Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Политические элиты: определение, функции, виды
1.1 Характеристика и функции политической элиты
Термин «элита» ввел в обществознание итальянский экономист и социолог В. Парето. Он считал, что элита – класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы в своей сфере деятельности, т.е. это лучшие. Он предлагал оценивать людей по 10-бальной шкале. Например, тот, кто сумел нажить миллион оценивался им на 10, зарабатывающий тысячу – 6, тот, кто еле сводит «концы с концами» - 1, а находящийся в приюте для нищих – 0 баллов. В состав политической элиты входят люди, обладающие политической властью в государственных и партийных институтах. Корни элитарного строения общества восходят к Платону, который делил общество на три слоя: философскую сверхэлиту, управляющих и массу. Первые научные теории элиты сформированы в XIX веке Г. Моской, В. Парето, Р. Михельсом. Они рассматривали общество как систему с небольшим количеством управляющих и большим количеством управляемых. Так, Моска элитой считал наиболее активных в политическом отношении людей, ориентированных на обладание властью. По его мнению, во всех обществах всегда существовали управляющие и управляемые. Первые и образуют «политический класс» под названием «элита».
Политическая элита - это «привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти» .
Властвующая элита – это часть общества, не принимающая участие непосредственным образом в политическом управлении, но обладающая наивысшими показателями и достижениями в своей профессиональной сфере. Основным признаком принадлежности к властвующей элите является занятие высших, господствующих позиций в обществе, политических структурах, экономике, военном комплексе, культуре, СМИ.
Как происходит рекрутирование в элиту? В формировании элиты обычно выделяют три принципа отбора:
1. По крови (аристократия от рождения).
2. По принципу владения (имущественная и денежная аристократия).
3. По достигнутому успеху (аристократия ума и таланта). Моска в книге «Правящий класс» пишет, что главная опасность для элиты – стремление превратиться в наследственную, закрытую группу, что непременно ведет к ее вырождению. Лучшим вариантом формирования элиты он считает третий – когда в нее попадают люди на основе своих способностей, образования и заслуг . Эту точку зрения поддерживал и русский философ И.А. Ильин, который писал, что демократия оправдывает себя только в том случае, если способствует выдвижению наверх лучших людей – искренних патриотов, людей чести и ответственности, умных, во-левых, обладающих организаторскими способностями, дальновидных и образованных. Хорошее образование считают важнейшим фактором формирования элиты многие политологи. И, видимо, это правильно. Так, во Франции многие члены политической элиты окончили Национальную школу администрации. Существуют классификации элиты. Так, индийский политолог П. Шаран выделяет три группы в составе политической элиты:
1. Высшая элита – люди, занимающие стратегически важные в политической системе посты: президент, премьер-министр, лидер правящей партии и т.п.
2. Средняя элита – наиболее влиятельные выборные (как правило) должности, входящие в состав какой-либо ветви власти: губернаторы, мэры крупных городов и т.п.
3. Административная элита – высший слой государственных служащих, занимающих ключевые должности в административном аппарате.
Такой же простой является и классификация элиты, предложенная американским ученым Р. Миллсом. Он строит следующий «треугольник власти:
1. Экономическая элита.
2. Политическая элита.
3. Военная элита (генералитет). Властвующую элиту, по его мнению, формируют частные школы, университеты и клубы, а важнейшим качеством характера, который помогает попасть в элиту является умение быть полезным начальству, от которого зависит ваше продвижение. Чтобы войти в элиту, считает он, нужно отказаться от собственных индивидуальных свойств и стать похожим другим членам элиты, своим среди них.
Сущность политических элит целесообразно рассматривать исходя из их социальных ролей и общественных функций. Специфика политических элит обусловлена множеством выполняемых ею общественных функций и решаемых задач в сфере обеспечения политического управления. Своеобразие политических элит заключается также и во множественности социальных отношений, отражающих процессы функционирования и развития общества. Обзор научной литературы показал, что наиболее значимыми функциональными элитами являются: экономическая, научно-техническая, управленческая, мелитократическая, духовно-религиозная, культурная, информационная.
Экономические элиты интерпретируются по-разному. Например, как верхушка крупных предпринимателей , политическое влияние которой зависит от силы (слабости) государства. К бизнес-элите предлагается причислять субъектов, обладающих не столько состоянием, сколько близостью к властным структурам. Учитывая свойство элитарности, экономическая элита - ограниченный круг лиц, извлекающий сверхдоходы,
характеризующийся высокой степенью закрытости членства, непрозрачности деятельности, связанностью с государственными финансами. В ряде случаев экономическую элиту рассматривают как совокупность торговой, банковской и финансовой элиты.
