Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие мне до сих пор доводилось о себе прочесть» — Фридрих Ницше в письме Георгу Брандесу в Копенгаген (Ницца, 2 декабря 1887 года).
«Черной бы недругов крови испить!
О приди, благой демон,
Дай по воле моей все
Чего жажду свершить»
— Здесь и далее в кавычках, отрывки из стихов Феогнида.
Феогнид из Мегар родился в 546 г. до н.э., когда его отчизна стояла на изломе эпох: власть в обществе окончательно ускользала из бразды правления родовой эллинской аристократии, а на её месте возросла опухоль власти демоса. Он был изгнан из Мегар как противник «нового порядка» и вынужден был скитаться по всей Греции. «Волчий век» эллинской цивилизации и предельная проницательность Феогнида отложили на его поэзии свой мрачный, и в то же время радикальный взгляд, устремленный вдаль сквозь тьму эпох - взгляд, который спустя века мы можем трактовать как ур-фашистский. До нас факел его огня пронес Фридрих Ницше, восхищенный самой фигурой Феогнида, скитающегося рыцаря-трубадура, а его наследие отразилось на взглядах родоначальника евгеники Нового времени Фрэнсиса Гальтона и повлияло на его двоюродного брата Чарльза Дарвина.
Поэзия Феогнида строится вокруг меритократического расизма, обращенного к будущему поколению в лице молодого аристократа Кирна в форме дидактического учения. Несомненно, такой же мотив любви к своему отечеству и необходимость пробудить в своих соотечественниках самосознание переполняло творчество Гобино и Гранта. Феогнид настолько сильно переживает падение Традиции, что теряет поэтический интерес к самой Софии (философии и теологии), то есть к духовному, и направляет свой дар в метапедагогику. Тем не менее, Феогнид пишет оду Аполлону - фундаментальному богу для «Тех, Кто Пришел с Севера», и куда Аполлон каждый раз возвращается на своей колеснице. Мы не раз писали, какое важное место фигура белокурого Феба занимает для нас по сей день и насколько он фундаментален в пантеоне жреческой и воинской касты. Понимание аполлонического логоса вполне естественно озаряло последних эллинов греческой истории. Да и сама поэзия, как форма аполлонического искусства в своем аутентичном индоевропейском виде имеет аполлоническую, нордическую структуру: рифма и кеннинги подразумевают наличие космического порядка, обожествление и сокрытие текста.
Понимание добра и зла у Феогнида четко коррелирует с ницшеанской трактовкой господина и черни («Генеалогия Морали», часть I глава 4 и 5). Первый a priori является благим: он праведен, прекрасен, высок и светел, то есть имеет божественные, небесные черты. Платон так трактует понимание Неба («Уранос»): это взгляд вверх Высокого (Высшего человека) к Афродите Урании. В тоже время атопон (atopon) - это низкие, уродливые существа Матери-Земли, тяготеющие сами по себе вниз и являющиеся тем, кого европейцы античности и средневековья называли «чернью». Чернь несет в себе дурную наследственность, а оттого и имеет злую суть, которую Феогнид понимает не только как невежество, но как некий логос Кибеллы, выраженный в природном тяготении к «commune», стяжанию материальных благ, лжи, коварству, и свержению Господина.
«Низкому сделав добро, благодарности ждать за услугу
То же, что семя бросать в белые борозды волн.
Если глубокое море засеешь, посева не снимешь;
Делая доброе злым, сам не дождешься добра.
Ибо душа ненасытна у них. Хоть разок их обидел -
Прежнюю дружбу тотчас всю забывают они.
Добрые ж все принимают от нас, как великое благо,
Добрые помнят дела и благодарны за них»
Но эсхатологическая битва эллинов с варварами (как «barboros» - презрительное наименование эллинами чужестранца. Еще шире - всех тех, кто окружал эллинов) была уже проиграна, кровь греков смешалась, и граница добра и зла оказалась стерта. Благородные уходили на войну не оставляя наследства, иные же подвергались остракизму и казням:
«Так не дивись же, о друг мой, что граждан мельчает порода.
