Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5
1.1. Понятие о «здоровом образе жизни» 5
1.2. Содержание раздела «Основы здорового образа жизни» в курсе ОБЖ 8
1.3 Специфика организации формирования здорового образа жизни на уроках ОБЖ 13
Выводы по первой главе 17
Первая цель исследования состоит в том, что в ходе изучения методической и нормативно-правовой литературы мы пришли к выводу, что проблеме формирования отношения к здоровому образу жизни у школьников уделяется большое внимание. 17
В общеобразовательных учреждениях эта ответственность возлагается на преподавателя или педагога, организующего безопасность жизнедеятельности на базовом общем и среднем (полном) общеобразовательном уровне, а также на классных руководителей при реализации образовательной составляющей. 17
Развитие основных компетенций здорового образа жизни у учащихся входит в требования предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне ООО (5–9 классы) и СОО (10–11 классы). 17
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ОБЖ 19
2.1 Разработка урока ОБЖ 19
2.2 Формулировка эффективности использования уроков ОБЖ в формировании здорового образа жизни у обучающихся 23
Вывод по второй главе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Понятие о «здоровом образе жизни»
Существуют разные взгляды на состояние и здоровый образ жизни. Понимание здоровья – сложная концепция.
Физиологическое состояние человека предоставляет большое влияние на его психоэмоциональное состояние, что, в свою очередь, определяет его психические установки. Поэтому некоторые авторы подчеркивают следующие аспекты здорового образа жизни:
- эмоциональное благополучие: психогигиена, способность справляться с эмоциями и проблемами;
- интеллектуальное благополучие: распознавать и использовать новую информацию для оптимального поведения в новых ситуациях;
- духовное благополучие [3].
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни всегда рассматривается на государственном уровне. К сожалению, наблюдается негативная тенденция ухудшения здоровья всех социально-демографических групп населения России. Особенно это актуально для дошкольников и детей младшего школьного возраста. В своих работах исследователи описали проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников (И.А. Анохина, Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Н.И. Крылова и др.).
Считается, что эта проблема в практической части реализации процессов состояниесбережения разработана недостаточно. Т.А. Некрасова считает, что понятие здоровья трактуется как состояние равновесия между требованиями окружающей среды и силами организма.
Родоначальник валеологии И.И. Брехман отметил, что состояние – это способ сохранения стабильности в условиях резких изменений цифровых параметров треугольного потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
А.Г. Щедрина определяет состояние как общее динамическое состояние, включающее его положительные и отрицательные стороны [10].
Сегодня выделяют следующие виды здоровья:
Под соматическим состоянием понимают текущее состояние организма человека, в основе которого лежит биологическая программа индивидуального развития.
Под физическим состоянием понимают уровень развития и функциональные возможности организма и систем организма.
Психическое состояние – это психическая область человека. Ее база – духовный комфорт субъекта. Психическое состояние понимается как комплекс характеристик мотивационных и необходимых областей жизни человека, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов личности.
Существует разница в статистических концепциях между индивидуальным состоянием и общественным состоянием. Содержание здоровья определяется как состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями окружающей среды [15].
В.П. Петленко отмечает, что потенциал здоровья и охрана здоровья являются общей частью поведения человека, которые могут создавать риск развития определенного заболевания.
П.И. Калько определяет шесть признаков здоровья:
1. Отсутствие болезней означает чистоту и свободу от физических и психических заболеваний.
2. Нормальное функционирование организма на всех уровнях организации.
3. Способность выполнять базовые социальные функции.
4. Полное физическое, психическое и социальное благополучие.
5. Динамическое равновесие организма и его функций.
6. Способность постоянно изменяться свое состояния согласно условиям окружающей среды.
Понятие «образ жизни» сложное. Оно отражает ценностные ориентации людей и причины их поведения. В его основе лежат суждения о поведении и образе жизни человека. Здесь также можно отметить способы сохранить состояние и избежать вредных привычек [3].
Исследователи Ю.П. Лисицын, Г.И. Царегородцев определяют условия развития различных сторон жизни человека в целях сохранения и улучшения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это образ поведения и мышления, который способствует и поддерживает хорошее состояние. По мнению новомодных исследователей, понятие здорового образа жизни включает в себя следующие компоненты:
– рациональный режим дня;
– личная гигиена;
– здоровое и правильное питание;
– психо - эмоциональный комфорт;
– закаливание организма;
– рациональная двигательная активность;
– профилактика заболеваний [17].
