Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время предприятия различных сфер бизнеса внедряют системы автоматизации, позволяющие автоматизировать различные направления деятельности. В рамках данной работы проведено изучение технологии работы по учету затрат на производство швейной продукции. Актуальность выбора темы данной работы заключается в необходимости сокращения временных затрат на выполнение операций по учету заказов в рамках деятельности ателье по пошиву одежды.
Автоматизация данного процесса позволит сократить время на обслуживание клиентов в части приема заказов, расчета стоимости и величины оплату труда сотрудников ателье мод.
Цель работы – создание базы данных для автоматизации деятельности ателье в части приема заказов и расчёта стоимости оплаты труда сотрудников ателье мод.
Объектом исследований в данном проекте является компания ООО «Ателье мод»
Предмет исследования – автоматизация технологии работы с заказами ателье мод.
Задачи работы включают:
исследовать и описать предметную область деятельности ателье в части приема заказов и учета выполнения работ в рамках их исполнения;
провести анализ бизнес-процессов учета работы с заказами ателье;
спроектировать логическую и физическую модели базы данных;
разработать пользовательские интерфейсы для использования базы данных сотрудниками ателье.
1 Постановка задачи на разработку информационной системы
1.1 Описание предметной области
ООО «Ателье мод» – компания, работающая в сфере услуг по пошиву одежды. В рамках данной работы проведено исследование информационной системы ателье. Рассмотрим типовые задачи автоматизированной системы ателье, проведем анализ бизнес-архитектуры.
Специфика деятельности ателье связана с выполнением заказов клиентов на пошив одежды. В качестве клиентов выступают как физические лица в рамках индивидуальных заказов. Корпоративные заказы связаны с пошивом спецодежды. Также клиентами могут являться детские учреждения в части пошива школьной формы, формы для занятий в театральных студиях и др. Прием заказов осуществляется специалистами по работе с клиентами. в заказах определяются требования к модели, фасону, размеру одежды, требования к ткани и фурнитуре. После формирования заказа проводится расчет его стоимости, определяется порядок оплаты и далее заказ передается в производство. После пошива проводится примерка, при необходимости заказ дорабатывается. Далее проводится окончательный расчет и передача заказа клиентам.
Поставщиками выступают компании по реализации и производству тканей, фурнитуры и сопутствующих материалов.
Список видов деятельности ателье «Швейник»:
работа с индивидуальными заказами;
работа с коллективными и корпоративными заказами;
подбор моделей и фасона одежды, проектирование корпоративного стиля.
Потребительские сегменты включают: индивидуальных заказчиков, детские образовательные организации, спортивные секции, корпоративных клиентов.
Распределение по видам выпускаемой продукции показано на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Распределение по видам выпускаемой продукции
Как показано выше, наибольшую часть в выпуске продукции ателье составляют индивидуальные заказы, также большую часть составляет корпоративная, спортивная и школьная форма.
Схема организационной структуры ателье приведена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Схема организационной структуры ателье
Как показано на рисунке 1.2, в структуру ателье «Сказка» входят:
Производственный отдел, включающий швейных цех и технологов по разработке моделей и фасонов одежды;
Отдел по работе с клиентами;
Отдел кадров;
Обеспечивающие службы: экономический, юридический, кадровый, ИТ-отделы.
1.2 Функции информационной системы
Далее в рамках анализа технологии работы ателье проведено построение модели бизнес-процессов работы специалистов, на основании анализа которой определен перечень задач на разработку информационной системы.
Входящие информационные потоки в систему включают данные о заказах клиентов на пошив одежды. Результатные информационные потоки включают: отчетность по заказам, отчетность по оплате труда, сводные отчётные данные.
Основной бизнес-процесс в работе ателье включает:
учёт ассортимента одежды;
учёт заказов;
проведение расчетов по оплате труда сотрудникам ателье мод;
формирование отчётности.
В ходе проведенного анализа бизнес-процессов был определен перечень недостатков технологии при отсутствии автоматизированного режима обработки данных, включающий:
отсутствие оперативности при передаче информации о поступающих заказах на пошив одежды;
невозможность быстрого проведения расчетов по суммам оплаты труда работникам ателье мод;
невозможность автоматизированного ведения картотек выпускаемой продукции.
