Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Финансовый климат государства, перспективы его дальнейшего развития определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, его дефицитом, размером государственного долга – агрегированной характеристикой такого дефицита. Государственный долг является такой же важной категорией в современных экономических системах, как рынок капитала, фискальная система, бюджетная система и т.д.
Целью государственного долга является не только привлечение средств институциональных и индивидуальных инвесторов, но и регулирование денежного обращения, влияние на процессы, происходящие на рынке кредитного капитала, и в целом, влияние на весь экономический процесс.
Актуальность рассматриваемой нами темы обусловлена тем, что в современных экономических условиях внешний долг - одна из основных задач, требующая взвешенного и качественного решения. Объективная возможность погашения внешнего долга – залог стабильности экономики страны.
Уровень процентных ставок, эффективность национального бюджета, стабильность обменного курса внутри страны и привлекательность инвестиций зависят от того, насколько хорошо управляется страна и какие решения принимаются для выплаты государственного долга. Следовательно, при формировании государственного бюджета власти должны учитывать оптимальный размер внешнего долга страны.
Целью данной работы является рассмотрение государственного долга и вопроса управления государственным долгом.
Задачи:
- описать сущность государственного долга;
- рассмотреть историю появления государственного долга, его развитие;
- изучить особенности государственного долга в странах Европы;
- проанализировать особенности государственного долга в России;
- описать последствия государственного долга для экономики страны.
Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – управление государственным долгом.
В истории экономики факт существования государственного долга рассматривался в различных школах экономической мысли. Государственный долг изучали А. Смит , Д . Рикардо , Дж.М.Кейнс , М. Фридмен, А. Вагнер, А. Пигу, А. Лернер, Ф. Модильяни, Р. Солоу, П. Самуэльсон , А . Лаффер, Р. Лукас, Р. Борро.
Глава 1. Теория государственного долга
1.1 Сущность государственного долга
Государственный долг - это неотъемлемая часть экономической системы государств мира, и его состояние оказывает влияние на экономику России . В современном мире не существует ни одного государства, которое бы не брало в долг у других государств. Одной из причин наличия государственного долга в стране является бюджетный дефицит, который приводит к неспособности государства осуществлять свои полномочия в регулировании сложившихся социальных и экономических отношений .
Государственный бюджет является центральным звеном государственной финансовой системы. Дефицит бюджета - это разница между общей суммой расходов и общей суммой доходов бюджета, превышение расходов бюджета над самими доходами. В случае бюджетного дефицита государство использует источники финансирования бюджетного дефицита, включая государственные займы. Дефицит бюджета и государственный долг тесно связаны, поскольку государственный заем наряду с налоговыми поступлениями является важным источником покрытия дефицита бюджета . При управлении государственным долгом перед властями стоит проблема не только поиска дополнительных источников финансирования, но и определения оптимального объема предоставляемых средств с учетом стоимости услуги и ее наиболее эффективного использования.
Наиболее важными принципами управления внутренним государственным долгом в мировой практике признаны экономия и оптимальность.
Управление государственным долгом это комплекс мер, применяемых в целях регулирования и обеспечения долга страны. Регулирование долговой политики может осуществляться рыночными и административными методами.
Рассмотрим основные методы управления государственным долгом.
1. Новация- замена одних долговых обязательств другими.
2. Унификация-объединение нескольких долговых обязательств в одно.
3. Конверсия-изменение условий займа со стороны доходности.
4. Консолидация-изменение условий обращения займов со стороны реструктуризации.
5. Рефинансирование-привлечение новых займов для погашения имеющихся долгосрочных обязательств
Обеспечение финансовой стабильности государства – это деятельность государства (и всего общества тоже), направленная на: а) поддержание стабильного состояния финансовой системы, б) защиту национальных финансовых интересов; в) предупреждение и ликвидацию угроз финансовых кризисов .
Достижение критериальных требований к финансовой стабильности определяется системой конкретных индикаторов. В целом, индикаторы показывают направление движения системы в диапазоне от регрессии к прогрессии. Что касается финансовых индикаторов, то они сохраняют свое основное предназначение как сигнального параметра направления движения системы, ограничиваясь рамками своей спецификации – сферой финансовой системы. Дальнейшее разграничение финансовых индикаторов происходит уже в зависимости от выбранной для мониторинга финансовой категории, в том числе и финансовой стабильности государства.