Некоторые исследователи сужают содержательное наполнение экономических элит до собственников и высших руководителей крупных корпораций. Нередко самостоятельную политическую повестку формируют предпринимательские ассоциации и союзы, что наделяет их руководителей статусом экономической элиты.
Специфика научно-технической элиты состоит в ее интеллектуальных способностях, творческой одаренности, что позволяет определять ее как интеллектуальную элиту .
Научно-техническая элита в силу своих функциональных особенностей и сфер деятельности идентифицируется рядом исследователей как субэлитная группа, представительство в элитных группах, околоэлитное окружение. Однако ее статус при определенных обстоятельствах может быть повышен.
Включенность в организационный механизм на всех уровнях государственного управления, наделение полномочиями по управлению ресурсами, наличие влияния обеспечивает представителям аппарата государственного управления вхождение в политико-управленческую элиту. Особый властный статус имеет федеральная административная элита. Персоны, занимающие ключевые позиции в структурах президентской и исполнительной власти, имеют доминирующее положение в системе политических элит, обладают значительной самостоятельностью и независимостью, способны влиять на другие элиты. Выполнение федеральной элитой функции принятия стратегических решений обеспечивается концентрацией и централизацией ресурсов.
Материалы публикаций позволяют выделить существенные характеристики региональных элит. В контексте федеративных отношений, региональные элиты сосредотачиваются на формировании модели отношений с центром, максимально полно и результативно защищающей свои интересы. Испытывая значительное экономическое, социальное, этнокультурное воздействие со стороны населения, региональные элиты чувствительны к социально-экономическим процессам на региональном уровне, что требует от них включенности в социально-управленческие и социально-регулятивные процессы. Их функции связаны с обеспечением своевременного и единообразного проведения государственных мероприятий, коммуникации населения региона и власти, перераспределения ресурсов внутри региона .
Исследования муниципальной власти показали, что политика на данном административном уровне осуществляется главным образом в интересах местного капитала.
Соответственно, городская политическая элита олицетворяется лидерами муниципального бизнес-сообщества, способного влиять на повестку городской политики. Состав и единство, стабильность и уполномоченность городских политических элит находится в зависимости от размера города, сложности его социальной структуры и экономической системы, уровня экономического развития, структуры городского управления.
Политико-милитократическая элита или военно-силовая компонента политической элиты исторически широко представлена в составе высшей и региональной власти России. В нашей новейшей истории упрочение политически позиций и авторитета руководящего командного состава силовых ведомств, военизированных организаций связывается исследователями с масштабностью задач государства по укреплению закона, порядка и ответственности, борьбе с преступностью, контролем над теневой экономикой, укреплению государственного сектора экономики.
Уточняет понимание политических элит, детализирует ее социальную и функциональную структуру концепция теологии власти. Наполняется соответствующей функциональностью политико-религиозная элита, включающая представительство разнообразных религиозных конфессий.
Теологические смыслы имплицитно проявляются в консолидации политических элит, в гуманистических ценностных ориентирах, применяемых технологиях власти. Актуальной тенденцией является использование религиозных организаций и их представителей в политических целях.
Структура политических элит справедливо расширена представителями элиты культуры и искусства. Нельзя не согласиться с утверждением о примате политической элиты при ведущем месте культурной элиты, сохраняющей исторически непреходящие ценности, а также создающей новые культурные и цивилизационные нормы.
Не отрицается детерминированность искусства и культуры политикой. Зачастую процессы, происходящие в сфере политики, определяют характер искусства. Однако искусство может быть самостоятельным и включаться в политическую жизнь. Элита культуры способна приобрести авторитет в обществе: она транслирует и формирует модели поведения, а ее образная система, создает им широкую популярность, в т.ч. политическую.
Самостоятельность, объективность и независимость в интерпретации политических событий, формировании политической, общественной, социальной и пр. повесток вводит представителей средств массовой информации в состав политических элит. Элита средств массовой информации владея, управляя средствами массовой информации, обладает широкими возможностями влияния на общество. Общественно-политическая практика свидетельствует, что успешность политических элит находится в зависимости от степени ее влияния на средства массовой информации, инкорпорированности в информационную элиту, способов взаимодействия с ней.
Основными причинами формирования элит являются:
1) сложно организованная система общества, в полной мере нуждается в управлении, в профессиональной деятельности компетентных людей.
2) люди, способные управлять обществом, которые имеют в наличии навыки, умения, знания и опыт в управлении.
3) политическое неравенство, т.е. разная степень участия людей в политике.
4) стремление к власти, обеспечивает широкие возможности, не только достижения профессиональных целей, но и удовлетворение собственных интересов.
