Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие общественного питания предполагает экономию трудовых и материальных ресурсов в масштабах всего общества. Освобождается трудовое население, занятое организацией питания в домашних условиях, оно увеличивает трудовые ресурсы.
По данным исследовательской компании DISCOVERY (Москва), за последние полгода на российском рынке общепита спрос на заведения общественного питания, реализующие качественную продукцию, которые находятся в проходимых местах, например, рядом с офисными центрами. Таким образом, текущий рост спроса показал, что в некоторых районах города именно таких заведений не хватает.
В процессе проектирования выполняются технологические расчёты, схемы, графики, пояснительная записка.
Целью курсового проекта является проектирование горячего цеха ресторана высшего класса на 280 мест в г. Крымск.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• описать характеристику ресторана высшего класса и горячего цеха на основании действующих нормативных документов;
• составить и рассчитать производственную программу предприятия;
• определить структуру производства;
• подобрать необходимое технологическое оборудование;
• рассчитать площадь горячего цеха;
• рассмотреть нормативные требования к оборудованию и содержанию цеха и предприятия;
• выполнить графическую часть на основании действующих нормативных документов и др.
В соответствии с ГОСТ Р 30389-2013 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией досуга [8].
Обслуживание потребителей осуществляется метрдотелями, официантами.
Ресторан высшего класса характеризуется высоким уровнем комфортности за счёт оборудования и удобной мебели, высоким качеством обслуживания посетителей и разнообразием кулинарных, кондитерских изделий, блюд и напитков. По характеру организации производства ресторан относится к предприятиям с полным технологическим процессом, то есть обработку продуктов начинают с приёма и хранения сырья и заканчивают реализацией готовой продукции. Тип проектируемого предприятия и форма обслуживания выбраны с учетом предполагаемого контингента потребителей и отсутствием в данном районе соответствующего предприятия.
Ресторан имеет цеховую производственную структуру. В состав производственных помещений входят следующие цеха: овощной, горячий, холодный, мясной, рыбный. В данной работе предусмотрен проект горячего цеха данного ресторана. Соблюдены правила размещения цехов по отношению друг к другу. Расположение помещений соответствует требованиям действующей нормативной документации.
Ресторан является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества.
В ресторане высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха. Ресторан имеет торговый зал, банкетный зал, бар, коктейль-холл с барной стойкой. Ресторан высшего класса сочетает гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления.
Ресторан работает с 8 до 23 ч. без перерыва на обед и без выходных. Ресторан расположен в отдельно стоящем здании по адресу: г. Крымск, улица Ленина, 223А.
Архитектурно-планировочные решения и конструктивные элементы здания предприятия общественного питания и используемое техническое оборудование соответствуют строительным нормам и правилам.
1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ
Организация продовольственного снабжения ресторана осуществляется из двух источников: централизованного и децентрализованного.
К организации и продовольственному снабжению предприятия предъявляются следующие требования: обеспечение широкого ассортимента товаров в достаточном количестве и надлежащего качества; своевременность и ритмичность завоза товаров; оптимальный выбор поставщиков и своевременное заключение с ними договоров на поставку товаров.
Для эффективной и ритмичной работы предприятия необходимо организовать завоз товаров из разных источников. Одним из источников являются предприятия-изготовители продовольственных товаров различных форм собственности, изготавливающие продукты питания [25].
Централизованные фонды образуются за счет государственных ресурсов. Большой вклад в организацию продуктового снабжения вносят производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, предприятия мясомолочной промышленности, рыбного хозяйства, базы и холодильники оптовых организаций, пищевая промышленность. Они снабжают предприятия общественного питания в соответствии с потребностями предприятий, которые по основным видам товаров снабжаются по предварительным заказам или закупкам от населения.
Децентрализованные местные источники снабжения предприятий общественного питания образуются за счет подсобных хозяйств, закупок и заготовок сельскохозяйственных продуктов, на что предприятия могут расходовать до 15 % дневной выручки. Часто экспедиторы закупают продукцию на рынках, оптовых рынках, в магазинах [30].
