Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Туристско-краеведческая деятельность учащихся во всем многообразии ее форм способствует становлению духовно и физически развитой личности, воспитанию ценностных качеств гражданина и патриота своей «малой» Родины. В силу специфики туристско-краеведческой деятельности, связанной с организацией и проведением туристских походов, экспедиций, слетов и соревнований в природных условиях, учащимся приходится сталкиваться с опасностями, трудностями, экстремальными и даже аварийными ситуациями, преодолевать разнообразные естественные препятствия.
Осуществление мер по обеспечению безопасности, предупреждению травматизма и аварийных ситуаций при проведении учебно-тренировочных занятий по туризму и спортивному ориентированию, туристско-краеведческих мероприятий (походов, экспедиций, экскурсий, слетов и соревнований) – важнейшее условие их успешного проведения.
Походы выходного дня — одна из наиболее массовых и доступных форм организации активного отдыха учащихся. Проведение походов выходного дня имеет очень глубокие воспитательные идеи: формирование у участников патриотизма и любви к Родине, привитие навыков гуманного, бережного отношения к природе и памятникам истории и культуры, развитие самостоятельности, коллективного взаимодействия и чувства команды, расширение кругозора.
Организованный должным образом и хорошо составленный план проведения похода выходного дня способствует укреплению здоровья, закаливанию организма, совершенствованию физических качеств и двигательных способностей организма, воспитанию волевых и личностных качеств участников похода.
В походе выходного дня у участников выстраиваются межличностные отношения, формируется дух коллективизма, прививается любовь к природе, духовно и нравственно совершенствуется личность. Такого рода деятельность доступна многим людям, независимо от их возраста, пола или уровня физической подготовленности. В данном виде деятельности у детей проявляется самостоятельность, способность работать в коллективе, дисциплинированность, ответственность.
При проведении походов, возникает много объективных и субъективных условий для аварий и несчастных случаев.
Объективные причины — камнепады, снежные и ледовые обвалы, большие температурные перепады, сложные метеорологические условия (дождь, град, снегопад, туман, сильные ветры, вьюги и др.).
Субъективные причины — причины, вызванные недостатками организации, а именно: ошибки в подборе руководителя, не сумевшего сплотить группу в коллектив, отсутствие четкого распределения обязанностей в группе, плохая дисциплина, безразличное отношение к товарищам, недостаточное знание маршрута, недооценка сложности преодоления препятствий, неправильный подбор снаряжения и неумелое пользование им, переоценка своих сил, недооценка использования страхующих средств или неумелое, технически безграмотное пользование ими, слабая физическая и техническая подготовленность участников турпохода, несоответствие темпа передвижения среднему уровню тренированности участников.
Поэтому при организации походов, даже походов выходного дня, следует строго соблюдать технику безопасности и неукоснительно выполнять инструкции и рекомендации по организации туристских мероприятий по профилактике травматизма.
Цель исследования: изучение вопросов организации походов выходного дня, а также обучения вопросам безопасности школьников в условиях похода.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить вопросы организации туристического похода для школьников;
• Рассмотреть особенности походов выходного дня;
• Проанализировать содержание программы внеурочной деятельности по пешеходному туризму для детей 11-12 лет;
• Выявить педагогические условия формирования навыков безопасного поведения школьников при проведении туристских походов.
Объект исследования – процесс формирования навыков безопасного поведения школьников при проведении походов.
Предмет исследования – безопасное поведение обучающихся, в условиях похода.
Методы исследования: в работе использовались как теоретические: анализ научно-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические особенности формирования навыков безопасного поведения школьников при проведении туристских походов
1.1. Организация туристического похода для школьников
Спортивно-оздоровительный туризм является одним из наиболее эффективных методов физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.
Включение спортивно-оздоровительного туризма в программу внеурочной деятельности по физическому воспитанию позволяет достичь следующих результатов:
• улучшение физической формы детей: спортивные и развлекательные мероприятия, такие как походы, побуждают детей к активности и улучшают их общую физическую форму;
• развитие командного духа: через спортивные соревнования и совместную работу в лагерях дети учатся работать в команде, договариваться и принимать совместные решения, что положительно влияет на их социальную адаптацию;
• развитие творческого мышления: участие в различных видах спортивно-оздоровительной деятельности, таких как походы, ориентирование и скалолазание, способствует развитию творческого мышления и умению находить нестандартные решения;
• развитие самостоятельности и ответственности: дети, участвующие в оздоровительных спортивных мероприятиях, должны иметь возможность самостоятельно принимать решения, планировать деятельность и заботиться о собственном здоровье и безопасности;
• продвижение здорового образа жизни: занятия спортом и активный отдых способствуют здоровому образу жизни и формируют у детей здоровые привычки .
