Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Жанровое и художественное своеобразие журналистики для детей в Советской России.
1.1. Исторический и культурный контекст становления
журналистики для детей в Советской России
В начале исследования о становлении журналистики для детей в Советской России стоит обратиться к вехам пути журналистики в целом и выделить общественно значимые пути ее развития, рассмотрев и дореволюционный период.
Очень популярным в России 19 века был газетный очерк. Речь идет о газетах «Современник», «Отечественные записки», «Московский вестник», с которыми сотрудничали такие писатели как И. Тургенев и Н. Гоголь. Жанр этот был настолько литературным, что прочитать эссе писателя в его книге или прочесть статью в газете мало чем отличалось. Это и было качеством печатающегося текста.
Однако не стоит забывать, что неформальность излагаемого как особенность жанра такой новостной заметки набирала обороты. Это максимально соответствовало обращению к юным читателям в качестве факультативного, а не шлольно-образовательного.
В 20-м веке появились «Известия», «Литературная газета» и «Комсомольская правда», жанровое разнообразие которых мы и опишем в следующем абзаце. Здесь же добавим, что после революции газеты (и очерки, и авторские колонки, и заметки) подвергались цензуре. И если прежде это могла быть критика русского общества, потом – в большей степени это призывность. Для примера же взгляда критического приведем фельетон о поэзии, на тот момент, студентки Литературного института, поэтессы Б. Ахмадулиной. Цензура не опровергла такой подход оскорбленного, в данном случае, мало что понявшего читателя, а поддержала жанр фарса, так близкий писателям того времени Булгакову, Зощенка, Ильфу и Петрову.
Итак, рассмотрим жанровое разнообразие журналистики для определения исторического контекста становления журналистики для детей в советской России. Главным образом речь идет о заметках, статьях, колонках и очерках. Именно в случае с детскими и юношескими изданиями речь идет еще и о стихах с рассказами, что, в свою очередь, как жанр в жанре: мы понимаем, что это уже жанр литературы, но о близости литературы и журналистики было упомянуто ранее.
Можно выделить следующие издания для детей:
1. Информационно-публицистические
2. Журналы о науке и технике
3. Художественные
4. Развлекательные
Было ли место таким изданиям в дореволюционной России? Как пишут историки, издания для детей носили, в основном, публицистический характер и были очень недолговечны. А самый долговечный журнал – «Мурзилка» (1924 года создания) попал по этому поводу в книгу рекордов Гиннеса.
Отметим, что моментом зарождения журналистики в советской России можно считать 1922 год, год создания пионерской организации.
Журналы «Юные товарищи» и «Барабан» (в Москве и по тем временам в Ленинграде) тоже просуществовали недолго, но объединились в газету «Пионер», демонстрировавшую основные задачи издания: воспитание «нового советского человека».
В 1925-м году в Советской России начинает выходить «Пионерская правда», которая сперва играет роль дополнения к газете «Правда», а потом начинает выходить как самостоятельное издание.
Итак, был очерчен первый этап становления журналистики для детей указанного периода.
Второй этап – это газеты «Еж», «Чиж» и «Костер», начало работы которых охватывает с 1925-го по 1937-й годы.
Отдельно стоит рассмотреть издание «Чиж», которое просуществовало около пяти лет. Здесь речь идет о Д. Хармсе, Н. Заболоцком и писателях-ОБЭРИУтах. Очевиден вклад в развитие не только русской мысли, но и разговорной речи советского человека, способного к неологизмам и словотворчеству.
Рассмотрим третий этап становление журналистики для детей в советской России. Это 1937-1956 годы. Издания «Еж» и «Чиж» прекращают свою работу. Работа «Мурзилки» временно приостановлена. А «Пионерская правда» и «Костер» продолжают существовать.
С одной стороны, очевидно, что речь идет о годах мирового финансового кризиса, потом годах второй мировой войны (настаиваю, что писать это нужной с маленьких букв, ведь большая буква предполагает пафос отдельного уважения, а войны просто-напросто быть не должно), а потом – об устранении сталинского режима. Но здесь есть одна интереснейшая тенденция: издания для детей этого времени стали переводить на другие языки. Это и означало недостающее по тем временам расширение и укрепление репутации доступности и человеколюбия этих изданий в целом. Здесь речь шла и о новой языковой политике для страны: можно было уже не отказываться от родного языка республики, а изучать его вместе с русским.