В данном предприятии складская группа размещается единым блоком,
имеет удобную связь с производственной и торговой группами помещений. Загрузочная площадка расположена со стороны хозяйственного двора[22]. Перед загрузочной площадкой расположена платформа (разгрузочная рампа) высотой 1,1 м, шириной 4 м, длиной 3 м (рампа – 12 м) в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Сырье и продовольственные товары, используемые для производства кулинарной продукции, а также условия ее производства, хранения, реализации и организации потребления должны отвечать требованиям соответствующей нормативно-технической документации, а также санитарно-гигиеническим, микробиологическим и медико-биологическим показателям, утвержденным Минздравмедпромом России [19,20,22].
На предприятии общественного питания предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, а так же хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию потребителей как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации.
На земельном участке ресторана предусматривается четкое зонирование, с выделением: зоны для посетителей с площадкой для размещения в летнее время столиков (дополнительных мест) на открытом воздухе; хозяйственный двор с подъездными путями для грузовых автомобилей и разгрузочной площадкой, примыкающей к группе складских помещений здания, мусоросборником, зоной отдыха для персонала; стоянки для индивидуального автотранспорта.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1Расчет количества потребителей
Технологические расчеты - основа разработки проектов предприятий общественного питания. Исходными материалами для них служат утвержденное задание на разработку проекта, основные технические направления в проектировании предприятий общественного питания, действующие нормативные документы и инструкции (СНиПы, ВНТП, нормы оснащения оборудованием), требования нормативной организации труда при проектировании, примерный ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции для различных типов предприятий общественного питания и заготовочных предприятий по производству полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, технические условия (ТУ) и технологические инструкции (ТИ) на полуфабрикаты и кулинарные изделия, соответствующие отраслевые стандарты (ОСТ), Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий и др.
Режим работы предприятия и загрузки зала приняты с учетом необходимости оказания услуг общественного питания для потенциального потребителя в данное время. Коэффициент потребления блюд принят на основании изучения сложившихся коэффициентов потребления блюд в действующих аналогичных предприятиях и рекомендациями в соответствии с требованиями рационального питания.
На основании технологических расчетов определяют производственную программу проектируемого предприятия, численность работников, виды и количество используемого технологического оборудования, площади цехов и помещений и всего предприятия в целом.
Учитывая режим работы предприятия, количество посетителей за каждый час работы рассчитываем по формуле:
N=Pч*C*X/100, (1)
где N - количество потребителей за час,
Pч - количество мест в зале,
C - процент загрузки торгового зала, %,
X – оборот одного места за час.
Коэффициент перерасчета блюд определяется по формуле:
K=Nч/Nдн, (2)
где Nч - количество посетителей за час,
Nдн – количество посетителей за день.
Все результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Расчет количества потребителей
Часы работы Оборот одного места за час Процент загрузки торгового зала Количество потребителей за час Коэффициент перерасчета блюд
8-9 0,6 100 168 0,06
9-10 0,8 90 202 0,08
10-11 0,8 90 202 0,08
11-12 0,8 100 224 0,08
12-13 1,5 60 252 0,10
13-14 1,5 80 336 0,13
14-15 1,0 50 140 0,05
15-16 1,0 50 140 0,05
16-17 1,0 50 140 0,05
17-18 1,0 50 140 0,05
18-19 1,0 50 140 0,05
19-20 1,0 50 140 0,05
20-21 1,0 50 140 0,05
21-22 1,0 50 140 0,05
22-23 1,0 50 140 0,05
Итого - - 2643
2.2 Разработка производственной программы
После определения числа питающихся разрабатываем производственную программу предприятия (составляем меню, устанавливаем количество блюд и напитков каждого наименования).
Расчет блюд, реализуемых за день, производится по формуле:
nд = Nд*m, (3)
где Nд – число потребителей в течение дня,
m – коэффициент потребления блюд, указывающий, какое количество блюд в среднем приходится на одного человека на предприятии (состоит из коэффициента потребления отдельных видов обеденной продукции собственного производства - супов, холодных закусок, вторых блюд и сладких блюд).
Коэффициент потребления составляет 3,5.
nд = 2643*3,5 = 9250 (блюд) - за день.
Далее рассчитываем количество блюд в каждой категории, используя процентное соотношение к общему количеству блюд, реализуемых за день, и процентное соотношение в группе.
Далее рассчитываем количество горячих и холодных напитков, мучных кондитерских и булочных изделий, хлеба, которое определяется по нормам потребления перечисленной выше продукции на одного человека в день на общее количество посетителей: горячие напитки: nгор.нап. =Nmгор.нап. и т.д.
Разбивка блюд по ассортименту сводится в табл. 2.
Данные сводятся в таблицу 3.