Плутос царит: это он добрых с худыми смешал»
Фигура молодого аристократа Кирна, ученика Феогнида, к которому тот направляет свою дидактику, воспринимается нами как персонифицированное обращение ко всем последующими поколениям нобилей. Схожее понимание отцовского наставления мы находим у Сенеки к его ученику Луцилию, то есть всем ученикам Сенеки за пределами временных рамок. Сравнивая брак с селекцией у животных, Феогнид говорит о необходимости сохранения чистоты благородной крови и у людей, применяя классический евгенический подход. Фактически, Феогнид тем самым воплощает Нордическую идею в широком её смысле.
«Золото ль, Кирн, серебро ли фальшиво - беда небольшая,
Да и сумеет всегда умный подделку узнать.
Если ж душа человека, которого другом зовем мы,
Лжива и прячет в груди сердце коварное он,
Самым обманчивым это соделали боги для смертных,
И убеждаться в такой лжи нам всего тяжелей.
Душу узнаешь - мужчины ли, женщины ль - только тогда ты
Как испытаешь ее, словно вола под ярмом.
Это не то что в амбар свой зайти и запасы измерить.
Очень нередко людей видимость вводит в обман.
Кирн! Выбираем себе лошадей мы, ослов и баранов
Доброй породы, следим, чтобы давали приплод
Лучшие пары. А замуж ничуть не колеблется лучший
Низкую женщину брать, - только б с деньгами была!
Женщина также охотно выходит за низкого мужа, -
Был бы богат! Для нее это важнее всего.
Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы.
Знатные, низкие - все женятся между собой.
Полипаид, не дивись же тому, что порода сограждан
Все ухудшается: кровь перемешалася в ней.
Знает и сам, что из рода плохого она, и однако,
Льстясь на богатство ее, в дом ее вводит к себе,
Низкую знатный. К тому принуждаются люди могучей
Необходимостью: дух всем усмиряет она»
Свое «Восстание против современного мира» Феогнид организует в наставлении, что благородным вновь необходимо объединиться в закрытые сообщества по принципу Расы и Духа, ныне напоминающие воинские фратрии древности и имеющие суть рыцарских орденов. Стремится к себе подобным, избегая массу черни - отвращение к которой у таких людей, как Феогнид и Бертран де Борн просто естественно - считал Ницше. «От благородных и сам благородные вещи узнаешь» и «Лишь к благородным иди», а также шекспировские мотивы в стихах, такие как:
«Кирн, благородный везде сохраняет присутствие духа
Плохо ль ему, хорошо ль - держится стойко всегда»
«Злись про себя. А язык всегда пусть будет приятен.
Вспыльчивость - это, поверь, качество низких людей»
«Так же, спокойно, как я, иди посредине дороги,
Кирн, не заботься о том, где остальные пройдут»
Служат прекрасным наставлением Феогнида всем тем соратникам, в крови и на знамени которых высечен девиз Noblesse oblige.
Читая феогнидовские элегии, все время размышляешь о нашем времени, о том, насколько современны его стихи. Сравнить время Феогнида с нашим временем и понять, почему так современно звучат сегодня его горькие, пронизанные пессимизмом элегии, какие советы древнегреческий поэт дает нам, сегодняшним, – в этом и заключается цель данной курсовой работы.
Задачи курсовой работы:
1. Познакомиться с исследованиями о Феогниде, обобщить имеющиеся сведения о жизни, творчестве, мировоззрении поэта, его политических взглядах, проанализировать различные переводы его стихотворений.
2. Выделить темы, идеи, мотивы, созвучие нашему времени, вечные проблемы, которых касается поэт и которые могут быть интересны сегодня моим сверстникам.
3. Составить сборник стихотворений Феогнида, который можно было бы рекомендовать для чтения старшеклассникам.
1 Феогнид в отечественном литературоведении
1.1 Биография
Творчество всегда связано с жизнью автора, его мировоззрением, в нем отражаются переживаниями, чувства, эмоции поэта. Отчаянный пессимизм Феогнида, его ненависть к «подлым», его мудрые советы, основанные на собственном жизненном опыте, тема бедности и изгнания в его творчестве – все это находит объяснение в его биографии, которая, как пишет А.А. Немировский, «известна в первую очередь по его стихам, во вторую – по скупым указаниям поздних греческих ученых» [7]. Биография Феогнида приведена в приложении А.