Внедрение информационной системы обеспечит возможности минимизации негативного влияния указанных недостатков. Задачи автоматизации деятельности ателье включают:
учет видов выпускаемой продукции;
учет данных о клиентах;
получение данных о заказах;
учет данных о сотрудниках ателье мод;
расчет данных по оплате труда сотрудников;
формирование отчётности.
2 Выбор средств разработки
2.1 Выбор системы управления базой данных
Далее проведено обоснование выбора СУБД, которая может использоваться в рамках эксплуатации разрабатываемой информационной системы учета заказов в ателье мод.
Далее в рамках реализации проекта проводится выбор формата хранения базы данных. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика наиболее распространенных СУБД. Выбор СУБД предполагает учет производительности, совместимости, наличия возможностей создания объектов, включающих триггеры, представления, процедуры и функции, наличие средств разграничения доступа.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика наиболее распространенных СУБД
MS SQL Server PostgreSQL MySQL
Совместимость с "1С: Предприятие" + + +
Наличие системы разграничения доступа Реализовано Реализовано Реализовано
Разработка представлений, процедур Реализовано Реализовано Реализовано
Параметры быстродействия Оптимально Требует оптимизации Требует оптимизации
Риски, связанные с лицензированием Нет Присутствуют Присутствуют
Кроссплатформенность + + +
Работа с триггерами + + +
Отсутствие системных ошибок, связанных с ИТ-инфраструктурой компании Отсутствуют Отсутствуют Отсутствуют
Как показано в таблице 1, каждая из рассмотренных СУБД может использоваться для проектирования информационной системы складского учёта. При этом оптимальными характеристиками и отсутствием рисков блокировки лицензий обладает СУБД MS SQL Server.
2.2 Выбор приложения для создания клиентской части
В рамках разработки информационной системы проведено обоснование выбора платформы для реализации системы автоматизации технологии работы ателье мод. В таблице 2 проведено сравнение средств программной реализации ПО. При выборе платформы для разработки приложений необходимо учитывать возможности автоматизированного решения поставленных задач, характеристики быстродействия, условия лицензирования, возможности интеграции в ИС компании, реализацию требований защиты информации.
Таблица 2 - Сравнение средств создания приложений
1С: Предприятие MS Visual Studio Py Charm
Возможность реализации задач автоматизации деятельности ателье мод + + +
Настройка структуры справочной и оперативной информации + Частично +
Возможности интеграции с подсистемами бухгалтерского учета компании Полностью Частично Частично
Наличие системы управления учетными записями С использованием режима конфигуратора Встроенная система отсутствует Встроенная система отсутствует
Наличие системы мониторинга управления сервером С использованием режима конфигуратора Встроенная система отсутствует Встроенная система отсутствует
Кроссплатформенность + + +
Наличие инструментов быстрой разработки приложения + + +
Поддержка различных фреймворков Частично Полностью Частично
Возможности создания пользовательских отчетных форм С использованием режима конфигуратора Встроенная система отсутствует Встроенная система отсутствует
Как показано в таблице 2, по большинству критериев оптимальным решением для разработки системы автоматизации туристического агентства является среда «MS Visual Studio», поддерживающая обмен данными с системой бухгалтерского учета компании, возможности использования различных фреймворков. Система обеспечивает приемлемые характеристики быстродействия, возможности настройки отчётных форм, а также поддерживает возможности создания пользовательских объектов.
2.3. Выбор языка программирования
Далее приведено сопоставление языков программирования, которые могут быть использованы при разработке приложения (таблица 3).
Таблица 3 – Сравнение языков программирования
Критерий C# C++ VB
Тип Объектно-ориентированный Объектно-ориентированный и компонентно-ориентированный Объектно-ориентированный
Поддерживаемая ОС Microsoft Windows Microsoft Windows, Linux, mac OS Microsoft Windows
Стабильность + + +
Тип приложений Консольные, мобильные, WPF Консольные, автономные Консольные, мобильные, WPF
Поддерживаемое приложение для создания клиентской части Visual Studio Visual Studio, C++ builder, Rad studio Visual Studio
По итогам проведенного сравнения языков реализации приложения выбран C#, так как в компании предполагается эксплуатация под ОС Windows, в данном языке поддерживается множество возможностей настройки компонентов пользовательских приложений.
3. Проектирование базы данных ателье
3.1. Информационная модель
В соответствии с поставленными задачами автоматизации определен перечень информационных объектов, включающий:
Типы одежды;
Модели одежды;
Клиенты;
Заказы;
Сотрудники.
