Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Увеличение числа международных перевозок связано с ростом объемов внешнеторговой деятельности, что способствует развитию внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности каждого государства. Развитие транспортных коммуникаций связывает Россию с другими странами, что способствует ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Перевозка грузов воздушным транспортом также обусловлена необходимостью соблюдения таможенных требований. Особый интерес вызывает процесс оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом, поскольку их безопасность играет существенную роль.
Несмотря на его более высокую стоимость по сравнению с другими видами транспорта (железнодорожным, морским, автомобильным), авиатранспорт обладает выдающимися преимуществами, такими как быстрая доставка и высокое качество перевозок (точность, сохранность, безопасность) в режиме доставки от точки А до точки Б. Высокая стоимость перевозки уже не оказывает существенного влияния на выбор авиаперевозок, поскольку Международная ассоциация воздушного транспорта проводит гибкую политику в отношении тарифов.
Спрос на авиаперевозки становится хорошим индикатором экономического развития страны.
Таможенные органы, контролирующие международные грузовые потоки, играют важную роль в повышении безопасности цепи поставок товаров и способствуют социально-экономическому развитию путем сбора доходов и облегчения торговли. Они являются основными носителями таможенного контроля и, таким образом, актуальность данной темы очевидна.
Объектом исследования является общественные отношения, возникающие при обеспечении безопасности авиационных грузов и включающие отношения, касающиеся осуществления таможенного контроля в данной области.
Предметом исследования также является совокупность международных и национальных правовых (включая таможенные) норм, регулирующих особенности обеспечения безопасности авиационных грузов.
Целью исследования является исследование проведения таможенного контроля товаров перемещаемых воздушным транспортом.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
-рассмотреть понятие и сущность таможенного контроля;
-изучить нормативно-правовое регулирование таможенного контроля;
-исследовать международные стандарты таможенного контроля воздушных грузов;
-описать особенности проведения таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом;
-выявить противоречия в организации таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным путем;
-предложить мероприятия по решению проблем таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным путем.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод, а также общенаучные методы познания: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция; и частные методы: логический, сравнительно–правовой, статистический.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты таможенного контроля товаров
1.1 Понятие и сущность таможенного контроля
Таможенный контроль представляет собой комплекс действий, включая сеть, которую осуществляют работники ФТС, с целью обеспечения соблюдения законодательства ТС и государств-участников таможенного союза в сфере таможни. Должностные лица таможни проводят процедуру в строго установленном порядке для фиксации и проверки перемещения грузов через границу. При этом обязательно учитываются меры нетарифного регулирования, такие как ограничение на вывоз и ввоз определенных товаров с территории РФ, направленное на соблюдение международных обязательств, защиту экономики и внутреннего рынка страны. Нетарифное регулирование ВЭД может включать в себя установление квот, минимальных и максимальных стоимостей, лицензирование и сертификацию [7].
Комплексное обеспечение таможенного контроля при вывозе продукции начинается с момента принятия таможенной декларации, а при ввозе – с момента пересечения грузом и транспортным средством границы России. В список проводимых мероприятий входят кадровые, правовые, технические, экономические и организационные процедуры. Посредством них сотрудники ФТС достигают необходимых результатов в процессе исполнения правоприменительной, административно-хозяйственной, правоохранительной деятельности.
Таможенный контроль экспорта и импорта давно изучается в России. Проблема широко освещена в специализированной литературе, включая научные источники, которые затрагивают вопросы теории и практики, а также общей методологии. В результате исследования проблемы выявляются противоречия между необходимостью постоянного усовершенствования методов контроля и слабостью используемых методов. Другая сложность заключается в глобализации различных аспектов общественных отношений. Россия не может развиваться изолированно и должна активно сотрудничать с другими государствами, что предполагает участие в экономических союзах и международных объединениях.
Таможенный контроль по ТК ЕАЭС осуществляется в форме единого регулирования. В Таможенном кодексе установлены порядок и условия перевозки грузов через таможенные границы экономического союза, а также нахождения товаров на такой территории. Мероприятия регулируют прибытие и убытие продукции, временное хранение, таможенное оформление, декларирование, выпуск, уплату обязательных и специальных платежей, включая компенсационные и антидемпинговые пошлины. Кроме того, в ТК ЕАЭС содержатся подробные указания о выполнении должностных обязанностей сотрудниками ФТС и взаимодействии органов таможни. Таможенный контроль отличается от других видов тем, что проводится от имени государства, органами ФТС, с соблюдением законодательных требований [13].
