.Д. Семенов, К.Н. Чижик. – М. : Горячая линия-Телеком, 2003. – 160 с.
22. Чукарин, А. В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А. В. Чукарин. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 512 c.
23. Ширяев, В. И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В. И. Ширяев, Е. В. Ширяев. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 464 c.