Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из основных задач любого предприятия является решение вопросов обеспечения своей текущей деятельности и инвестиционные решения. При принятии управленческих решений такого уровня, надо, знать, как оно повлияет на будущую прибыль и рыночную стоимость компании. Так как основной целью дивидендной политики является определение необходимой пропорции между потреблением прибыли в настоящем периоде и ростом ее в будущем, призванном обеспечить инвестиционную активность, то именно с помощью дивидендной политики можно и нужно наращивать рыночную стоимость фирмы и надолго обеспечить ее стратегическое развитие.
Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией, представляя собой, совокупность способов и методов начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли. Грамотно выстроенная дивидендная политика, является гарантом профессионализма управления компании в целом и обеспечивает ее дальнейшее развитие, привлекая, внимание акционеров.
Дивидендная политика не должна противоречить общим целям компании, одной из задач которой является максимизация богатства акционеров. Однако, дивидендная политика осуществляется, не только для удовлетворения интересов акционеров, но и для доходного применения дивидендов внутри компании.
Целью курсовой работы является анализ дивидендной политики и разработка предложений по ее совершенствованию в ПАО «Сбербанк». Для достижения цели выявлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы формирования и реализации дивидендной политики компании;
- провести анализ факторов определяющих дивидендную политику ПАО «Сбербанк»;
Объектом исследования являются источники формирования дивидендов и факторы, влияющие на выбор типа дивидендной политики и ее аспекты.
Предметом исследования курсовой работы является дивидендная политика ПАО «Сбербанк»
Актуальность данной темы заключается в том, что дивидендная политика, как и управление, структурой капитала, оказывает существенное влияние на текущее положение компании на рынке капитала, в частности на изменение цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени информируют их о том, как работает компания, в акции которой они вложились.
В работе использованы такие методы исследования как: метод наблюдения, прогнозирования и аналитический метод.
В основу информационной базы при написании курсовой работы легла научная литература в области финансового менеджмента, учебные пособия, научные статьи. Для выполнения аналитической части были использованы данные бухгалтерского баланса, ежегодные отчеты о финансовых результатах и уставные документы банка.
Глава 1.Содержание дивидендной политики
1.1.Методические подходы к разработке дивидендной политики
Дивидендная политика организации в форме акционерного общества представляет собой, часть финансовой политики, связанной с использованием чистой прибыли. Руководитель вместе с финансовыми аналитиками решает вопрос о том, как грамотно распределить чистую прибыль. Направить ее выплату дивидендов по акциям либо расширять портфель заказов.
Дивиденды представляют собой выплаты из чистой прибыли в качестве дохода акционеров. Регулярный характер дивидендных выплат, сигнализирует об успешности бизнеса.
Термин дивидендной политики также в широком смысле, можно охарактеризовать как процесс образовании доли чистой прибыли, которая направляется на выплату дохода акционеру, в соответствии с долей его вклада.
Процесс организации дивидендной политики имеет цель, определения необходимого отношения между текущим потреблением прибыли собственниками и ростом прибыли в будущем периоде, которое максимизирует рыночную стоимость акционерного общества и сопровождается ростом стратегического развития. Отсюда следует, что дивидендная политика является неотъемлемой частью финансовой политики, управления прибылью.
При выборе типа дивидендной политики компании, учитывается особенность ее финансовой политики и базируется на нескольких теориях влияния размера дивидендов на стоимость акций и на благосостоянии акционеров.
Теория Модильяни – Миллера утверждает, что соблюдении ряда условий, приводит к такой ситуации, когда рыночная стоимость акции и благосостояние акционеров, не зависит от дивидендной политики, так как эти показатели зависят от суммы общей формируемой прибыли, а не только ее потребляемой части. Данная теория неприменима на практике, так как она действительна лишь при наличии ряда ограничений, которые в реальности отсутствуют.
Теория предпочтительности дивидендов, авторами которой являются Д. Гордон и Д. Линтер, утверждает, что каждая единица дохода, выплаченная акционеру в форме дивидендов, освобождена от риска и поэтому стоит больше, чем доход, получение которого планируется в будущем. Следовательно, выплата максимальных дивидендов преимущественно реинвестирования дохода.
Противники этой теории утверждают, что рассматривать лишь фактор риска нельзя, так как дивиденды могут быть реинвестированы в акции других корпораций.
Согласно теории минимизации дивидендов, эффективность дивидендной политики компании определяется возможностью уменьшения налогов по текущим и будущим выплатам собственникам. Данная теория предпочитает капитализацию дивидендных выплат. Однако, теория налоговых предпочтений исключает мелких акционеров, которые предпочитают текущие дивидендные выплаты.
Теория соответствия дивидендной политики структуре акционеров или так называемая «теория клиентуры». Согласно теории, компаниям необходимо проводить дивидендную политику, которая отвечает интересам крупных акционеров. Если мажоритарный акционер заинтересован в реинвестировании прибыли, то именно эту политику должна предпочесть компания. Инвесторы, заинтересованные в получении регулярных дивидендов, вынуждены в таком случае, направлять свои инвестиции в другие компании. Следовательно, состав акционеров становится однотипным.
Стабильные гарантированные выплаты при наличии высокой связи с финансовыми результатами хозяйственной деятельности предприятия, является существенным преимуществом данной политики. Наиболее применима данная политика для предприятий с нестабильным размером прибыли. Однако, небольшие выплаты в течение продолжительного периода, влияют на рыночную цену акции, ограничивая их привлекательность.