5) пассивное население, занятое удовлетворением собственных экономических или социальных потребностей, предпочитающих быть дальше от сферы политики.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акопов Г. Л., Понеделков А. В., Брюханова Н. В. Формирование нового типа политических элит в условиях цифровой трансформации// ВЛАСТЬ И ЭЛИТА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ, ТРАЕКТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: материалы Четвертого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием 25 марта 2022 г., Ростов-на-Дону, ред.-изд. гр.: В.В. Рудой (руководитель), А.В. Понеделков, А.Ю. Голобородько и др. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2022. С. 237-240
2) Алтунян К., Проблема рекрутирования и эффективности политической элиты // СОТИС - социальные технологии, исследования. — 2018. — № 5 (91). — С. 73-76
3) Ашин Г. К. История элитологии. - М.: Издатель А. В. Соловьев, 2004. С
4) Гончаров П. К., Политическая элита: концептуальные подходы, сущностные и динамические характеристики // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 5. — С. 32-40
5) Денисов И. Трактат Аристотеля «Политика». М.: Мысль, 2002.
6) Домрин А. Н., Американская элита и президентская власть: история, политика, право. — Москва : Товарищество научных изданий КМК, 2019.
7) Карабущено П.Л. Элитология мифа. М.: Инфра-М. 2019. – 320 с.
8) Колесник Н. В., Образовательные траектории российской элиты: региональная проекция // Мир России. — 2019. — № 4. — С. 30-35
9) Кочетков А. П., Транснациональные элиты в глобальном мире: монография. — Москва : Аспект Пресс, 2020.
10) Куликова Е. В., Кондратенко Е.Н. Особенности рекрутирования современной российской политической элиты// СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ, ЭКОНОМИКЕ, ПОЛИТИКЕ, ПРАВЕ. Сборник докладов XIII международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Под редакцией Т.П. Черкасовой, Л.Л. Ивановой. Ростов-на-Дону, 2023.С. 92-97
11) Михельс Р. Социология политических партий в демократических исследованиях // Диалог. 1990. № 5, 9; 1991. № 4.
12) Монтескье Ш.Л. О духе законов /Перевод А. Матешука. - М.: Мысль, 1999.
13) Моска Г. Правящий класс // Социс, 1994, № 10, с. 187-198; № 12, с. 97— 117.
14) Основы политической элитологии: учеб. пособие / Ашин Г. К., Понеделков А. В., Игнатов В. Г., Старостин А. - М. М.: ПРИОР, 2019.
15) Падерина С. А., Октябрьская революция в символической политике российской элиты ХХI в. // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. — 2017. — № 6. — С. 81-90
16) Паин Э. А., Популизм и элитизм в современной России: анализ взаимосвязи // Полис: Политические исследования. — 2019. — № 1. — С. 33-37
17) Парето В. О применении социологических теорий // Социс. 1995. № 10. С. 137-145
18) Парето В. Трансформация демократии // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. - М.: Изд-во МУБиУ, 1996.
19) Плаксин, В.Н. Политология: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 260 с.
20) Понеделков А. В., Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира // Власть. — 2019. — № 1. — С. 201-206
21) Родионов М. А., Политические элиты и национальная идентичность // Социально-гуманитарные знания. — 2018. — № 4. — С. 126-130
22) Самохина А. В., Региональная политическая элита 90-х годов ХХ века в социальной и культурной памяти народа (на материалах писем жителей Челябинской области) // Архив в социуме - социум в архиве. — Челябинск, 2018. — С. 302-310
23) Сарбаева Н. И. Политическая элита: сущность, типы, функции//ЮНОСТЬ И ЗНАНИЯ - ГАРАНТИЯ УСПЕХА -2020. Сборник научных трудов 7-й Международной молодежной научной конференции: в 3 томах. 2020. С. 385-387
24) Скоробогатый П., Пять вопросов к партийной системе России // Эксперт. — 2018. — № 45. — С. 64-70
25) Слива Е. С., Черкасова Т.П. Социальные роли и общественные функции политических элит//СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ, ЭКОНОМИКЕ, ПОЛИТИКЕ, ПРАВЕ. Сборник докладов XIII международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Под редакцией Т.П. Черкасовой, Л.Л. Ивановой. Ростов-на-Дону, 2023. С. 341-343
26) Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков Т. V. - М.: Норма, 2013.
27) Шатилов А. Б., Современное политическое лидерство: возможности и ограничения // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2020. — № 2. — С. 144-150
28) Щетко К.Н. Интеграционные функции современной российской политической элиты // VIII Столыпинские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 121-127.
29) Heinzen, J. The art of the brube: corruption, law and everyday practice in the late stalinists USSR / J. Heinzen // The National Council of Eurasian and Eastern European Research. Title VIII program. – Seattle, 2007. – 30 p. –http://www.ucis.pitt.edu/nceeer/2007_820-7g_Heinzen.pdf (date of аccess: 05.03.2024).