Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и самостоятельности, набора определенных компетенций, которые обеспечат человеку в будущем полноценную жизнь, будут способствовать решению ряда жизненно важных проблем, принятию эффективных решений. Важная роль отводится формированию комплекса знаний и навыков, необходимых учащимся для грамотной организации своей профессиональной деятельности, обустройства личной жизни, создания семьи, умения ориентироваться в социальном и правовом пространстве современного общества. Важная роль в этом отводится формированию системы знаний об окружающем мире [2].
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на формирование у школьников элементарных представлений и понятий об окружающей среде, о взаимосвязи её компонентов, о природе как о едином целом. В процессе изучения предметов у учащихся совершенствуется, как теоретическое, так и практическое мышление. Учащиеся учатся наблюдать, проводить эксперименты, организовывать самостоятельную деятельность.
3
Глава 1. Теоретические аспекты организации проектной деятельности на уроках «Окружающего мира»
1.1. Проектная деятельность: сущность, характеристика
Проектная деятельность представляет собой одно из наиболее эффективных средств организации занятий в школе. При помощи проектной деятельности можно реализовать ряд задач, можно эффективно сочетать несколько средств и методов обучения. При помощи проектной деятельности формируются, прежде всего, поисковые, исследовательские навыки. При помощи метода проектов можно сформировать у учащихся определенный набор знаний и навыков, сформировать определенный набор знаний, сформировать представления о взаимосвязи изучаемых явлений, о взаимодействиях. При помощи проектного метода у учителя появляется возможность раскрыть перед учащимся определенную систему знаний, жизненных взглядов, подвести к постановке проблемы и разработать ряд мер по решению данной проблемы [5].
Метод проектов повышает уровень самостоятельности учащихся, позволяет повысить интерес к занятиям. При этом существенно повышается интерес, как к тому занятию, в рамках которого проводится проектная деятельность, так и к учебе в целом. Проект позволяет повысить уровень образованности, развивает творческие и интеллектуальные способности учащихся. Проектный метод позволяет учащимся адекватно реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды, позволяет не просто накапливать определенный набор знаний и умений, но и применять их в соответствии со сложившейся текущей ситуацией. В ходе реализации проекта, учащиеся учатся осуществлять поиск информации, ее обработку, систематизацию, классификацию. Важно и то, что учащиеся учатся представлять результаты своей деятельности, обретают навыки выступлений перед аудиторией, умение доносить информацию до слушателя, отвечать на вопросы, пояснять, излагать кратко и тезисно большие объемы информации, которую учащийся получил в процессе подготовки проекта [1].
Работа выполняется самостоятельно, но под руководством учителя. При этом учитель не ставит задач перед учащимся, не диктует ему последовательно шаги реализации проекта. Учитель может только контролировать некоторые контрольные точки проекта, давать рекомендации, пояснения, отвечать на возникающие вопросы, оказывать посильную помощь. При этом инициатива, планирование, выбор методов работы, выбор способа представления результатов – это прерогатива самого учащегося. Учитель должен выступать в качестве лица, которое оказывает помощь и поддержку в организации проекта, помогает, обеспечивает мотивацию для решения стоящей перед учащимся проблемы. Иногда для реализации проектов привлекают консультантов из других заведений. Важным этапом работы является обеспечение апробации полученных результатов, когда учащийся попадает в ситуацию защиты. Возникает возможность отработать презентацию проекта, выявить ошибки и недоработки, своевременно их ликвидировать [7].
4
Метод проектов направлен на создание конкретного продукта деятельности. То есть, этот метод ориентирован, прежде всего, на достижение результата. Достижение определенных результатов создает для учащегося ситуацию успеха, в связи с которой он получает чувство удовлетворения, самореализации. Именно этот фактор и выступает в качестве важного движущего фактора, который способствует дальнейшему саморазвитию и совершенствованию личности [6].
1.2. Специфика предмета «Окружающий мир»
Предмет Окружающий мир преподается в начальной школе и имеет свою специфику. В основе обучения младших школьников предмету «Окружающий мир», лежит необходимость их ознакомления с окружающим миром, законами природы. В условиях современного общества естественнонаучная модель воспитания младших школьников выдвигается едва ли не на первое место. Естественнонаучное образование и его востребованность обусловлены многими факторами. Именно естественнонаучное образование лежит в основе личностного развития ребенка. Изучение наук о природе является основой формирования мышления, мировоззрения, речи, чувств, эмоций.
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на формирование у школьников элементарных представлений и понятий об окружающей среде. В системе преподавания предмета «Окружающий мир» появляются свои особенности. Методика преподавания данного предмета относятся к системе педагогических наук, поскольку базируется на основных достижениях и закономерностях педагогики как науки. В педагогике методика той или иной дисциплины рассматривается в рамках методики преподавания. Отдельно выделяется общая дидактика. Если общая дидактика как наука в преподавании охватывает процесс обучения по всем предметам в целом, то методика преподавания касается особенностей преподавания в каждой конкретной дисциплине.