Политика стабильного уровня дивидендных выплат устанавливает долгосрочный норматив коэффициента дивидендов по отношению к сумме
Предсказуемость, простота формирования и наличие тесной связи с величиной чистой прибыли, являются несомненным преимуществом данной дивидендной политики. Однако, постоянное изменение чистой прибыли, влечет за собой нестабильный характер дивидендных выплат, данная нестабильность вызывает перепады в рыночной цене акций. Акционеры, избегающие риска, не предпочитают инвестировать в акции, применяющие данную политику, даже при наличие солидных дивидендов. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа. Если же размер прибыли существенно меняется во времени, эта политика создает значительную угрозу банкротства.
Политика постоянного возрастания размера дивидендов. Дивиденды растут, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предыдущем периоде. Рост дивидендных выплат обеспечивает престижный имидж и рост стоимости акций на фондовом рынке, но политика ввиду своей негибкости ее проведения сопровождается ростом финансовой напряженности.
Данная политика не рекомендуется предприятиям, у которых не наблюдается постоянный рост прибыли, так как это создает угрозу банкротства.
В процессе осуществления дивидендной политики, предприятию необходимо учитывать множество различных факторов. К основным факторам, определяющим практическое формирование и проведение дивидендной политики компании, относят
Обеспечение достаточного размера инвестиционных ресурсов. Дивидендную политику главным образом определяют инвестиционные возможности компании. Многие компании, сталкиваясь с ситуацией в которой необходимо решить проблему поиска финансовых ресурсов в целях наращения производственных мощностей, прибегают к политике минимизации дивидендных выплат. К факторам, характеризующим инвестиционные возможности компаний, относятся: стадия жизненного цикла компании, рыночная конъюнктура товаров, потребность в расширения своих инвестиционных программ, готовность планируемых к финансированию инвестиционных проектов с высоким уровнем доходности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. 23.04.2018 № 409-ФЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301
3. Устав публичного акционерного общества «Сбербанк России» - ПАО «Сбербанк»: принят учред. собранием акционеров . 22 март 1991 г. : изм. и доп учредительным собранием акционеров 24 июля 1995 г.
4. Положение о дивидендной политике открытого акционерного общества ОАО «Сбербанк Росии», Москва 2015
5. Положение о Наблюдательном совете / ПАО «Сбербанк» : утверж. общим собранием акционеров 10 апр . 2014 г. № 28
6. Аристов, Д.В., Гузов, К. А. Ликвидность банков: скрытая угроза. //Деньги и кредит. - 2014. - №7. - с. 49-51
7. Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие. / Под ред. В.Г. Артеменко, М.В. Белендир - М.: ДИС НГАЭиУ, 2014. - 239 с.
8. Балабанов И.Т. Банковское дело: Учебник. / Под ред. доктора экон. наук, проф. И.Т. Балабанова, Г.Г. Коробовой - М.: Юристъ, 2013. - 751 с.
9. Балтроп К., Дж. МакНотон. Банки на развивающихся рынках: В 2-х т.: Пер. с англ.: т. 2: Интерпретирование финансовой отчетности. / Балтроп К. Дж., МакНотон - М.: Финансы и статистика, 2014 г. - 356 с.
10. Банковские операции: учебное пособие/Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2009. – 352 c.
11. Банковский менеджмент / под ред. Е. Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -319 с.
12. Батракова, Л.Г. Экономико-статический анализ кредитных операций коммерческого банка: учебное пособие. / Под ред. Л.Г. Батракова - М.: Университетская книга: Лотос, 2013. - 289 с.
13. Белов В.А. Банковское право России: теория, законодательство, практика./ В.А. Белов. - М.: ЮрИнфоР, 2011. -17с.
14. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроликовецкой - М.: Финансы и статистика, 2014. - 368 с.
15. Бор М., Пятенко В. Практика банковского дела. Стратегическое управление банковской деятельностью. М.: ПРИОР, 2009. – 288 с.
16. Борисова В.Д. Влияние уровня капитализации и риска на эффективность и устойчивость банковского портфеля / В.Д. Борисова / Деньги и кредит. - 2011. - № 11. - с. 6-10.
17. Буевич, С.Ю. Анализ финансовых результатов банковской деятельности: учебное пособие. / Под ред. С.Ю. Буевич, О.Г. Королев - М.: КНОРУС, 2014. - 365 с.
18. Каирова Ф.А. Вопросы обеспечения финансовой устойчивости банковской системы в России //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1.
19. Коваленко О.Г. Организация политики управления привлеченными ресурсами как резерв роста ликвидности коммерческого банка //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2012. - №4. - С. 89-92.
20. Козушкин П.В. Оценка качества депозитной базы коммерческого банка // Банковское дело. - 2012. - № 4. - С. 66-67.
21. Копосов В.И. Модели и алгоритмы минимизации рыночного риска инвестиционных портфелей в условиях высокой волатильности: авто- реф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2013.
22. Кратович П.В. Нейросетевые модели для управления инвестициями в финансовые инструменты фондового рынка: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Тверь, 2011
23. Кретова Н.А. Методы управления устойчивостью коммерческого банка. //Банковское дело. – 2014. – №30.
24. Крячков А.Ф. Аспекты минимизации рисков в маркетинговом продвижении предприятия //Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями : межвуз. сб. науч. тр. Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2014. Вып. 1.
25. Лаврушин О.И., Афанасьева О.Н., Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования. – М.: Кнорус, 2007. – 264 с.
26. Мацкевич О.П. Управление депозитными ресурсами кредитных организаций //Бюллетень науки и практики. - 2016. - №3. - С. 332-336.