На рисунке 3.1 приведена диаграмма «Сущность - Связь» разрабатываемой системы.
Рисунок 3.1 – Диаграмма «Сущность - Связь»
Далее приведено обоснование связей между указанными сущностями.
Каждый клиент может делать множество заказов. Связь «Один – ко - многим».
Каждая модель одежды может заказываться множество раз. Связь «Один – ко - многим».
Каждому типу одежды соответствует множество моделей одежды. Связь «Один – ко - многим».
Каждый сотрудник выполняет множество заказов. Связь «Один – ко - многим».
3.2. Реализация логической модели данных
Далее проведено определение реквизитного состава выбранных информационных объектов.
В таблице 3.1 приведен реквизитный состав объекта «Типы одежды».
Таблица 3.1 Реквизитный состав объекта «Типы одежды»
Реквизит Тип данных Примечание
Код типа одежды Целое Ключевой атрибут
Наименование типа одежды Текст
В таблице 3.2 приведен реквизитный состав объекта «Сотрудники».
Таблица 3.2 Реквизитный состав объекта «Сотрудники»
Реквизит Тип данных Примечание
Код сотрудника Целое Ключевой атрибут
ФИО Текст
Должность
В таблице 3.3 приведен реквизитный состав объекта «Одежда»
Таблица 3.3 Реквизитный состав объекта «Одежда»
Реквизит Тип данных Примечание
Код модели одежды Целое Ключевой атрибут
Код типа одежды Целое
Описание модели Целое
В таблице 3.4 приведен реквизитный состав объекта «Клиенты».
Таблица 3.4 Реквизитный состав объекта «Клиенты»
Реквизит Тип данных Примечание
Код клиента Целое Ключевой атрибут
ФИО Текст
Адрес Текст
Телефон Текст
В таблице 3.5 приведен реквизитный состав объекта «Заказ».
Таблица 3.5 Реквизитный состав объекта «Заказ»
Реквизит Тип данных Примечание
Код заказа Целое Ключевой атрибут
Код модели одежды Целое
Код клиента Целое
Код сотрудника Целое
Статус Текст
Дата Дата
Стоимость Денежный
Размер Целое
На рисунке 3.2 приведена диаграмма логической модели данных.
Рисунок 3.2 – Диаграмма логической модели данных
Далее в соответствии с построенной логической моделью данных проведено проектирование базы данных в формате My SQL Server.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аврунев О. Е., Стасышин В. М. Бизнес-информатика. учебное пособие: / О. Е. Аврунев, В. М. Стасышин. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. – 121с.
2. Бабиева Н. А., Раскин Л. И. Автоматизация ИТ-сервисов на предприятиях: учебно-методическое пособие / Н. А. Бабиева, Л. И. Раскин. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
3. Зараменских Е. П. Информационные системы: управление жизненным циклом : учебник и практикум / Е. П. Зараменских. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 431 с.
4. Ковалёв А. В. Доступный ITIL® : настольная книга ИТ-руководителя: учебное пособие / А. В. Ковалёв. - Москва : Тезаурус, 2018. – 256c.
5. Дронь Е. А. Мастер-класс по разработке конфигурации Service Desk на платформе "1С: Предприятие 8.3" [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. А. Дронь. - Уфа : РИК УГАТУ, 2018. – 128c.
6. Васильков, А.В. Информационные системы и их безопасность: Учебное пособие / А.В. Васильков, А.А. Васильков, И.А. Васильков. - М.: Форум, 2018. - 528 c.
7. Волк В. К. Базы данных: проектирование, программирование, управление и администрирование: учебник для вузов: для студентов IT-специальностей / В. К. Волк. - Санкт-Петербург: ЛАНЬ, 2020. – 241с.
8. Волков С. В. Модернизация бизнес-процессов : учебное пособие / С. В. Волков. - Волгоград: ВолгГТУ, 2018. – 71с.
9. Гантц И. С. Разработка конфигураций в среде "1С: Предприятие»: учебно-методическое пособие / И. С. Гантц. - Москва: МИРЭА - Российский технологический университет, 2020. - 63 с.
10. Головкова А. С. Моделирование бизнес-процессов : учебное пособие / А. С. Головкова, Ю. В. Дмитриева, Л. В. Коптелова. - Белгород: Изд-во Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2019. - 178 с.