Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Маркетинг - один из важнейших видов экономической и социальной деятельности. Целью маркетинга является повышение качества товаров и услуг и условий их приобретения, что в свою очередь ведет к повышению экономического уровня страны, качества жизни и формированию профессиональных маркетинговых качеств.
На сегодняшний день вопросы маркетинга и рекламы имеют огромное значение. Это связано с тем, что деятельность предприятия, не анализирующего свою внутреннюю среду, может привести к его ликвидации. Умение отделять и анализировать организационные элементы от внешних факторов является ключом к успеху компании. Маркетинговая среда, которая изменчива, накладывает ограничения и полна неопределенности, оказывает глубокое влияние на жизнь компании. Изменения, происходящие в этой среде, не являются ни медленными, ни предсказуемыми. Они могут быть большими сюрпризами и сильными ударами.
Каждая организация находится в своей среде и функционирует в ней. В маркетинге под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые влияют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на управление и адаптацию к ним. Любая деятельность всех без исключения организаций возможна только в том случае, если среда допускает ее существование. Под внутренней средой понимается хозяйственный организм предприятия, включающий его научно-технические и управленческие механизмы, направленные на оптимизацию производственной и сбытовой деятельности. Внутренняя среда содержит потенциальные возможности, которые позволяют организации функционировать и, следовательно, выживать и процветать в течение определенного периода времени. Когда мы говорим о внутренней среде предприятия, мы имеем в виду глобальную структуру предприятия, охватывающую все производственные предприятия, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в состав предприятия, независимо от их местонахождения и сферы деятельности.
Однако внутренняя среда также может быть источником организационных проблем и дезинтеграции, если она не обеспечивает необходимые функции для организации. Сегодня, в постиндустриальную эпоху, с информационным взрывом в компаниях, мы вынуждены уделять все больше времени таким областям, как реализация продукта, маркетинг, рост доходов и финансовое состояние. Каким бы компетентным и способным ни было руководство компании, вскоре оно поймет, что в условиях жесткой конкуренции на рынке практически невозможно снизить уровень производственных затрат ниже определенного предела. В то же время, если они обратят свои "глаза" в другую сторону и начнут искать способы увеличения доходов и продаж компании, то обнаружат, что возможности поистине безграничны. Для этого необходимо четко понимать, в чем заключается конкурентное преимущество компании. Это можно сделать, только опираясь на маркетинг, анализируя маркетинговую среду компании, зная и понимая новейшие методы изучения рынков, потребителей и конкурентов на одной рыночной орбите. Эта ситуация определяет актуальность данного исследования.
Так, объект исследования – маркетинговая среда организации сферы рекламы и PR
Предмет исследования – особенности функционирования маркетинговой среды организации сферы рекламы и PR
Цель работы: рассмотреть особенности маркетинговой среды организации сферы рекламы и PR
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие внутренней среды предприятия и ее составляющих;
-рассмотреть понятие макромаркетинговой среды предприятия;
-рассмотреть понятие микромаркетинговой среды предприятия;
-провести анализ маркетинговой деятельности предприяти, в частности, провести анализ производственно-хозяйственной деятельности фирмы;
-провести анализ комплекса маркетинга предприятия;
-провести анализ маркетинговой среды предприятия;
-разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих ученых: Алексеевой Н.В. [1], Бронской Т.А. [3], Зубкова Б.В. [8], Сулимовой Е.А. [16, 17], Шевченко М.Н. [19] и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания дисциплины «Основы рекламы» для студентов вузов соответствующего направления.
Структура работы: введение, три раздела, заключение и список литературы.
1. Сущностная характеристика маркетинговой среды предприятия
1.1. Внутренняя среда предприятия и ее составляющие
Внутренняя среда организации - это совокупность факторов, которые влияют на ее деятельность и контролируются самой организацией. Внутренняя среда - это элементы организации, которые связаны между собой культурой предприятия.
Внутренняя среда включает в себя организацию компании (ее структуру, культуру, механизмы контроля и стимулирования), сотрудников (человеческий капитал) и ресурсы (материальные и нематериальные активы). Каждый из этих элементов может быть сильной стороной, которая помогает менеджерам достигать целей компании, или слабой стороной, которая затрудняет продуктивную работу менеджеров по достижению целей компании.
Внутренняя среда организации – это источник ее энергии и главный фактор ее выживания. Она содержит потенциал, необходимый организации для функционирования, но также может быть источником неэффективности, неудач и трудностей для организации [9, с.15].