Методика как учебная дисциплина бывает общей и частной. Предметом общей методики является школьный курс предмета «Окружающий мир». Частная методика ориентирована на преподавание того или иного раздела, на изучение отдельных тем. Предметом изучения общей методики преподавания предмета «Окружающий мир» является знакомство младших школьников с окружающим миром [14].
Можно выделить несколько целей, свойственных изучению данного предмета [10].
Образовательная цель направлена на формирование у учащихся разнообразных представлений об окружающей среде, о природе, о человеке, обществе. Учащиеся учатся ориентироваться в доступных им естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экономических понятиях. В рамках предмета «Окружающий мир», у ребенка формируется целостное восприятие окружающего мира [9].
Глава 2. Практические аспекты организации проектной деятельности на уроках обществознания при изучении темы "Правовые основы социальной защиты и обеспечения"
2.1. Характеристика понятия «метапредметные результаты освоения курса»
Метапредметность важна в связи с тем, что задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания.
Достижение метапредметных результатов освоения лбого школьного предмета, представляет собой серьезную проблему, которая пронизывает насквозь современный образовательный процесс. Эта проблема далеко не новая, тем не менее, она не утратила своей актуальности и по настоящее время. Суть этого явления состоит в необходимости систематизировать полученные
5
знания, а также найти им практическое применение, связать с уже имеющимися знаниями и теми знаниями, которые учащиеся получают в рамках изучения других дисциплин. Таким образом, у ребенка формируются не отдельные, разрозненные представления об окружающей реальности, а целостный образ, единая картина мира, отражающая всю полноту окружающего мира и тесноту взаимосвязей между отдельными объектами и предметами. Такая потребность диктуется самим обществом и его потребностями [25].
При рассмотрении метапредметных результатов с точки зрения педагогического процесса, стоит отметить, что большинство педагогов широко применяет их в процессе преподавания, стремясь максимально показать тесные взаимосвязи изучаемого предмета с другими явлениями и областями знаний.
Метапредметные связи рассматриваются в качестве дидактического средства обучения, которое позволяет существенно расширить мышление школьников, стереть границы и рамки восприятия. Такие связи являются все более востребованными в современном обществе. Они позволяют существенно повысить не только уровень восприятия учащихся, но и уровень научности самого педагога. Кроме предметных и метапредметных знаний, такие связи существенно расширяют кругозор ребенка, дают возможность мыслить широкими категориями, являются средствами формирования УУД учащихся.
Именно метапредметные освоения курса уже давно рассматриваются как неотъемлемая часть обучения в школе, и являются залогом дальнейшего успешного послешкольного образования. Они являются средством саморазвития и самоопределения личности, средством ее совершенствования в различных направлениях, открывают возможности для постоянного расширения своих знаний и навыков, а также позволяют осваивать смежные дисциплины [27].
Тем не менее, сегодня существует и ряд проблем, которые существенно тормозят возможность полного и всестороннего освоения межпредметных знаний и их внедрение в образовательный процесс. Современные образовательные программы, стандарты не уделяют должного внимания формированию метапредметных результатов и рассматривают образовательный процесс как систему отдельных знаний, ограниченных конкретным предметом. Тем не менее, уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что метапредметные результаты освоения курса важны для учащихся, и их следует максимально внедрять в педагогический процесс. Правильное установление этих результатов и умелое использование позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса, повышает качество и уровень знаний, их усвоение. Также резко повышается познавательный интерес учащихся, стремление к получению знаний, и их практическому применению [26].
2.2. Применение метода проектов для достижения метапредметных результатов освоения курса «Окружающий мир»
Проекта №1.
На уроках окружающего мира рекомендуется применять как можно больше методов самостоятельной, творческой работы. Также важно давать учащимся такие самостоятельные работы, которые позволят провести экспресс-контроль знаний (в течении короткого промежутка времени выявить текущий уровень знаний). К примеру, в начале или в конце каждого урока рекомендуется проводить небольшую самостоятельную работу. Задания в ней разбиваются на три уровня: низкий, средний, высокий. По тому, на какие вопросы учащиеся смогли ответить, а на какие – не смогли, можно быстро определить текущий уровень. В зависимости от уровня предметных знаний, учащихся можно разделять на группы для дальнейшего проведения
6
групповой проектной работы. Каждой группе дается свой проект. Пример такой самостоятельной работы представлен ниже.
Самостоятельная работа по предмету «Окружающий мир»
Задание № 1. Уровень 1. Отметь «☑» пословицы о служении обществу. Объясни смысл этих пословиц.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Будь не только сыном своего отца, будь и сыном своего народа.