Таможенный контроль по ТК ЕАЭС регулирует внешнеэкономическую деятельность на основе равноправия компаний, занимающихся экспортом и импортом. Важными факторами являются прозрачность при заключении международных соглашений по ВЭД, понятность и ясность процедур на таможне. Проведение контрольных мероприятий невозможно без использования современных информационных технологий, таких как система управления рисками.
Цель современного таможенного контроля заключается в обеспечении безопасности государства и общества, соблюдении правил ВЭД, выявлении и предотвращении незаконных действий, защите общественного порядка, прав граждан и бизнеса, а также содействии в противодействии международным террористическим организациям. Для достижения поставленных целей применяются различные формы контроля, включая устные опросы, проверку документов, досмотры, наблюдение, выяснение обстоятельств, проверку маркировки товаров, осмотр территорий и помещений, а также проверку учетной документации.
Мероприятия таможенного контроля классифицируются в зависимости от направления перемещения товаров (импорт или экспорт), объекта контроля (товары или транспортные средства) и времени проведения (предварительные, текущие и последующие). При выборе формы контроля применяется система управления рисками в соответствии с положениями Киотской конвенции ВТО. Контролю на таможне подлежат не только грузы и транспорт, но и таможенные декларации, деятельность участников ВЭД.
Процедуры таможенного контроля продолжаются до момента выпуска товаров для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенной продукции и реимпорта. В случае обращения товаров в государственную собственность, помещения их под процедуру отказа или уничтожения, фактического вывоза из территории ЕАЭС или признания части груза производственной потерей процедура контроля завершается [20].
Сотрудники ФТС обязаны проводить остановку транспортных средств в рамках таможенного контроля. Таможенные органы имеют право вернуть воздушные и морские суда, покидающие территорию ТС без необходимых документов. При контроле грузовых автомобилей вне контрольной зоны время проверки не должно превышать двух часов. Процедуры контроля осуществляются в плановом режиме на определенных таможенных пунктах, складах временного хранения и магазинах беспошлинной торговли. Декларант или его представитель должны предоставить запрашиваемые документы и информацию по первому требованию.
Виды таможенного контроля делятся на две категории: проверка товаров и транспорта. Для каждого вида транспорта – морских и речных судов, поездов, самолетов, автомобилей – выбираются специфические методы проверки. В рамках таможенных процедур различают проверку импортных, экспортных и транзитных грузов. Страны проводят односторонний, двусторонний или совместный таможенный контроль в зависимости от участия их органов в контрольных операциях.
Кроме того, таможенный контроль включает документальную и фактическую проверку, проверку товарных знаков и средств идентификации. В определенных случаях может быть проведен личный досмотр по усмотрению начальника таможенного органа на основании убедительных доказательств. Подозрения в нарушении законодательства могут вызвать проведение таких мероприятий [5].
Таможенный контроль грузов необходим для создания максимально невыгодных условий для нарушителей закона в сфере внешнеэкономической деятельности. Для этого используются наиболее эффективные методы проверки и формы контроля. Предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, должны быть готовы к возможным претензиям к их грузам на границе и последующей проверке в течение трех лет. Особое внимание и высокий профессионализм необходимы при сборе документов, декларировании и расчете платежей.
1.2 Нормативно-правовое регулирование таможенного контроля
Законодательство о таможенном регулировании включает следующие основные источники таможенного права: международные договоры Российской Федерации, акты, составляющие право Евразийского экономического союза, и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании. Источники таможенного права представляют собой внешние формы закрепления норм таможенного права. Таможенно-правовые нормы являются установленными или санкционированными государством правилами поведения, регулирующими отношения в области таможенного дела.
В соответствии с Конституцией РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются важной частью правовой системы страны. Существует два вида международных договоров, регулирующих таможенные отношения: таможенные конвенции и иные международные соглашения, включая те, которые применяются в сфере таможенного дела.
Основными актами, составляющими право Евразийского экономического союза, являются международные договоры в рамках союза, акты советов и комиссии. В случае отсутствия регулирования таможенных правоотношений международными договорами и актами, данные отношения урегулированы законодательством государств - членов союза о таможенном регулировании [1].
В рамках законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании основными источниками являются: федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 03.08.2018 года, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 289-ФЗ) начал действовать с 04.09.2018 года, за исключением определенных положений, для которых установлены другие сроки вступления в силу.
