Фрагмент для ознакомления
2
Модерн – это период развития европейского искусства на рубеже 19-20 веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить своё творчество историзму и эклектизму искусства второй половины 19 века. Собственно именно это и привело к рождению данного стиля. Термин «модерн» следует отличать от термина «модернизм», которым обозначают все авангардистские, экспериментальные течения в искусстве 20 века. Хронологические рамки искусства модерн – 1886-1914 гг .
Модерн – это не какой-то один, определённый стиль, а множество различных стилей и течений. Эпоха Модерн имела громадное значение «этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начавшийся ещё в античности... Это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре XX столетия» .
Модерн (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. artnouveau, букв. «новое искусство») — художественное направление в искусстве второй половины XIX — начала XX века. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «findesiecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала DieJugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modernstyle, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «NieuweKunst» в Голландии, «еловый стиль» (stylesapin) в Швейцарии.
Искусство эпохи Модерн воспринималось неоднозначно, было понятно, что оно является неким обобщением, своеобразным итогом накопленного предыдущими поколениями художников опыта, однако невозможно было отделаться от ощущения того, что искусство этого периода «декадентское, странное, болезненное». Переосмысление началось в середине XX века, стало очевидно, что именно в эпоху Модерна «происходили важные процессы накопления и осмысления новых художественных идей, поиска форм, сближения различных видов и жанров искусства.
Необходимо определить, насколько уместно говорить о «стиле модерн». Стиль Модерн называли «венцом художественного развития европейской культуры», а также единым интернациональным стилем. Как отмечает В.Г. Власов, «волнистые линии орнаментики Ар Нуво сравнивали с крито-микенским искусством, «модерн» находили у этрусков, в итальянском маньеризме конца XVI века, в стиле интернациональной или «пламенеющей готики». По этой причине термин «модерн» более правильно употреблять по отношению к определённому историческому периоду, а не к стилю. Г. Стернин предложил считать модерн в первую очередь историко-культурным понятием. Он полагал, что «бидермайер и модерн – это начало и конец целой исторической фазы романтизма» .
Следует отметить, что в этот период имела место борьба двух различных направлений – старого традиционного искусства и нового искусства. Приверженцы последней концепции стремились «придать эстетический смысл новым функциям и конструктивным системам» .
Таким образом, модерн рождается из стремления создать новую эстетическую программу.
Промышленная революция и вызванные ею изменения в социальной структуре европейского общества значительным образом повлияли и на динамику культурного процесса в XIX — начале XX в. Если в предыдущие исторические эпохи художественные стили и направления медленно и постепенно сменяли друга, то по мере сжатия исторического времени шел процесс ускорения культурной эволюции, в результате чего за столетие Европа смогла пройти масштабный путь от романтизма до таких направлений, как символизм и модернизм.
Динамичная смена художественных стилей была основана, конечно же, на грандиозных достижениях в области научно-технического прогресса и сопряженных с ним трансформациях в сфере общественно-экономического уклада европейского общества .
Итак, в эпоху модерн жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро. В начале прошлого века европейцы оглядывались на времена столетней давности как на совершенно другую, бесконечно далекую эпоху. Ломка прежних традиций и устоев, стремительные перемены во всех областях жизни были настолько глубоки, что ощущались как признаки появления совершенно нового способа существования, нового общественного устройства. Философы и историки стали называть его по-разному — «капиталистическое», «индустриальное», «модернизированное» (современное) общество.
Несколько слов о стилистике Модерна. Она наполнена символизмом, к примеру, орхидея – это цветок смерти и олицетворение зла, горизонтальная линия воплощает пассивное начало, а вертикаль – активное начало. Что касается цветовой гаммы модерна, то предпочтение отдается фиолетовым, серым, зелёным, золотистым оттенкам, а также приглушённым, блёклым тонам.