Много снега – много хлеба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на формирование у школьников элементарных представлений и понятий об окружающей среде, о взаимосвязи её компонентов, о природе как о едином целом. В процессе изучения предметов у учащихся совершенствуется, как теоретическое, так и практическое мышление. Учащиеся учатся наблюдать, проводить эксперименты, организовывать самостоятельную деятельность.
Одним из наиболее эффективных средств и методов организации занятий по предмету «Окружающий мир» является проектная деятельность. Она способствует не только усвоению предметных знаний, но и формирует систему метапредметных образовательных результатов, универсальных для всех видов деятельности. Так, в результате реализации проектов, у ребенка формируются ключевые навыки и достижения (личностные, коммуникативные, регуляторные), которые в дальнейшем могут применяться ребенком не только на уроках окружающего мира, но и на других предметах.
Тем не менее, до сих пор остается ряд сложностей в применении метода проектов при преподавании предмета «Окружающий мир» детям. Именно это и определило выбор темы исследования.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что применение метода проектов на уроках «Окружающего мира», будет способствовать более эффективному усвоению знаний и формированию метапредметных результатов изучения курса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альгина Т.Д. Развитие гибкости мышления обучающихся на занятиях творческой мастерской «Цифровой мир» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - №4. – 2017. - С.91-94.
2. Антилогова Л.Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников // Педагогические науки. - №2. – 2016. - С.130-135.
3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
7
4. Битянова М. Р Порошинская Л. Г. Формирование универсальных учебных действий: проектирование и экспертиза. –М.: Московский ценрт качества образования, - 2013. –104 с.
5. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. - 98 с.
6. Борытко, Н. М. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для сту-дентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. - С. 21–23.
7. Введение в проектную деятельность. Синергетический подход : учебное пособие / И. В. Кузнецова, С. В. Напалков, Е. И. Смирнов, С. А. Тихомиров ; под редакцией Е. И. Смирнова. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 166 c. — ISBN 978-5-4487-0663-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92644.html (дата обращения: 19.04.2020).
8. Воропай Е. В. Методические рекомендации в помощь учителю. -Благовещенск: Издательство ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования, 2018. – 256 с.
9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов/П.С. Гуревич.-М.: ЮНИТИСИ-ДАНА, 2015.-320 с.
10. Дергаева С.С. Гуманистические термины и их отражение в педагогических журналах второй половина ХIХ века // АНИ: педагогика и психология. - №1 (14). – Т. 5. – 2016. – С.45-48.
11. Жилина, А.И. Аналитический взгляд на универсальные учебные действия в федеральных государственных образовательных стандартах и их интерпретации [Текст] / А.И. Жилина // Человек и образование. – 2016. - №4(49). – С.15-20.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысле: пособие для учителя. –М.: Просвещение, 2017. –152 с.
13. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 2017. – 114 с.
14. Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся// Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2015.- № 9.- С. 69.
15. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2016. –4 96 с.
16. Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 c. — ISBN 978-5-99250986-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61038.html (дата обращения: 19.04.2020).
17. Кондратьева Н.В. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - №4. – 2016. – С. 46.-51.
18. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2017.- № 7.- С. 28.
19. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках // Начальная школа. – 2015. - № 6. – С. 41.
8
20. Матяш Н.В., Хохлова М.В. Информационные творческие проекты как средство развития личности младших школьников // Педагогическое образование в России. - №5. – 2014. – С.45-49.
21. Миронов А.В.Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 216 с.
22. Михалкина, Е. В. Организация проектной деятельности : учебное пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. — 146 c. — ISBN 978-5-9275-1988-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78685.html (дата обращения: 19.04.2020).
23. Организация проектной деятельности обучающихся : хрестоматия / Е. С. Полат, А. М. Болдырева, Е. А. Пеньковских [и др.] ; составители В. Л. Пестерева, И. Н. Власова. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 164 c. — ISBN 22278397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86374.html (дата обращения: 19.04.2020).
24. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Шумаковой Н. Б. –М.: Просвещение, 2018. –157 с
25. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика // Энциклопедия гуманитарных знаний. - №2. – 2014. – С. 304 – 307.
26. Симбирцева Н.А. Какая она – современная педагогика? (по поводу Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век») // Приглашаем к дискусиии. - №1. – 2015. – С. 98-102.
27. Соловцова, И. А. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Бо-рытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. - С. 38–39.
28. Тарасова, О. П. Организация проектной деятельности : учебное пособие для СПО / О. П. Тарасова, О. Р. Халиуллина. — Саратов : Профобразование, 2020. — 164 c. — ISBN 978-5-4488-07237. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92129.html (дата обращения: 19.04.2020).