Необходимость данного закона обусловлена тем, что Таможенный кодекс Евразийского экономического союза ссылается на национальное законодательство. Эти нормы применяются главным образом в отношении технических аспектов таможенных операций. Также, в силу различий в законодательстве различных стран, определенные вопросы требуют регулирования с учетом норм других отраслей права, например, порядка обжалования или применения физической силы и специальных средств. Закон № 289-ФЗ содержит значительное количество норм прямого действия и направлен на ускорение таможенных операций, выполняемых таможенными органами, а также на усиление таможенного контроля за товарами после их выпуска.
По закону № 289-ФЗ определено, что отдельные отношения в сфере таможенного дела регулируются нормами других законодательных актов. Например, порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством о государственной границе Российской Федерации, а в отношении, не регулируемой данным законодательством, - законодательством о таможенном регулировании [4].
Законодательство о государственной границе опирается на Конституцию Российской Федерации, а также на международные договоры и состоит из закона РФ "О государственной границе Российской Федерации" от 01.04.1993 № 4730-1 и других федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.
Что касается взимания и уплаты таможенных платежей, относящихся к налогам, то законодательство о таможенном регулировании применяется в случаях, когда отсутствует регулирование в налоговом законодательстве, если иное не предусмотрено международными договорами. Законодательство о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы об указанных налогах и сборах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 04.08.2023)
2.Конвенция о международной гражданской авиации (с изменениями на 26 октября 1990 года)
3.Приказ ФТС России от 27.05.2011 № 1070 "Об утверждении Положения о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров"
4.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
5.Антонов, А.Ю. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза // Фундаментальные исследования. – 2023. – №2-2. – С. 397-401.
6.Бажов, Л.В. Международные воздушные перевозки. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2021. – 78 с.
7.Глаголева, Н.Н. Таможенный контроль в контексте повышения качества предоставления государственных таможенных услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, – 2020. – № 3 (55). – С. 171-177.
8.Елканов, Б.В. Таможенное оформление и таможенный контроль: понятия и правовая сущность // Бизнес в законе. – 2022. – № 3. – С. 54-56.
9.Казакова, С.В. Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2018. – №9. – С. 179-180.
10.Казуров, Б.К. Основы технологий и средств таможенного контроля – М.: Проспект, 2021. – 464 с.
11.Костин, А.А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции // Российский внешнеэкономический вестник. – 2023. – № 6. – С. 74.
12.Липатова, Н.Г. Экономическая сущность таможенного контроля в системе государственного контроля // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. –2022. – № 6. – С. 52-55.
13.Литвинова, Ю.М. Таможенный контроль в рамках Евразийского экономического союза: некоторые новеллы законодательства в связи с принятием ТК ЕАЭС // Юридический журнал. – 2022. – №3 (49). – С.163-169.
14.Отруцкая, М.В. Совершенствование таможенных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. – М.: РТА, 2022. – 247 с.
15.Погодина, Н.А. Таможенный досмотр: правовое регулирование и перспективы развития: монография. – М. : Юрлитинформ, 2021. – 144 c.
16.Серёмина, Р.Н. Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф.. – М.: Буки-Веди, 2022. – С. 166-169.
17.Соколова, Е.А. Исследование совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств // Kant. – 2022. – № 3. – С. 32-35.
18.Соломан, О.Л. Совершенствование управления таможенными рисками в процессе таможенного контроля товаров и транспортных средств: автор. – М., 2021. – 109 с.
19.Туровский, А.Д. Система управления рисками в таможенном деле. – СПб.: РИО, 2022. – 145 с.
20.Федоткина, И.И. Совершенствование таможенного контроля: опыт создания электронной системы сертификации происхождения товаров // Вестник Российской таможенной академии. – 2023. – № 3. – С. 119-123.
21.Халипов, С.В. Исключительная форма таможенного контроля требует особого внимания // Таможенное дело. – 2022. – № 3. – С. 17-20.
22.Чермянинов, Д. В. Правовой режим перемещения товаров через таможенную границу // Юрист. – 2022. – № 7. – С. 30-35.
23.Шамахов, В.А. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС. – М.: СофтИздат, 2022. – 258с.
24.Шевчук, П.С. Особенности применения технических средств таможенного контроля при проведении отдельных форм таможенного контроля. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2021. – 180 с.
25.Шевчук, П. С. Совершенствование технологии таможенного контроля воздушных судов с применением технических средств таможенного контроля // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии, – 2021. – № 3 (24). – С. 29-35.
26.Эмирова, А.Е. Системный подход к развитию транспортно- таможенной инфраструктуры // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2023. – Т. 5. – № 4 (16). – С. 124- 128.