Организация физического воспитания в общеобразовательной школе средствами оздоровительного туризма способствует укреплению здоровья, повышению физической активности, а также развитию различных физических качеств. Для достижения этих результатов необходимо правильно выбрать место, время и средства для воспитания физических качеств во время походов.
Выбор места для спортивно-оздоровительных походов основан на предположении, что инфраструктура и природные условия, необходимые для проведения различных спортивно-оздоровительных мероприятий, уже имеются.
Лучшее время для посещения - школьные каникулы, выходные или спаренные уроки физической культуры, чтобы участники могли полностью погрузиться в спортивные тренировки и отдых. При выборе времени следует учитывать климатические условия и сезонность. Экспедиционные средства физической подготовки должны подбираться под конкретные цели и задачи. Например, гантели, специальные инвентарь и оборудование можно использовать для развития мышечной силы и выносливости, для развития способности координации и баланса (мячи, скакалки).
При организации спортивно-оздоровительного туризма особое внимание следует уделять охране здоровья и безопасности детей. Пешие прогулки могут подвергать детей различным опасностям, включая травмы, обморожения, солнечные ожоги и укусы насекомых. Перед началом своего путешествия каждый ребенок должен пройти медицинский осмотр, чтобы убедиться, что он в хорошей форме. Участникам походов должна быть предоставлена вся необходимая информация о маршруте, чтобы родители могли сделать осознанный выбор в отношении того, подходит ли это их ребенку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Горшков, И.Д. Спортивно-оздоровительный туризм[Текст]: Текст лекций / И. Д. Горшков; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль :ЯрГУ, 2014. – 60 с.
2. Дурович, А. П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск: РИПО, 2020. – 295 с.
3. Ермакова, Е.Г. Организация и формы спортивных мероприятий, как средство массового приобщения всех слоев населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ Е.Г. Ермакова, В.М. Паршакова, К.А. Романова// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №3. – С. 74-76.
4. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 392 с.
5. Каталимова А. Н., Бузни А. Н. Исследование потребностей в активном туризме // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 121. — С. 40–45.
6. Киняева, Т. В. Рекомендации по безопасности при организации практических занятий на местности и походов выходного дня / Т. В. Киняева // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы : Материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 09–10 февраля 2021 года. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2021. – С. 300-307.
7. Колесников, А.А. Вступая на тропу туризма. Виды туристических походов. – Режим доступа: http://www.turizmvnn.ru/Kolesnikovvidypohodov/
8. Константинов Ю. С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма : учебное пособие. — Москва : Советский спорт, 2009. — 392 с
9. Лоскутова Э. А. Современное состояние и перспективы развития рекреации и оздоровительного туризма в Марий Эл // Перспективные направления в области физической культуры спорта и туризма : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. — Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет. — 2019. — С. 264–268
10. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма : учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
11. Махов, С.Ю. Безопасность в сфере рекреации и туризма. Организация безопасности активного туризма [Текст]: пособие для высшего профессионального образования/ С.Ю. Махов. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012. – 150с.
12. Махов, С.Ю. Основы активного туризма [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ С.Ю. Махов. – Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания, 2020. – Режим доступа: https://www.litres.ru/s-u-mahov/osnovy-aktivnogo-turizma/
13. Организация похода выходного дня [Электронный ресурс]: Лекция/ лектор М.З. Саруханова. – Режим доступа: http://school-tp.sfukras.ru/ntp/orgPVD.pdf
14. Поход выходного дня. — URL: https://blog. decathlon.ru/sovety/pohod-vyhodnogo-dnja.html
15. Соболев, С.В. Базовая подготовка по спортивно-оздоровительному туризму [Текст]: Монография/ С.В. Соболев, В.М. Гелецкий, Е.А. Николаев. – Красноярск: СФУ, 2016. – 230 с.
16. Соболев, С.В. Базовая подготовка по спортивно-оздоровительному туризму [Текст]: Монография/ С.В. Соболев, В.М. Гелецкий, Е.А. Николаев. – Красноярск: СФУ, 2016. – 230 с.
17. Технология внутреннего туризма : программа дисциплины и учебно-методические материалы / сост. Л. И. Тихонова. — Рязань : Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2009. — 24 с.