Л.Г. Крыжановская в структуре состояниесберегающей среды образовательной организации выделяет внешние и внутренние компоненты. Внешняя среда включает в себя экологическую пространственность, материально-технические объекты, условия проведения учебных занятий и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися; внутренняя – представляет совокупность организационно-педагогических, психологических и других условий [10].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что понятие здорового образа жизни можно определить как образ жизни, направленный на защиту и укрепление здоровья, который может зависеть от вышеперечисленных факторов. В целом проблема развития здоровья и здорового образа жизни носит междисциплинарный научный характер [21].
1.2. Содержание раздела «Основы здорового образа жизни» в курсе ОБЖ
Охрана и укрепление здоровья учащихся – очень сложная педагогическая задача. Здоровый образ жизни должен начинаться с детства, и здесь большую роль играет школа и педагоги.
Развитие здорового образа жизни происходит на занятиях по физическому воспитанию, но ее значение зависит от поддержания здорового образа жизни детей, что характерно и для других предметов, например занятий по ОБЖ.
В стандарте дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области ОБЖ, в частности, выпускник должен:
1. Вести здоровый и безопасный образ жизни для себя и других (ФГОС НОО).
2. Соблюдать правила здорового и экологически чистого образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды (ФГОС ООО).
3. Сознательное исполнение и пропаганда здорового, безопасного и экологически чистого образа жизни (среднее общее образование (СПО)) [12].
Структурные компоненты программы ОБЖ для 5-11 классов представлены образовательными модулями, охватывающими весь спектр содержания, предусмотренного для начальной и средней школы в области безопасности жизнедеятельности. В каждом модуле есть главы и темы. Однако количество тем может варьироваться в зависимости от отведенного на обучение времени.
В учебной программе общеобразовательных школ на изучение предмета ОБЖ отведено минимальное количество часов:
На первом этапе обучения (1-4 классы) безопасность жизнедеятельности не изучается как отдельный предмет, а интегрирована в тему «Окружающий мир».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015г., 7 июня 2017 г.) Информационно правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/6150599/#friends (дата обращения 01.05.2022).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480). [Электронный ресурс]. http://dschool16.ru/sveden/eduStandarts (дата обращения 30.04.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. № 1166 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на развитие здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (в редакции от 27 декабря 2011).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Феде рации от 17 мая 2012 г. № 413).
5. Белоногова, Л.А. Популярный подходы к оценке качества образования в школе / Л.А. Белоногова – Спб., 2008.
6. Борода, Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке /Л.Я. Борода – М., 1988.
7. Вройенстийн, А.И. Внешняя оценка качества образования: некоторые вопросы и ответы/ А.И. Вройенстийн// Высшее образование в Европе. Т.XVII. – №3. – 1993
8. Гафнер, В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения / В.В, Гафнер // Вестник НЦБЖД. 2018. - № 4 (18). -С. 32-38. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--90akw.xn--p1ai/obzh-2-0/ (дата обращения 0.04.2022).
9. Звонников, В. И. Популярный средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Звонников, М.Б. Челышкова. — 4–е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2011.
10. Капилевич, Л.В. Состояние и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л.В Капилевич, В.И Андреев. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2018. – 102с.
11. Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика преподавания предмета: 5-11 классы / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. - М.: ВАКО. - 2011. -176 с.
12. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5-11 класс: Методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. - М.: Дрофа. - 2005.
13. Лашук, А.Д. Формы, методы и технологии обучения / А.Д. Лащук. – М.: Просвещение, 2012.
14. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебное пособие / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика. - 2001. - 186 с.
15. Марков, Ю.П. Нетрадиционные формы контроля достижений студентов / Ю.П. Марков // Специалист. – 2014. – №4.- С. 47-50.
16. Матыченко, Г.Н. Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности», разработана на основе ФК и РК государственного стандарта и примерной программы основного общего образования / Г.Н. Матыченко. - Дегтярск, 2015. – 138 с.
17. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 256с.
18. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 7 класса / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение. - 2016. - 207 с.
19. Учебный план МАОУ «СОШ № 16» на 2018-2019 учебный год. Дегтярск. Утвержден 30.08.2018. – 21 с.
20. Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М, 2013. – 320 с.
21. Шаталов, А.А. Мониторинг и диагностика качества образования / А.А. Шаталов, В.В. Афанасьев, И.В. Афанасьева, Е.А. Гвоздева, А.М. Пичугина – НИИ школьных технологий, 2013.