Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы подготовки юных футболистов в том, что современный футбол
характеризуется высокой двигательной активностью игроков, которая носит преимущественно
динамический характер и отличается неравномерностью влияния физических нагрузок на
функциональные системы и аритмичным чередованием работы различных групп мышц. Среди
физических упражнений и двигательных действий основными являются действия с мячом на
месте и в движении (бег, ходьба). От того, насколько футболист хорошо владеет своим
двигательным аппаратом и на каком уровне у него развиты двигательные способности, зависят
скорость, точность и своевременность выполнения каждой конкретной задачи. Скорость
реагирования и сила футболиста выступает при этом фактором, определяющим результативность
соревновательной деятельности.
Вместе с тем ни одно другое качество не может сравниться со скоростными качествами по
многогранности проявлений. Это особенно должно учитываться во время тренировки на
первоначальном этапе юных спортсменов. Установка и учет закономерностей структурирования и
динамики проявления скоростных качеств юных футболистов проблема в теории и практике
современного футбола.
Общеизвестно, что рациональное планирование тренировки обуславливается, прежде всего,
решением таких вопросов, как рациональное сочетание нагрузок различной продолжительности
и интенсивности, определение длительности интервалов отдыха между занятиями или
соревнованиями, оптимальной продолжительности тренировочных циклов, чередования в них
работы и отдыха. Вопросы целенаправленной подготовки юных спортсменов решены далеко не
полностью. Несмотря на то, что многие авторы изучали различные вопросы, касающиеся
подготовки мини-футболистов, некоторые из них нуждаются в уточнении или дальнейшей
разработке. К ним можно отнести оценку процессов восстановления после различных нагрузок и
определение готовности к определенному виду мышечной деятельности в условиях применения
одноразовых и двукратных тренировочных занятий, распределение нагрузок в микроцикле в
зависимости от педагогических задач, режима жизнедеятельности и образа жизни студеные
спортсменов и, что самое важное, скоростно-силовые качества и методы их развития. Решение
этих вопросов позволит определить рациональную микроструктуру тренировки, качественно
улучшить подготовку молодых спортсменов.
3
Цель работы – изучить методы развития физических способностей у юных футболистов.
Исходя из цели работы, ее задачами являются:
1. Рассмотреть теоретические и методологические основы физической подготовки на занятиях по
футболу.
2. Провести опытно-экспериментальное изучение влияния занятий футболом на организм детей
школьного возраста.
3. Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования. Дети школьного возраста.
Предмет исследования. Система занятий футболом для укрепления организма детей младшего
школьного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена теоретико-методологической базой,
логикой всего исследования, адекватностью применяемых методов поставленным цели и
задачам, репрезентативностью эмпирической базы.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что его выводы, основные результаты и
методические рекомендации могут быть использованы при построении тренировочных занятий
по футболу.
Практическим значением работы является то, что ее результаты могут быть использованы
педагогами физического воспитания, студентами, которые занимаются исследованием занятий по
футболу для физической подготовки детей.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы и других источников.
4
Глава 1. Теоретические и методологические основы физической подготовки на занятиях по
футболу
1.1 Понятие физической подготовки в футболе
Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия
спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной
тренировкой не только мышц человека, но и его воли.
В числе важнейших составляющих волевых качеств нужно особо выделить способность к волевой
стимуляции интенсивной мышечной деятельности, возможно более полной мобилизации
функциональных ресурсов.
В процессе спортивных занятий предусматривается разностороннее развитие таких волевых
качеств, как целеустремлённость, дисциплинированность, активность и инициативность,
стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первого же спортивного занятия. Строгое
соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях. Привычка доводить любое дел до
конца, быть всегда и во всём обязательным формируется на основе неуклонного выполнения
тренировочных и соревновательных заданий .
Инициативность состоит в способности к самостоятельным волевым действиям. Для развития
инициативности и активности широко используются подвижные и спортивные игры и другие виды
двигательной деятельности, в ходе которых занимающиеся должны быстро и правильно
оценивать внезапно возникшую обстановку, продумывать и избирать целесообразный план
действий в этой обстановке, решаться на самостоятельные действия.
Стойкость – это волевое качество, проявляющееся в особо трудных обстоятельствах. Основными
компонентами этого качества являются мужество, самообладание, выдержка, упорство в
достижении поставленной цели, воля к победе. Одним из средств воспитания стойкости является
5
организация таких тренировочных занятий и соревнований, которые содержат в себе элементы
значительных трудностей. Нужно постоянно воспитывать в спортсменах волю продолжать
выполнять упражнения, несмотря на наступающую усталость.
Решительность – это выражение активности спортсмена, его готовности действовать без
колебаний. Решительность воспитывается в процессе выполнения упражнений, которые должны
удовлетворять следующим требованиям:
содержать элементы нового и неожиданного;
содержать трудности, связанные с проявлением решительности.
Основными чертами нравственного воспитания являются:
воспитание высоких общественных идеалов;
воспитание высоких требова¬ний к себе как нравственной личности;
воспитание таких нрав¬ственных черт личности, как патриотизм, чувство кол¬лективизма,
дружбы, товарищества, стремление быть полезными своему народу и др.