Стоит рассмотреть период «оттепели» и четвертый этап развития журналистики для детей. Это 50-е и 60-е годы 20-го века. Это издания «Кругозор» (для более старшей аудитории), «Искорка» и «Веселые картинки». Именно в это время, когда сведения газет и журналов для детей начинают носить более развлекательный характер, а не только политический, становится возможным содействие самих детей развитию журналистики. В создании школьных газет принимают участие юные корреспонденты.
С этапом брежневского периода связана, по большей части, познавательная составляющая изданий. Начинает выходить музыкально-познавательный журнал «Кругозор» с приложением в виде пластинок с рассматриваемым или же упоминаемым музыкальным фрагментом. И хотя в полном смысле изданием для детей это не являлось, можно продемонстрировать, какой пример получался здесь именно для журналов с образовательным тяготением.
Шестой этап – период перестройки, связанный с тем, что такие издания, как «Пионерская правда» и «Искорка» перестают существовать. Другие же («Миша», «Мурзилка»…) претерпевают трансформацию. «Кругозор», «Колобок» и «Трамвай» и вовсе прекращают существование в связи с финансовыми затруднениями.
Важно отметить, что именно «смена культурной парадигмы» дала толчок тому, чтобы к юным читателям могли обращаться юные корреспонденты. И становление журналистики для детей в советской России означало уже не «обращение сверху» в политизированных целях, а обращение от сердца к сердцу, что, конечно, всегда было возможно в случае с такими изданиями, как «Мурзилка».
1.2. Общие сведения о газетах и журналах для детей – в вехах пути развития Советской журналистики
В данной главе стоит рассмотреть основные советские издания, на примере которых становится ясно, каков контраст между строго политизированным изданием, воспитывающим «нового человека» и познавательным журналом для детей, который начинает носить все более развлекательный характер. И, с одной стороны, чем большая непринужденность формы публицистического жанра в целом, тем большее стремление к рыночным экономическим отношениям. А чем большее желание образовывать и воспитывать, тем более тяготение к жанру научно-публицистическому.
Важно рассмотреть, что же происходило в журналистике для детей Советской России на уровне изданий.
Первое, что было явлено с революцией – многие частные издания для детей позакрывались. И советское руководство начало ставить идеологические задачи перед новыми государственными журналами и газетами для детей.
Нужно отметить, что до этого в России существовало только два детских издания, выходящих два раза в месяц: «Светлячок» и «Путеводный огонек». «Светлячок» предназначался для читателей 4-8 лет. Большое место здесь занимало религиозное воспитание. Издание не было политизированным. Главным редактором был автор будущего героя «Мурзилки» А. Федоров-Давыдов, поздравлявший детей с церковными праздниками.
Второй журнал, подготовивший детей к глобальным переменам в стране, в том числе, в связи с Первой мировой войной, был «Путеводный огонек. Его редактором был тот же А. Федоров-Дывыдов, идейный вдохновитель просветительского начала журналистики для детей в советской России.
Этот журнал создавался для детей более старшего возраста и мог повествовать об истории страны, а также воспитывал любовь к родине. Именно о годах Первой мировой войны доверительно детям рассказывалось от первого лица очевидца. Мы знаем, что в этом журнале существовало три рубрики: «Из текущей жизни», «Из прошлого» и «По чужим краям». И несмотря на то, что темы выбирались совсем не развлекательного характера, а культурно-просветительского, отзывались, что дети любят этот журнал «за веселый и доброжелательный настрой»
Стоит упомянуть еще один журнал (для детей более старшего возраста), настрой которого выдержал революционные веяния и был передан и другим изданиям. Речь идет о журнале «Маяк», существовавший с 1909-го по 1918-й год. Здесь редактором был И. Горбунов-Пасадов, стремившийся не только образовывать детей, но и прививать им любовь к творчеству и всему живому, а точнее, «Способствовать развитию в детях самостоятельности, творчества, равной любви к умственному и физическому труду и деятельной симпатии ко всему живому».