Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. РУССКАЯ СВАДЕБНАЯ ТРАДИЦИЯ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ
1.1 Исторический обзор
История русской свадебной традиции уходит в глубь веков, насыщенная множеством обрядов и символов, которые отражают культурное и религиозное наследие народа. До Крещения Руси свадебных обрядов в современном понимании не существовало. Обычаи были примитивными, а многоженство встречалось часто. Вплоть до XVI века формировался свадебный обряд, который сочетал в себе элементы языческих и христианских верований.
До XVII века ранняя женитьба считалась обычным явлением. Девочек часто выдавали замуж за мальчиков значительно старше их самих. Это было обусловлено социальными нормами того времени и стремлением родителей обезопасить своих дочерей от различных опасностей, включая порок. В простых семьях невеста могла быть старше жениха, особенно если её требовали трудовые навыки.
Заключение браков на Руси осуществлялось по воле родителей. Свадебный обряд включал в себя несколько этапов: сватовство, сговор, венчание и пир. Невесту нельзя было видеть до сватовства, а жениха — до самого венчания, что добавляло загадочности и таинственности этому событию.
Родители жениха и невесты заключали "рядную запись", которая представляла собой своеобразный брачный договор и опись приданого. Этот документ, подписанный сторонами, делал расторжение брака практически невозможным.
Застолье на свадьбе начиналось за день до венчания и продолжалось ещё три дня после. После первых суток пира молодожёнов отводили в "сенник" — место для первой брачной ночи. Наутро гостям показывали сорочку невесты в доказательство её утраченной невинности, что было важным моментом для подтверждения семейных ценностей.
При Петре I отношение к свадьбе стало более свободным. Он разрешил неравные браки и отменил брачные договоры, а также запретил традицию показа невестиной сорочки. Несмотря на это, воля родителей продолжала оставаться значимой в процессе заключения брака.
Традиционно свадьба представляет собой важный обряд, полный символики и значимых действий, которые позволяют двум людям начать новую главу в своей жизни. В давние времена она организовывалась с участием родителей жениха и невесты, которые самостоятельно выбирали пару для своих детей, пренебрегая чувствами молодых. Свадебные торжества проводились осенью и зимой, после завершения сельскохозяйственных работ, нередко на фоне праздничных встреч пар и девушек из разных деревень.
На этапе сватовства родственники жениха и уважаемые члены общины выступали в роли сватов, встречаясь с семьей невесты и выражая желание заключить брак. Этот этап был важным и для невесты, которая могла выразить свое мнение, откликнувшись на приглашение к столу, или отказаться от него. Затем следовала встреча родителей, где обсуждались детали и условия брака. Если соглашение достигалось, оно закреплялось за столом, как символический акт.
Мероприятия типа мальчишника и девичника имели свое место в этой церемонии. Для невесты девичник был особенно значимым, так как это время, когда она прощалась со своим девичьим статусом. Была традиция отправляться в баню, где невеста с подругами проводила время, символизируя прощание с одной жизнью и подготовку к новой.
Свадебный обряд представляет собой богатый комплекс традиций и символов, отражающих важные этапы в жизни молодых. Перед венчанием невеста, одетая в траурные наряды, прощалась со своим девичьим статусом, а ее подруги заплетали ей косу в последний раз. Жених также придавал особое значение своему наряду, украшая головной убор цветком и подпоясывая рушником, вышитым руками невесты.
Обряд выкупа невесты, унаследованный из древних времен, представлял собой спектакль, символизирующий освобождение суженной из потустороннего мира. После этого следовало венчание, означавшее законное оформление брака. Затем молодоженов осыпали зерном и хмелем, а родители благословляли их с иконой и караваем.
Свадебный каравай играл особую роль, приготовленный по особым обрядам женщинами, счастливыми в браке, и испекаемый мужчиной. От каравая молодые кусали по кусочку в знак родства и единения, а традиция измерять, кто откусил больше, определяла главу семьи. Брачная ночь, завершающая свадебный обряд, скрепляла брак, а разбитый горшок наутро считался знаком целомудренности невесты и счастливого будущего брака.
Свадебный пир следовал после брачной ночи, а не наоборот. На Руси он назывался «кашей». Был признаком общественного одобрения состоявшегося брака.
На свадьбе пели:
Чарочка моя серебряная,
На золотом блюдечке поднесённая! –
Кому чару пить, кому выпивать?
Пить чару, выпивать чару (имя жениха и невесты),
На здоровье, на здоровье, на здоровьице им.
Таким образом, свадебные гуляния продолжались два дня – избежать этого было невозможно. Гуляли, веселились, пели песни и устраивали пляски, гуляли до поздней ночи.
Также существовали народные приметы! А как же без них? Помимо расчистки дороги перед приездом ненаглядного красного молодца, да занесением в новый дом невесты на руках, существует еще множество защитных ритуалов:
Чтобы обмануть силу нечистую, на сватовство ехали окольными путями.
Свадебные бубенцы разгоняли своим звоном нечисть в пути к церкви.
Чтобы в новой семье народилось побольше потомства, да деньжата водились, молодых осыпали зерном или хмелем.
Для тех же благ, усаживали невесту на мех шубы.