Основными средствами нравственного воспитания являются:
1. правильно поставленное идейно-политическое воспи¬тание;
2. положительные примеры нравственной целеустремленности, в том числе и личный, пример
воспитателя;
3. вовлечение в практиче¬скую деятельность, связанную с борьбой за осуществление
нрав¬ственных идеалов, характерных для нашего общества;
4. установ¬ление широкой связи общественностью, вовлечение их в общественные мероприятия,
проводимые в интере¬сах всего общества (пропаганда физической культуры и спорта среди
населения, активное участие в педагогической работе с юными спортсменами и т. д.);
5. повышение роли спортивного коллектива в проводимой тренерами воспитательной.
Футбол обладает следующими образовательными возможностями:
Во-первых, он позволяет приобрести качества, необходимые для продолжения образования,
учебной деятельности, это - новые (помимо привычных в условиях классно-урочной системы)
способы получения знаний.
Во-вторых, в виде спорта футбол можно обучиться навыкам сотрудни
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданов Н.В., Рудов В.М. Методические рекомендации по организации и планированию
учебно-тренировочного процесса в футбольных командах области / Н.В. Богданов, В.М. Рудов. –
Белгород, 2010.- 156 с.
2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / И.С.
Барчуков; Под общ. ред. Г.В. Барчукова. - М.: КноРус, 2012. - 368 c.
3. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным
действиям. Теория и методика / М.М. Боген; Предисл. П.Я. Гальперин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. -
226 c.
4. Большая энциклопедия. Футбол М.: АСТ, 2015. – 208 с.
5. Виноградов Ю.А. Педагогические исследования в физическом воспитании. - М., 2012
6. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А.Годик. – М.: Терра – Спорт, Олимпия
Пресс, 2012. – 289 с.
7. Галагузова Ю.К. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как
воспитательная система // Педагогическое образование в России. -№9. - 2014. - С. 33-36.
8. Дэнни Милке Футбол. Основы игры: самый короткий путь к изучению основ футбола, М.:
Спорт, 2012. - 128с.
9. Евсеев Ю.И. Физическая культура.- Издательство: Феникс, 2013. - 444с.
10. Заваров А. Футбол для начинающих. Основы и правила /А. Заваров. – С-Петербург: Питер,
2015. - 115 с.
11. Караулова, Л.К. Физиология./ Л.К. Караулова. - М.: Академия, 2014.- 378 с.
12. Качановский А.Ю. Отечественный опыт вовлечения молодежи в массовые занятия
физкультурой и спортом // Среднее профессиональное образование. - №4. - 2012. - С. 60-61.
13. Кислицын Ю.Л., Решетников Н.В., Палтиевич Р.Л. Физическая культура. - Издательство:
Академия, 2015.- 176 с.
14. Котятова Н. И. Футбол.- Издательство: Росмэн-Пресс, 2013. - 96с.
15. Коц, Я.М. Физкультура и спорт / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт. - 2013. - 240с.
16. Кузьменко Г.А. Методики развития социального, эмоционального и практического
интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств личности. - М.: Советский спорт, 2014. -
560с.
17. Лапшин О. Учимся играть в футбол. Планы уроков /О. Лапшин. – М.: Человек, 2015. – 256 с.
18. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая
культура, 2013. – 544с.
19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры./ Л.П.Матвеев. - М.: ФиС, 2013. –
347 с.
7
20. Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С.
Сарсания. - М.: «ТВТ Дивизион», 2014. - 192 с.
21. Смит Д. Футбол для начинающих.- М.,2012. - 48с.
22. Спорт в школе. Футбол / Под ред. И. Швыкова, изд-во М.: Терра-Спорт, Олимпия
Пресс,2012. - 165с.
23. Степанова, О.Ю. Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы и
процесса энергетики организма спортсменок 9-16 лет к скоростно-силовым нагрузкам / О.Ю.
Степанова // Омский научный вестник. - 2013. - № 5. - С. 186-189.
24. Тамбовцева Р. В. Физиологические основы развития двигательных качеств // Новые
исследования. - № 26 / том 1. - 2012. - С.16-19.
25. Титулов, Р.В. О возможности развития скоростно-силовых способностей у учащихся / Р.В.
Титулов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10. - С. 58-61.
26. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. - М.: Академия,
2013. - 258с.
27. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека / Учебник / Н.И. Федюкович. - Рн/Д:
Феникс, 2013. - 510 c.
28. Физиология футбола / Под ред. Орджоникидзе З., В. Павлов, М.: Изд-во: АСТ, Астрель,
2012. - 165с.
29. Филимонов В.И. Физическое воспитание и спортивное совершенствование в высшей
школе М.: МГГА, 2012. - 231с.
30. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов. - М.: Советский спорт, 2013. -
392с.
31. Черепов Е. А., Ненашева А. В. Современное состояние системы физического воспитания в
России: основные проблемы и пути совершенствования / Е.А. Черепов // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Образование, здравоохранение, физическая культура.
- № 3 / том 14. - 2014. - С. 5-10.
32. Шаленко В. В., Перцухов А. А. Динамика двигательных способностей футболистов 12-15 лет
// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -
№ 12. - 2012. - 160-163.
33. Ширковец Е.А. Соотношение функциональных показателей при стандартном тестировании
спортсменов / Е.А. Ширковец // Вестник спортивной науки - 2012. - № 5. - С. 50-54.