В искусстве Модерна нашло отражение стремление к передаче необычного, странного мироощущения человека переходной эпохи, в этом искусстве было место символизму, мистике, сентиментализму, пессимизму, а также изяществу и ошеломляющему новаторству. Бесспорно то, что архитекторы, живописцы, графики, художники эпохи модерн были яркими творцами нового искусства.
Английские графики и архитекторы Макмардо Артур, КрэйнУолтер, ИмейджСелвин, а также многие бельгийские, немецкие, австрийские художники попытались создать искусство будущего, близкое к природе, натуралистическое, они копировали природные формы – волнистые, вьющиеся, особое внимание привлекали цветы – лилии, цикламены, ирисы. Отсюда и берет своё начало флореальное течение искусства эпохи модерн.
Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, украшенные растительными орнаментами, а Артур Макмардо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. К примеру, бельгиец В. Орт применил в архитектуре изогнутую линию в интерьерах особняка Тассель (1893 год), в 1895 году учёный-натуралист и художник Х. Обрист выполнил гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цветка цикламена. Впоследствии эту линию назовут «ударом бича», и она станет приметой стиля эпохи Модерн. Художники эпохи Модерн также многое взяли от японского искусства, а именно следующие мотивы – морские волны, «лебединая шея, томные женские фигуры с распущенными волнистыми волосами, извивами рук, в развивающихся складках одежд».
Бельгийский живописец и архитектор А. Ван де Велде стал одним из ярких представителей флореального течения. Он стремился «выразить своё ощущение этого стиля целостно, во всём, от живописи и графики до проектирования зданий, оформления интерьера, мебели, светильников, посуды, декоративных панно, книжных переплётов и даже собственноручно им выполненного платья для своей жены, гармонирующего со всей обстановкой дома».
В Париже в 1895 году открылся магазин «MaisondeArtNouveau» (С. Бинг), где были представлены изделия Ван де Велде, Э. Грассе, Л.К. Тиффани. В целом отметим, что художники Модерна стремились создать иллюзию «фантастического, иллюзорного мира, живущего естественным ритмом природных изменений». Также важно отметить, что Модерн – это ещё и определённый стиль жизни, охватывающий целую историческую эпоху.
Изделия художников Модерна предназначались для созерцания, избранного круга ценителей, а не для «тиражирования». Появились новые технические приёмы, материалы, характерные для стилистики Модерна сюжетные композиции и орнаменты. Особенно популярны были изображения изогнутых женских фигур на фоне стилизованного пейзажа или томных женских головок с причудливо развивающимися длинными волосами, а также природные мотивы.
Цвета стиля модерн – оттенки белого, бежевого, коричневого, серого. В качестве акцентов используются насыщенные, но не яркие оттенки зеленого, голубого, кораллового цветов. Акцентные тона используются в текстильных элементах, обоях и фресках модерн.
Ранние текстильные композиции стиля модерн создавались с растительными орнаментальными мотивами. Англичане первыми стали работать с новыми орнаментальными формами, заимствованными у родной природы. Растительные орнаментальные мотивы модерна являются достаточно точным воспроизведением реальных форм лесных и луговых цветов. В музеях мира хранятся ткани раннего английского модерна, имеющие небольшие, компактные, достоверно решенные орнаментальные мотивы, четко читающийся раппорт. Лесные фиалки, маргаритки, ромашки, одуванчики, луговые гвоздички выглядят на этих тканях, как будто их рассадили по полю.
Необходимо отметить, что и в период расцвета стиля, когда в текстиле царили роскошные формы зрелого модерна, существовали такие художники, которые предпочитали текстильные композиции раннего модерна и скромное обаяние уже более мелких цветочков.
Тот факт, что англичане обращались к такой трактовке растительных мотивов, является в полной мере объяснимым. Англия является страной, имеющей древние орнаментальные традиции.
Можно увидеть и необычные растительные орнаментальные мотивы, в частности, речь идет о кусте кабачка с цветами, плодами, изображениях ягод и цветов винограда и вишни.