В церковь брали с собой чашу с вином хлебным. Священник давал пить молодым из нее 3 раза, а затем жених бросал чашу на пол и топтал.
На церемонию венчания выбирались свидетели, которые держали венцы.
Порой на свадьбе был и колдун. Чтобы завоевать его расположение, любая его мелкая прихоть исполнялась, например, запереть ненадолго жениха в темной баньке. А под платье невесты прикалывали много булавок, этот обычай до сих пор хранится.
Сваты заходили в дом правой ногой и пристукивали пяткой.
В период, пока невеста ожидала дня венчания, требовалось носить черный платок.
На каждый обряд была положена своя песня. Начиная от момента пития отцом невесты вина, которое принесли сваты, в знак закрепления договора о женитьбе, заканчивая песнями на проводы родственников.
Во время торжества на колени невесты усаживали маленького мальчика, чтобы рождались наследники по мужской линии.
Подружки невесты должны быть одеты в платья, похожие на невестино. Это нужно, чтобы отпугнуть от неё злых духов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 241 с.
2. Бузин В. С. «Глубина памяти»: об истоках образа «русалка» - «конь» русской календарной обрядности // Современная научная мысль. 2016. № 4. С. 58-64.
3. Бузин В. С. Этнография и математика: опыт статистической типологии южнорусской свадебной обрядности // Манускрипт. 2018. №12-2 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnografiya-i-matematika-opyt-statisticheskoy-tipologii-yuzhnorusskoy-svadebnoy-obryadnosti (дата обращения: 14.04.2024).
4. Бузин В. С., Ряженье в южнорусской свадебной традиции // Манускрипт. 2018. №2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ryazhenie-v-yuzhnorusskoy-svadebnoy-traditsii (дата обращения: 14.04.2024).
5. Гутарева, Н. Ю. Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1472-1474. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18767/ (дата обращения: 14.04.2024).
6. Жиров М. С., Жирова О. Я. Региональная специфика свадебной обрядности: опыт фольклорно-этнографических изысканий // Наука. Искусство. Культура. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-spetsifika-svadebnoy-obryadnosti-opyt-folklorno-etnograficheskih-izyskaniy (дата обращения: 14.04.2024).
7. Как православные «играют» свадьбу [Электронный ресурс] URL: https://zyorna.ru/news/publications/kak-pravoslavnye-«igrajut»-svadbu.html (Дата посещения: 14.04.2024)
8. Матлин М. Г., «Пахать пол»: своеобразие семантики свадебного термина // Научный диалог. 2016. №1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pahat-pol-svoeobrazie-semantiki-svadebnogo-termina (дата обращения: 14.04.2024).
9. Матлин М. Г., Свадебная игра в «Покойника» в празднично-обрядовом пространстве русского села // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svadebnaya-igra-v-pokoynika-v-prazdnichno-obryadovom-prostranstve-russkogo-sela (дата обращения: 14.04.2024).
10. Матлин М. Г., Состязание смехом в традиционной русской свадьбе XIX - начала XXI веков // Научный диалог. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostyazanie-smehom-v-traditsionnoy-russkoy-svadbe-xix-nachala-xxi-vekov (дата обращения: 14.04.2024).
11. Русская народная свадьба [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/6272362/page:2/ (Дата посещения: 14.04.2024)
12. Русская свадьба - традиции и современность [Электронный ресурс] URL: https://historicus.media/799/ (Дата посещения: 14.04.2024)
13. Русская свадьба - традиции и современность [Электронный ресурс] URL: https://historicus.ru/799/ (Дата посещения: 14.04.2024)
14. Русская свадьба. Традиции и современность [Электронный ресурс] URL: https://www.free-writer.ru/pages/russkaya-svadba.html (Дата посещения: 14.04.2024)
15. Русская свадьба: история и современность [Электронный ресурс] URL: https://school-science.ru/15/8/50891 (Дата посещения: 14.04.2024)
16. Русская свадьба: обычаи, традиции и обряды на современный лад [Электронный ресурс] URL: https://svadebka.ws/article/russkaya-svadba/ (Дата посещения: 14.04.2024)
17. Русская свадьба: традиции и приметы с древней Руси до России [Электронный ресурс] URL: https://www.5-tv.ru/tabloid/440760/lubit-porusski-osobennosti-svadebnyh-tradicij-otdrevnosti-dosovremennosti/ (Дата посещения: 14.04.2024)
18. Современная русская свадьба хранит исконные традиции. [Электронный ресурс] URL: https://ikinoitv.ru/russkaya-svadba/ (Дата посещения: 14.04.2024)
19. Традиции и новации в русском свадебном обряде [Электронный ресурс] URL: https://cheloveknauka.com/traditsii-i-novatsii-v-russkom-svadebnom-obryade (Дата посещения: 14.04.2024)
20. Традиционная русская свадьба в контексте авторских полевых исследований [Электронный ресурс] URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5172 (Дата посещения: 14.04.2024)
21. Тясто, А. А. A brief overview of Russian wedding traditions and customs / А. А. Тясто, М. В. Куимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1226-1227. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20006/ (дата обращения: 14.04.2024).