Таблица 2
Количество блюд для реализации
Наименование группы блюд Процент от общего количества Процент от данной группы Количество блюд от общего количества Количество блюд от данной группы
Холодные блюда: 45 1150
Рыбные 25 288
Мясные 30 345
Салаты 40 460
Кисломолочные продукты 5 58
Горячие закуски 5 100 128
Супы: 10 255
Прозрачные 20 52
Заправочные 70 179
Молочные, сладкие, холодные 10 26
Вторые горячие блюда: 25 640
Рыбные 25 160
Мясные 50 320
Овощные 5 32
Крупяные 10 64
Яичные, творожные 10 64
Сладкие блюда 15 382
Таблица 3
Количество напитков для реализации
Наименование изделия Единица измерения Количество посетителей за день Норма потребления блюд Общее количество
1 2 3 4 5
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. О защите прав потребителей: федер.закон Рос.Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I: принят Государственной Думой 11 октября 2007 г.: одобр. Советом Федерации 17 октября 2007 г.: ред. от 25 октября 2007 года // Рос. газ.- 1992.- 7 апреля. Рос. газ. № 241- 2007.- 27 октября.
2. Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений ЧР»: Постановление Кабинета Министров ЧР 2008 г. N 21, в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 11.09.2008 № 259 // Вести Чувашии N 7.- 2008.- 21 февраля.
3. О техническом регулировании: федер.закон Рос.Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ: принят ГД ФС РФ 15 декабря 2002 г.: одобр. Советом Федерации 18 декабря 2002 г.// Рос. газ. N 245.- 2002.- 27 декабря. Рос.газ. – 2010.- 30 сентября.
4. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федер.закон Рос.Федерации от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ: принят ГД ФС РФ 26 марта 2004 г.: одобр. Советом Федерации 23 декабря 1999 г. // Рос.газ. – 2000.- 2 января.
5. Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 9. Методы микробиологических испытаний [Текст] : ГОСТ Р 54607.9-2016. - Введ. 2017-01-01. - Москва: Стандартинформ. 2016. – 8 c.
6. Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания [Текст] : ГОСТ 32691-2014. - Введ. 2016-01-01. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 10 с.
7. Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 3. Методы контроля соблюдения
процессов изготовления продукции общественного питания [Текст] : ГОСТ Р 54607.3-2014. - Введ. 2016-01-01. - Москва: Стандартинформ, 2015. – 19 c.
8. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования [Текст] : ГОСТ 30389-2013. – Введ. 2016-01-01. - Москва: Стандартинформ, 2014. – 9 с.
9. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 30390-2013. – Введ. 2016-01-01. - Москва: Стандартинформ, 2014. –13 с.
10. Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию [Текст] : ГОСТ 31987-2012. – Введ. 2015-01-01. - Москва: Стандартинформ, 2013. – 14 с.
11. Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания [Текст] : ГОСТ 31987 – 2012. –Введ. 2015-01-01. - Москва: Стандартинформ, 2014. – 16 с.
12. Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 2. Методы физико-химических испытаний [Текст] : ГОСТ Р 54607.2 – 2012. –Введ. 2014-01-01. – Москва: Стандартинформ, 2013. -32 с.
13. Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания [Текст] : ГОСТ 31986-2012. - Введ. 2015-01-01. - Москва: Стандартинформ, 2013. – 15 c.
14. Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 1. Отбор проб и подготовка к физико-химическим испытаниям [Текст] : ГОСТ Р 54607.1-2011. - Введ. 2013-01-01. - Москва: Стандартинформ, 2012. – 16 c.
15. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции [Текст] : ГОСТ Р И СО 22000 – 2007. - Введ. 2008-01-01. - Москва: Стандартинформ, 2007. – 30 с.
16. Система качества. Управление качеством пищевой продукции на основе принципов НАССП. Общие требования [Текст] : ГОСТ Р 51705.1 – 2001. - Введ. 2001-07-01. - Москва: Госстандарт России, 2001. – 21 с.
17. Основные требования к рабочей документации. СПДС [Текст]: ГОСТ 21.101-97. - Введ.1998-04-01. - Москва: Изд-во стандартов, 1997. – 27 с.
18. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов [Текст] : СанПиН 2.3.2.1324 – 03. – Введ. 2003-06-25. – Москва: Минздрав России, 2003. – 24 с.
19. Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Текст] : СанПиН 2.3.2.1078–01. - Введ. 2002-07-01. – Москва: Минздрав России, 2002. – 168 с.
20. Санитарно – эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Текст] : СанПиН 2.3.6.1079-01. - Введ. 2001-02-01. – Москва: Минздрав России, 2001. – 72 с.
21. СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения (приняты постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 г. № 108). // М.: Стандарт информ, 2003.-58 с.
22. СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения. – М.: Минстрой России, 2009.-49 с.
23. МУК 4.2.1.1847-04. Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 марта 2004 г.). // М.: Стандарт информ, 2004.-18 с.
24. ПОТ Р М-011-2000. Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании (утв. Постановлением Минтруда России от 24 декабря 1999 г. № 52). // М.: Стандарт информ, 2000.-36 с.
25. Васюкова А.Т., Пивоваров В.И., Пивоваров К.В. / Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании: Учебное пособие - 2-е изд.,испр. и доп. . – М.: Дашков и К, 2008. – 328 с.
26. Димитриев, А.Д. Основные методические аспекты анализа опасностей и определения критических контрольных точек [Текст] / А.Д. Димитриев, А.Д. Ефимов //Актуальные социальные проблемы здорового образа жизни и питания населения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. –Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. – С. 30-36.
27. Ефимов, А.Д. Химический состав и пищевая ценность продуктов для кулинарной продукции [Текст] : учебное пособие / А.Д. Ефимов, А.Д. Димитриев. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2011. – 204 с.
28. Каталог оборудования. – М.: Фирма «Торговый дизайн», 2004 – 115 с.
29. Никуленкова Т.Т., Яснина Г.М. Проектирование предприятий общественного питания. – М.: Колос, 2007. – 247 с.
30. Радченко, Л. А. Организация производства на предприятиях общественного питания: Учебник/ Л. А. Радченко.- Изд. 7-е, доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 373 с.
31. Радченко, Л. А. Обслуживание на предприятиях общественного питания: Учебное пособие/ Л. А. Радченко. – Изд. 5-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 318с.
32. Ратушный, А.С. Технология продуктов общественного питания. В 2-х т. Т. 2. Технология блюд, закусок, напитков, мучных кулинарных, кондитерских и булочных изделий [Текст] / А. С. Ратушный, Б. А. Баранов, Н. И. Ковалев и др. – М.: Мир, 2004. – 416 с.
33. Рогов, И.А. Химия пищи [Текст] : учебник для вузов / И.А. Рогов, Л.В. Антипова, Н.И. Дунченко. - М.: КолосС, 2007. – 853 с.
34. Рубина, Е. А. Санитария и гигиена питания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. А. Рубина. – М.: Издательский цментр «Академия», 2005.-288с.
35. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: нормативная документация для предприятий общественного питания [Текст] / сост. А. В. Румянцев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ДИС, 2000. - 968 с.
36. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий общественного питания [Текст] / сост. Л. Е. Голунова. - Изд. 7-е . - СПб. : ПРОФИ-ИНФОРМ, 2005. - 688 с.
37. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания [Текст] / сост. Л. Е. Голунова, М.Т. Лабзина. - Изд. 12-е, перераб. и доп . - СПб. : ПрофиКС, 2008. - 771 с.
38. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: Для предприятий обществ. питания / Авт.-сост. А. И. Здобнов, В.А. Цыганенко. – М.: ИКТЦ «Лада», К.: Изд-во «Арий», 2006. – 680 с.
39. Скурихин, И.М. Химический состав российских пищевых продуктов [Текст] : Справочник / Под ред. член-корр. МАИ, проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна. –М.: ДеЛипринт, 2002. –236 с.
40. Технология продукции общественного питания / Под общей редакцией проф. А.С.Ратушного. – В 2-х т. – М.: Мир, Колос С, 2004. – 760 с.
41. Фурс, И.Н. Технология производства продукции общественного питания [Текст] : учебное пособие для вузов / И.Н. Фурс. - Минск: Новое Знание, 2002. -798 с.
42. Харченко, Н.Э. Технология приготовления пищи [Текст] : учебное пособие для учреждений начального профессионального образования / Н.Э. Харченко, Л.Г. Чеснокова. - М.: Академия, 2004. -282 с.
43. Книга кулинара [Электронный ресурс]. - URL: http://knigakulinara.ru/books/ (дата обращения: 12.04.18).
44. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 29.03.18).