Достаточно часто встречается сочетание мотива цветка с иными мотивами. На одной из вышивок 1600 года между кустами цветов вышиты единорог, лошади, слон, птицы, зайцы, стрекозы, гусеницы, комары, мухи и другие существа. Можно увидеть изображения ириса, колокольчиков, лилий, вьюнков, а также птиц водоплавающих и болотных, змей, рыб, улиток и фантастических животных. Многие исследователи модерна в линии "удар бича" видят отголоски пластики криволинейной линии кельтских орнаментов. Несомненно, прослеживается преемственность орнаментальных традиций в творчестве английских художников, наработанные веками приемы творческой стилизации растительных мотивов легли в основу пластических линий модерна. Особенно заметна преемственность орнаментальных традиций в области текстильного рисунка. Она представлена, в частности, в творчестве Морриса, других художников текстиля в Англии .
Выбор растительных мотивов художниками модерна, трактовка орнаментальных форм, асимметричное расположение орнаментального растительного мотива в раппортной клетке, криволинейное построение осей композиционной схемы, пульсирующая динамика композиции, все указывает на преемственность творческих приемов японских художников европейскими художниками конца XIX - начала XX века.
В конце XIX века возникло интереснейшее явление в области украшения тканей. Европейские художники-орнаменталисты стали сочинять текстильные узоры в стиле модерн, стилизуя японские орнаментальные мотивы. Модными стали новые материалы и новые рисунки, возникшие под влиянием японской живописи и ксилографии. Таким образом, в ткани модерна проник японский орнаментальный мотив цветка ириса (рис.1).
В середине XIX века в Европу из Японии были завезены хризантемы. Европейцы были покорены красотой экзотического цветка, в сознании европейцев он стал символом Японии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамс С. Движение искусств и ремесел. [Электронный ресурс]. URL: http://www.designstory.ru/designers/morris
2. Бесчастнов Н.П. Ткани модерна.// Юный художник, 1990, №4, с.43-45.
3. Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб.: Лита, 1998. В 3 т. Т.1
4. Емшанова Н.А., Ворончихин Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы / Емшанова Н.А. Ижевск: Удмуртский университет, 2004
5. Ермакова А. Торжество модерна // Архидом. 2007. №8. С. 106-111.
6. Касавин И.Т. Социальная философия науки: идея и проект // Эпистемология и философия науки. - М., 2014. - Т. 62, № 4. - С. 5-19
7. Коржуева А.Р. Текстильный орнамент стиля модерн / А. Р. Коржуева, В. Ф. Сидоренко. М.: Московский гос. ун-т дизайна и технологии, 2016. 280 с.
8. Лаврентьев Α.Η. История дизайна. М., 2007. 303 с.
9. Макарова Я.В. Керамика в эпоху модерна. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41399514_83330666.pdf
10. Моран А. Де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство, 1982. 557 с.
11. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов М.: Грифон, 2001.
12. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. - М., 1995.
13. Соколова Т.М. Орнамент - почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972. 134 с.
14. Стернин Г. О модерне.//Музей. № 10, 1989.
15. Турчин, В.С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн / В.С. Турчин // Вестник московского университета, 1977; сер.: История; № 6. − С. 65 − 81.
16. Янсон Х.В., Янсон Э. Основы истории искусств.// URL http://www.linteum.ru/category17.html
17. Arnason J.P. The imaginary constitution of modernity // Revue européenne des sciences sociales. - Genève, 1989. - Vol. 27, N 86. - С. 323-337.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1.Модерн: орнаменты и мотивы
2. Столовый сервиз, Леон Канн, 1900–1904 гг.
3. Ваза, Нильс Эмиль Лундштром, 1900–1903 гг.
4. Изразцовая печь ар-нуво, Жан-Мари Шапюи, нач. ХХ в.
5. Фасадное керамическое панно в стиле русского модерна, арх. А.А. Галецкий, Москва 1903–1904 гг.