Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Информация – важный элемент в развитии социума. Благодаря информации общество трансформируется и изменяется. Новая информация и увеличение ее масштабов инициирует информационную революцию. Под последней понимают качественное изменение инструментов информационной переработки, как важная часть преодоления несоответствия увеличения числа информации и возможностями использования данной информации.
У каждой информационной революции в истории были свои задачи, что также было связано с конкретными последствиями для человечества. Итогом каждой революции было изменение формы материального информационного носителя на более совершенный уровень социального развития.
Революционные изменения всегда связываются с определенным причинами. Социум, ищущий выход из сложной для него ситуации, в итоге революций меняется. Стабильность же – итог аккумуляции опыта самого общества .
Целью данной работы является рассмотрение истории и влияния СМИ на общество.
Задачи:
- описать развитие СМИ на примере радиовещания в Европе и США ;
- рассмотреть советские радиопрограммы после войны и их идеологическое влияние на население СССР;
- изучить радио СССР после XX и XXII съездов и изменение политики вещания;
- проанализировать роль СМИ в жизни советского общества: телевидение;
- рассмотреть массовые коммуникации и социум: взгляд М. Маклюэна;
- описать цифровую реальность и коммуникации;
- рассмотреть медиа как инструмент «мягкой силы» ;
- изучить функции современных СМИ на примере телевидения .
Объект исследования – эволюция СМИ.
Предмет исследования - влияние СМИ на общество в XX и XXI вв.
ГЛАВА 1 ПОЯВЛЕНИЕ СМИ. ВЛИЯНИЕ МЕДИА НА СОЦИУМ: XX ВЕК
1.1 Развитие СМИ на примере радиовещания в Европе и США
В 1922 г. экспериментальное радиовещание началось во многих странах Азии, в частности, в Японии, Китае, Индонезии, на Филиппинах. Радио вызвало большой интерес специалистов по связи и представителей деловых кругов Японии. Изучался американский и европейский опыт организации радиовещания. В 1922 г. вступили в строй первые регулярно вещающие японские радиостанции. В последующие годы в стране происходило формирование как компаний коммерческого вещания, так и принадлежащих государству радиостанций, которые были созданы в крупнейших японских городах – Токио, Осаке и Нагое. Однако во властных кругах Японии возобладаю стремление поставить под контроль правительства все существующие в стране радиостанции с тем, чтобы обеспечить их монопольное использование в целях поддержки внутренней и внешней имперской политики . Это произошло в 1926 г., когда под предлогом создания в стране единой централизованной сети радиостанций правительство объявило об образовании Национальной вещательной корпорации (NHK). В 1928 г. было организовано централизованное общенациональное вещание по всей территории Японии, а в последующие четыре года – осуществлен переход на двухпрограммное вещание. Финансирование деятельности корпорации осуществлялось по схеме, напоминающей механизм финансирования британской Би-Би-Си: бюджет NHK длительное время пополнялся путем взимания устанавливаемой правительством абонентской платы с владельцев радиоприемников, исполнение же бюджета контролировалось на министерском уровне.
Роль, которую играло радио во время Второй мировой войны как средство информации и пропаганды, привлекла к нему особое внимание государственной власти. Во Франции, как и в других европейских странах, разоренных, испытывавших трудности транспортного сообщения, недостаток газетной бумаги, радио становится основным средством обращения к населению, освобожденному от нацизма, а очень скоро — инструментом холодной войны .
В период Освобождения комиссары отрядов Сопротивления получили касающиеся радио инструкции, которыми они должны были руководствоваться, беря в свои руки радиостанции. В Париже эти инструкции выполнял участник Сопротивления социалист Жан Гинебер, подчинявшийся министру информации Пьеру Тетжену. Помещение Радио-Пари было занято отрядами Сопротивления 19 августа 1944 г. В течение нескольких дней на его волнах звучала только музыка («Марсельеза», довоенные мелодии, сочинения Гершвина и др.), и только 22 августа вышла первая информационная передача, во время которой прозвучал призыв Комитета освобождения к восстанию. А 24 и 25 августа уже передавались репортажи о сражениях за Париж и о прибытии генерала де Голля в Отель де Вилль - мэрию Парижа.
1.2 Советские радиопрограммы после войны и их идеологическое влияние на население СССР
После войны, после победы СССР, на многих территориях, которые были оккупированы Германией, присутствовала разруха. Германия использовала тактику «выжженной земли», оставляя после себя развалины.