Таким образом, внутренняя организация компании может создавать среду, в которой легко или трудно работать. Это может быть просвещенная меритократия, среда, которая предоставляет работникам множество возможностей для продвижения, вознаграждает квалифицированных и творческих менеджеров и способствует высокой производительности, или среда, которая наказывает тех, кто выступает за перемены, вознаграждает только тех, кто поддерживает статус-кво, и препятствует высокой производительности [16, с.129].
Внутренняя среда состоит из двух частей: ресурсной и операционной. Ресурсная часть состоит из ресурсов, которые позволяют предприятию осуществлять свою деятельность. Эта часть включает в себя управление, финансы и человеческие ресурсы. Операционная часть – это ряд процессов, которые превращают ресурсы в продукцию. Сюда входят процесс анализа целевого рынка, процесс работы над получением новых знаний для создания новых продуктов, процесс поставки ресурсов, процесс производства товаров и процесс маркетинга.
У организации есть факторы и переменные, которые находятся под ее контролем, но могут влиять на стратегию управления и другие решения, которые называются внутренними организационными переменными. Это основные элементы менеджмента.
К основным внутренним переменным относятся цели, задачи, структура, технология и человеческие ресурсы. Ниже приведена модель взаимосвязей между основными переменными внутренней среды организации. (рис. 1) [2].
Цели организации - это стратегические цели, которые устанавливает руководство компании для определения ожидаемых результатов и направления усилий сотрудников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Н. В. Методы повышения эффективности продаж на основе аналитических компонентов интернет-маркетинга // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 8–15.
2. Баталова О.С. Содержание понятия «маркетинговая стратегия» // Проблемы современной экономики: материалы международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2021. 250 с.
3. Бронская Т. А. Анализ маркетинговой среды как основной элемент оценки конкурентоспособности предприятия //Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. – 2018. – №. 1. – С. 93-101.
4. Васильчук Н. А., Федорчук М. Ю. Роль исследований маркетинговой среды в управлении предприятием //К 150-летию со Дня рождения В.И. Вернадского. – 2013. – С. 200.
5. Голубчикова М. Е. ИНФРАСТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ //Красноярск, Сибирский федеральный университет, 15-25 апреля 2016 г. – С. 13.
6. Григорьев М. Н. Маркетинг: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. 559 с.
7. Егорова С. Е. Методологические основы маркетингового анализа //Экономика и управление. – 2008. – №. 3. – С. 135-138.
8. Зубков Б. В. Маркетинговая среда, а также ее влияние на практическую деятельность предприятия //Научно-исследовательская деятельность как фактор личностного и профессионального развития студентов. – 2018. – С. 365-368.
9. Ильина Н. А. Маркетинговая среда функционирования предприятий //Научный электронный журнал Меридиан. – 2017. – №. 7. – С. 15-17.
10. Информационные технологии в маркетинге: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией С. В. Карповой. М.: Издательство Юрайт, 2021. 367 с.
11. Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Всероссийская академия внешней торговли; под ред. В.И. Королева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017.
12. Кузнецова Е. В., Плохова А. О., Павлова И. Ю. Анализ состояния маркетинговой среды производственного предприятия //Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности: Сборник научных трудов. Под общ. ред. УГ Зиннурова. Уфа. – 2018. – С. 167-170.
13. Маркова А. П., Юдина Е. А. Выбор стратегии развития на основе оценки маркетинговой среды предприятия //Ответственный редактор: Сукиасян АА, к. э. н., ст. преп. – 2014. – С. 85.
14. Редько В. А. Современные подходы к определению маркетинговой среды //Наука молодых-устойчивое развитие Республики Коми. – 2022. – С. 47-51.
15. Рыжикова Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. 288 с.
16. Сулимова Е.А., Мазур Э.О. Влияние основных элементов внутренней среды организации на эффективность ее деятельности // Инновации и инвестиции. 2019. № 11. С. 152-155
17. Сулимова Е. А., Степанова А. И. Внутренняя среда организации как основа стратегического анализа //Инновации и инвестиции. – 2020. – №. 1. – С. 129-133.
18. Цапенко И. М., Трегубов В. Н. Анализ маркетинговой среды предприятия //Актуальные проблемы развития социально-экономических систем в условиях цифровизации. – 2020. – С. 25-29.
19. Шевченко М. Н. Анализ маркетинговой среды предприятий //Организатор производства. – 2017. – Т. 25. – №. 3. – С. 76-85.
20. Щепакин М. Б. Экономика маркетинговой и рекламной деятельности: учебное пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2021. 232 c.