Учитывая практическую значимость индикатора и проецируя её на разработанные концептуальные основы финансовой стабильности государства, сформулируем сущность синтезированного понятия: индикаторы финансовой стабильности государства – это параметры состояния финансовой системы, выход за пороговые значения которых вызывает угрозу ее стабильности.
Основные методические трудности в формировании системы индикаторов финансовой стабильности состоят в сложности формирования как самой структуры внутренних элементов, так и определения их предельных параметров.
Следует отметить, что в связи с чередой финансовых кризисов, прошедших в конце ХХ в., актуализируются поиски действенных индикаторов финансовой стабильности. Многие исследователи (Франкель, Роуз, Эйхенгрин, Глик, Морено, Камински, Рейнхарт и др.) провели фундаментальные исследования в поиске индикаторов – предвестников приближающегося финансового кризиса и предложили собственное видение структуры системы мониторинга стабильности финансовой системы.
В настоящее время применяется несколько групп финансовых индикаторов (в частности: группа индикаторов финансовой безопасности, группа индикаторов финансовой устойчивости), формирующих собой совокупную систему мониторинга.
Внедрение такой системы направлено на:
1) повышение прозрачности функционирования финансовой системы государства и её составляющих в процессе интеграции в мировое финансовое пространство;
2) улучшение информированности органов управления в части состояния финансовой системы;
3) обеспечение необходимых предпосылок для разработки системы предупреждающих мероприятий в отношении обеспечения финансовой стабильности и их своевременного внедрения .
Что касается индикаторов финансовой безопасности, то мы их расцениваем как показатели критического состояния финансовой стабильности, поскольку нарушение их предельного уровня приведет к снятию защиты финансовых интересов для всех субъектов финансовых отношений – начиная от домохозяйств и заканчивая стратегическими интересами самого государства.
Дефолт представляет собой экономическое явление, которое обусловлено отказом или неспособностью субъекта выполнять свои долговые обязательства перед кредиторами .
Характерной особенностью государственного дефолта является совокупность причин его возникновения, включающие в себя как финансовую несостоятельность страны, так и ряд политических факторов. К ним можно отнести нерациональную политику в области создания и обслуживания денежных резервов, нецелесообразное распределение денежных средств на поддержание различных социальных проектов, санкционное давление со стороны зарубежных стран и международных финансово-валютных фондов, концентрацию ресурсов на отдельных видах деятельности, сопровождающуюся оттоком капитала от остальных отраслей хозяйствования, а также иные внешние факторы.
Традиционно принято выделять два вида государственного дефолта: простой и технический. Простой дефолт предполагает отсутствие собственных накопленных средств, которые можно направить на погашение задолженности. В дальнейшем странами-кредиторами запускается процесс реструктуризации внешних долговых обязательств для последующего урегулирования долговых отношений. Технический дефолт чаще всего выступает в роли предвестника простого дефолта, являясь нарушением договора займа в виде неоплаты основного долга или процентов заемщиком по причинам, отличным от нехватки собственных средств на обслуживание задолженности. После наступления технического дефолта объявляется grace period, в течение которого страна-эмитент обязана осуществить погашение облигационных обязательств для предотвращения изменения статуса ценной бумаги, свидетельствующего о дефолте заемщика . При угрозе наступления государственного дефолта управление возлагается на Международный валютный фонд, который разрабатывает стратегии выхода эмитента из кризисного положения за счет реализации широкого комплекса ограничительных мер, однако, решение о принятии этих мероприятий остается на усмотрение правительства страны-заемщика.
Помимо экономического кризиса, государственный дефолт сопровождается рядом негативных последствий, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. К ним можно отнести:
Фрагмент для ознакомления
3
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 22.01.2024)
2) Аврамчиков т. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019.
3) Агур И., Денежно-кредитная экспансия и инфляционные риски (оценка МВФ) // Экономист. — 2021. — № 10. — С. 86-90
4) Акматалиева А. С., Харькина Е. В. Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России // Молодой ученый. – 2020. – No23 (313). – С. 346-350
5) Афанасьев М. П., От профицитной к дефицитной бюджетной политике // Проблемы прогнозирования. — 2021. — № 5. — С. 42-50
6) Беляков И. В., О долге российского государственного сектора // Вопросы экономики. — 2021. — № 2. — С. 48-50
7) Брагинская, Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности: монография / Л. С. Брагинская. - Москва: Университетская книга, 2020.