Между советской стороной и бывшими ее союзниками по антигитлеровской коалиции возникла «холодная войны». Стала приобретать популярность гонка вооружений, которая требовала масштабных инвестиций.
Само население было разочаровано. Оно ожидало, что достаточно быстро улучшатся условия жизни после победы. Но только через 2,5 года после победы отменили карточки на питание. Каждый год говорось о снижении цен на продовольственные и промышленные товары, но на практике это были акции пропаганды. Зверев А. Г. министр финансов при Сталине, откровенно писал позже о том, что падение цен компенсировалосьв бюджете снижением расценок в оплате за труд.
В таких обстоятельствах перед радио, как и перед другими СМИ, ставилась задача объяснения обществу, что сложности реабилитации экономики требуют от советского населения дополнительных жертв, но они должны быть уверены, что данные жертвы – последние.
Машина пропаганды, направленная на манипуляцию в тоталитарном обществе, запущена на полную мощность.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агеева А.В., Красноцветов Г.В. «Мягкая сила» в онлайн-пространстве: практический опыт применения технологий интернет-коммуникаций // Власть. – 2020. – Т. 28. - № 2. – С. 96-100
2) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018.
3) Ахмадулин, Е.В. История отечественной журналистики XX века. Учебник для академического бакалавриата / Е.В. Ахмадулин, Р.П. Овсепян. - М.: Юрайт, 2016.
4) Быков, А.Ю. История зарубежной журналистики: Учебник для бакалавров / А.Ю. Быков, Е.С. Георгиева, С.А. Михайлов. - Люберцы: Юрайт, 2016.
5) Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – Издательство «Прогресс», Москва, 1981. с 42.
6) Володенков С.В. Политическая социология Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2019. - № 5. – С. 341-345
7) Володенков С.В., Федорченко С.Н. Цифровые стигматы как инструмент манипуляции массовым сознанием в условиях современного государства и общества // Социологические исследования. – 2018. – № 11. – С. 117-123.
8) Гончаров В. Ю. Концепция информационной войны//ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Сборник материалов VIII Международной научно-практической очно-заочной конференции. Оренбург, 2022. С. 366-370
9) Зеленов М.В. Эволюция правового положения Главлита, его структуры и штатов (1922-1967) // Цензура в России: история и современность. Сборник научных трудов. – СПб., 2013. Вып. 6. С. 463-514
10) Иванов В.А. Роль телевизионных СМИ в процессе формирования общественного мнения//Вестник СНО ДОННУ. Вып. 15. Том 2: Социально-гуманитарные науки, часть 2. – 2023. С. 47-50
11) Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
12) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
13) Матюшенко С.В., Домащенко Г.А. Пятая технологическая революция//АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ В ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАХ. Материалы всероссийской научно-практической конференция. Омск, 2022. С. 175-180
14) Островский, А. В. История мировой и отечественной связи : учебное пособие / А. В. Островский ; Федер. агентство связи, С.-Петерб. гос. ун-т телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича. - Санкт-Петербург : Издательство СПбГУТ, 2011.
15) Пестриков, Виктор Михайлович. Эволюция безламповых устройств беспроводной передачи информации в первой половине XX века / В. М. Пестриков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - Санкт-Петербург : СПбГУСЭ, 2010.
16) Подберезкин А.И., Чирков М.А., Чистяков М.С. Технологии «цветных революций». Инструмент смены «неугодных режимов»: генезис сетевой трансформации // Свободная мысль. – 2019. - № 3(1675). – С. 177-180
17) Серебряков В. Г. Глобальные тренды развития искусственного интеллекта в экономике//XXXIV Международная научно-практическая конференция: «Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации». 2021. С. 38-40
18) Трыков, Валерий История зарубежной журналистики. От истоков до Второй мировой войны / Валерий Трыков. - Москва: Гостехиздат, 2007.
19) Чирков М. А., Чистяков М. С, Золкин А. Л. Медиа как инструмент «мягкой силы» формирования среды убеждающего политического воздействия//СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ануфриенко, А.К. Боташевой, И.А. Герейхановой, В.Н. Панина. Казань, 2022. С. 50-55
20) Чихрадзе Д. С. Методы воздействия СМИ на общественное сознание// СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 75-80
21) Эра Радио в истории цивилизации.// Электросвязь.-2009-.-No3.- с.2.