Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, в мире и в российском обществе, в частности, остро стоит вопрос, готово ли общество принять людей с ограниченными возможностями как равных среди равных. Решение этого вопроса зависит от многих факторов, в целом от духовно-нравственного уровня общества, от четкого и конкретного определения статуса этих людей в обществе, от нормативно-правовой базы, гарантирующей равные возможности. Сегодня мы строим инклюзивное общество и инклюзивное образование, предполагающее обеспечение максимально равного уровня обучения и положения для всех детей и взрослых. Это очень важных шаг в современном социальном развитии, ставящий людей, имеющих инвалидность, но обладающих интеллектуальным и личностным потенциалом в положение равный среди равных.
В связи с меняющейся социальной ситуацией развития, изменениями в образовательном стандарте и др., особо актуальным становится вопрос образования детей с ограниченными возможностями и, в частности, возможности обучения детей с нарушением слуха.
Исследование специфики психического развития детей с нарушениями слуха реализуется в рамках сурдопсихологии – отрасли специальной психологии. Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л.С.Выготского о структуре детского психического разви¬тия, отклоняющегося от нормального. Л. С. Выготским были вве¬дены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичном дефекте).
Ранее, в конце XIX – начале XX в., изучение отдельных вопросов психологии глухих детей и взрослых происходило в рамках общей психологии и сурдопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха.
В нашей стране исследованием остаточного слуха у глухих детей занимались такие специалисты как Н.А.Рау, Ф.А.Рау, В.И.Бельтюков, Р.М.Боскис, А.М.Масюнин, Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В.П.Лебедев, О.П.Токарев и др. Каждый из них, внёс определенный вклад в изучение слуховых функций глухих детей. Р.М.Боскисом и Л.В.Нейманом была медико-педагогическая классификация глухоты и тугоухости, которая явилась основой дифференцированного обучения детей с разной степенью нарушения слуха.
Можно отметить, что в СССР и России на протяжении многих десятилетий была принята только одна, ставшая традиционной, педагогическая система обучения глухих – на основе языка словесной речи. Современная сурдопедагогика глухих находится в состоянии поиска новой образовательной парадигмы, так как значительные по своей глубине и размаху демократические и гуманистические тенденции в развитии мирового сообщества принесли в последние десятилетия новый опыт образования и социальной интеграции глухих, связанный с их борьбой за свои гражданские права, а также с новыми научными данными лингвистических и психолингвистически исследований жестового языка.
Отечественная сурдопедагогика находится в поиске и на этапе выстраивания новой концепции образования детей с недостатками слуха, основанной на поливариативности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в образовании неслышащих. Для построения данной системы необходимо четкое понимание особенностей развития познавательных процессов учащихся с нарушением слуха и, в частности, процесса восприятия.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Особенности восприятия у глухих школьников».
Объект исследования: глухие школьники.
Предмет исследования: особенности восприятия глухих школьников.
Цель исследования: изучение особенностей восприятия у глухих школьников.
Задачи исследования:
- описание восприятия как психического процесса;
- представление общей характеристики слуха и его нарушений;
- рассмотрение особенностей развития восприятия у глухих детей;
- описание особенностей слуховой функции глухих школьников.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, обобщение.
Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей восприятия глухих школьников
1.1.Восприятие как психический процесс
Восприятие, а также его процессы, как и ощущение, относится к чувственному познанию. В науке, синонимом восприятия является понятие «перцепция», «перцептивный процесс». Отличия от ощущений проявляются в том, что восприятие является более сложным и комплексным психическим процессом и представляет собой наглядно-образное отражение в сознании человека полноценных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира, при их непосредственном воздействии, в данный момент, на органы чувств. В таком проявлении, восприятие создает субъективную картину мира .
В отличие от ощущения, в процессе восприятия, создается образ целостного предмета через отражение всего сочетания свойств этого предмета. Тем не менее, образ восприятия не сводится лишь к сумме результатов ощущений, в то же время, включая и эти результаты в свой состав.
Восприятие – это система процессов получения и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и способность в этой реальности ориентироваться. Многие исследователи трактуют восприятие как процесс построения, создания в сознании образа окружающей действительности: «…для индивида возникает наряду с объективной реальностью некоторая субъективная реальность – образ окружающего мира» .
Концепция образа мира была разработана отечественным психологом А.Н. Леонтьевым, он определяет процесс построения образа как процесс «вычерпывания» его из реальности . Леонтьев отмечает, что образ мира, как индивидуальный, так и групповой, может подвергаться воздействию и конструироваться извне. Поэтому важным является учет механизмов управления восприятием: для того чтобы сформировать у индивида или группы желаемые политические представления и модели поведения, нужно определенным образом воздействовать именно на процесс «вычерпывания».
Человека постоянно окружает большое количество объектов, которые он воспринимает, будь то события или конкретные люди, информацию о которых ему необходимо обработать. Восприятие (В.) связано органически, с определенным перечнем иных психических процессов и образований и с другими видами психической деятельности.
В. как процесс и результат, включает в себя прошлый опыт, память человека, в рамках общечеловеческого и социально-исторического опыта и установки личности. Например, врач по-разному будет восприниматься ребёнком и его матерью или своим коллегой. Так, наличие определённой установки или предварительного настроя, направленности на что-либо может определенным образом предопределить результаты восприятия (в частности, общественное мнение, мотивации личности и др.). Таким образом, уже в рамках В., любой предмет приобретае
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г.) // Российская газета., 1995. – 5 апреля.
2. Декларация социального прогресса и развития (Принята 11. 12. 1969 г. Резолюцией 2542 (ХХIV) на 1829 – ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Декларация не была опубликована. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //Сборник международных договоров СССР. – 1993. - выпуск XLVI.
4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И.Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
5. Андреева Г.М. К проблематике социального познания // Мир психологии, 1999. – № 3. – С. 16 – 21
6. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики / А.Г.Басова. – М.: Просвещение, 1984. – 295 с.
7. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г.Богданова. – - М.: Академия, 2002. - 106 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5 /Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
9. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология /Т.П.Зинченко. – М.: МОДЭК, 2000 г. - 608 с.
10. Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко и др. – М.: Наука,1967. – 118 с.
11. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия у глухих учащихся: 1-12 классы / Е.П.Кузьмичева. – М.: Просвещение. – 1991. – 160 с.
12. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А.Лапшин В.А., Б.П.Пузанов. – М.: Просвещение,1991. - 143 с.
13. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И.Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др. – М.: Академия. – 2003. – 718 с.
14. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте / В.В.Лебединский. – М.:Академия. – 2003. –144с.
15. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. – 412 с.
16. Назарова Н.М. Специальная педагогика / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия» - 2005. – 400 с.
17. Синяк В.А. Особенности психического развития глухого ребенка / В.А.Синяк, М.М.Нудельман. – М.: Просвещение. – 1975. – 112 с.
18. Сорокин В.М. Специальная психология / В.М.Сорокин / Под научн. ред. Л.М.Шипицыной. — СПб.: «Речь». – 2003. – 216 с.
19. Ярмаченко М.Д. Проблема компенсации глухоты / М.Д.Ярмаченко. – Киев: Радянська школа, 1976. – 168 с.