8) Буряк А. С., Бирюков В. В. Анализ состояния внутреннего долга на современном этапе// ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. С. 50-55
9) Государственные финансы : учебное пособие / В. М. Федосов, Л. Д. Буряк, Д. Д. Бутаков и др.; под ред. В. М. Федосова, С. Я. Огородника, В. Н. Суторминой. – Киев, 1991.
10) Ершов М. В., Новые проблемы в мире: нарастание неопределенности // Современная Европа. — 2022. — № 7. — С. 120-134
11) Заиченко А. А., Саранчук Ю. М. Внешний государственный долг РФ: ретроспектива и современное состояние// Экономика и инновации : сборник статей участников межвузовской научно-практической конференции. 17 ноября 2022 г. : в 3 т. – Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2023. С. 90-95
12) Запольский С. В., К вопросу о концепции реформирования бюджетного законодательства // Государство и право. — 2023. — № 6. — С. 73-80
13) Игонина Л. Л., Государственный долг и долговая нагрузка субъектов РФ: ключевые тенденции 2010–2022 гг. // Финансы. — 2023. — № 5. — С. 18-25
14) Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.:Эксмо, 2019
15) Киряева В. Е., Мохов И. А. Государственный долг и его последствия для национальной экономики// УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Сборник статей 11-й Международной научно-практической конференции. Том 1. Курск, 2021. С. 241-245
16) Липчуи Н.В., Храмченко А.А., Захарова Д.П., Клевцов Д.В. Оценка внешнего долга Российской Федерации // Вестник академии знаний. – 2022. – No 51 (4). – С. 402-410
17) Мохнаткина, Л. Б. Государственный и муниципальный долг: учебное пособие / Л.Б. Мохнаткина. - Москва: ИНФРА-М, 2022.
18) Николайчук, О. А. Внешний долг России: монография / О.А. Николайчук, Н.О. Люшнина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2019.
19) Норкин А. В., Смирнова И. А., Коробова В. Ф. Государственные заимствования субъекта Российской Федерации в контексте нового понятия «долговой устойчивости» региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – No 7-2. – С. 61-65
20) Полидуц С. А. Экономическое содержание категории «Государственный долг // Вестник ЧелГУ. – 2012. – No 10 (264). – С. 32-40
21) Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Сочинения. Т. 1 [Текст] / Давид Рикардо. – Москва : Государственное издательство политической литературы, 1955. – 860 с.
22) Саврадым В. М. Финансовая стабильность государства: индикативный подход//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. Труды XXI Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2022. С. 199-205
23) Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 684 с.
24) Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 95 (с изм. от 03.03.2023) "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410994/ (дата обращения 22.01.2024)
25) Унежева А.Я. Оценка современного состояния внешнего государственного долга России // Университетская наука – региону: сборник научных трудов / ответственный редактор Л.И. Ушвицкий. – Ставрополь, 2020. – С. 279-285
26) Хамалинский И. В. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние // Вестник МИЭП. – 2017. – No 1 (26). – С. 32-40
27) Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования./ А.А. Храмченко, Вакуленко А.А., Салова А.А./Вестник Академии знаний. 2020. No 5 (40). С. 447-450
28) Хуторова Н. А. Наращивание государственного долга как угроза мировой экономике// Современные проблемы мировой экономики и финансов : 18 Международная научно-практическая конференция (29 апреля 2021) : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей по итогам конференции / Акад. труда и соц. отношений, Экон. фак., Каф. мировой экономики, финансов и страхования ; под общ. ред. В. Д. Рожкова, Г. Ф. Фатхлисламовой, отв. за вып. Г. Ф. Фатхлисламова. – Москва : АТиСО, 2021. С. 360-365
29) Цареградская Ю. К., Суверенный дефолт: теория и практика правоприменения // Финансовое право. — 2022. — № 11. — С. 11-15
30) Цареградская Ю.К., Государственный долг России в системе финансового права: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. — 166 с.