Анализ имеющихся сведений о жизни поэта позволил сделать следующие выводы. Феогнид родился в Мегарах (большая часть исследователей считает Феогнида гражданином и уроженцем Мегар Нисейских) во второй половине VI в. до н.э. (А.Ф. Лосев называет более точную дату его рождения: «родился около 546 г. до н.э.», А.А. Немировский говорит о второй половине 580-х гг.). Феогнид был потомственным аристократом, кавалеристом, успел повоевать за родной город. В то время в Мегарах происходила ожесточенная борьба аристократов и демократов. Больше всего поэт боялся прихода к власти тирана, что и произошло. Заговор против тирана, в котором участвовали Феогнид и его друг Кирн, провалился, и им пришлось бежать в изгнание. Имущество Феогнида было конфисковано. В изгнании он провел много лет, побывал в Спарте, в Фивах, на Сицилии, долго жил на Эвбее, где участвовал в войне. Несмотря на хороший прием, он тосковал по родине, однако не стал просить прощения у тирана, для того чтобы вернуться домой. После смерти тирана и смены режима поэт возвращается в Мегары. Своего имущества Феогнид назад не получает, живет в бедности, недовольный своими согражданами и новым режимом,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анпекова-Шарова Г.Г. Античная литература. Учебное пособие. – СПб.: Академия, 2004. – 480с.
2. Античные писатели. Словарь [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.nasheslovo.net/index-2.html, свободный. — Загл. с экрана.
3. Гиленсон Б.А. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция. Учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов - Москва, 2002.- 416 с.
4. Доватур А.И. Феогнид и его время. – Ленинград: Наука, 1989. – 208 с.
5. Краузе А. История греческой литературы. – СПб.: Санкт-Петерб. государственный университет, 2008. – 687 с.
6. Лосев А.Ф. Античная литература : Учебник для высшей школы / Под ред. проф. А. А. Тахо-Годи — 7-е изд.. — М.: Омега-Л, ЧеРо, 2005. — 543 с.
7. Wyradhe - Феогнид Мегарец, введение [Электронный ресурс] / автор Немировский, Александр Аркадьевич — Электрон. журн. – 2008 — Режим доступа: http://wyradhe.livejournal.com/12608.html, свободный. — Загл. с экрана.
8. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1971. – 439 с.
9. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Эпос. Ранняя лирика. – М., 2001.
10. Феогнид из Мегары [Электронный ресурс] /Античная лирика, М., 1968. Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др.) – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://lib.liim.ru/authors/f-028.html, свободный. – Загл. с экрана.
11. Феогнид. Стихотворения [Электроннй ресурс] / Электрон. текстовые дан. — 2003 — Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/FEOGNID/feognid.txt, свободный. – Загл. с экрана.
12. Феогнид – Википелия [электронный ресурс] / Wikipedia® — зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческой организации – Электрон. Текстовые дан. – 2011 – режим досутпа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D0%B4, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
13. Удел Могултая – Феогнид Мегарец [Электронный ресурс] / автор Немировский, Александр Аркадьевич — Электрон. журн. – 2008 — Режим доступа: http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=bibl;action=display;num=1179836002;start=, свободный. – Загл. с экрана.
14. Сколии [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. – 2005 — Режим доступа: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B8, свободный. – Загл. с экрана.
15. Феогнид, древнегреческий лирический поэт – Биография [Электронный ресурс] / Электрон. Текстовые дан. – 2007 — Режим доступа: http://www.wisdoms.ru/avt/b247.html, свободный. – Загл. с экрана.
16. Феогнид. Стихотворения. [Электроннй ресурс] / Электронная библиотека Грамотей Текстовые дан. – 2007 — Режим доступа: http://www.gramotey.com/books/1269053612.htm, свободный. – Загл. с экрана.
17. Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М., "Просвещение", 1965, - С.93-94.