Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение истории любого общества подразумевает од собой и рассмотрение особенностей существования и жизни в нем отдельных его частей — сообществ: профессиональных, этнических, религиозных и др. Наличие, особенности жизни и взаимодействие различных сообществ друг с другом на разных этапах существования общества во многом определяет как направление, так и характер общественного развития. При этом, на развитие и исторический путь общества в целом наиболее выраженное влияние оказывают сообщества, так или иначе связанные с непосредственным принятием решений о путях общественного развития. В качестве одного из таковых выступало сообщество жрецов, которые являлись основными носителями и индукторами религиозной идеологии. А, поскольку религиозные культы оказывали огромное влияние на формирование и развитие духовной и материальной культуры в абсолютном большинстве известных человеческих обществ исторического периода, взаимоотношения жречества с прочими сословиями являлись важнейшим фактором развития общества, как цивилизационной общности. Одним из первых известных нам обществ исторического периода, пошедших по данному пути развития, стало древнеегипетское, которое не только развивалось само под влиянием религиозных культов, но и транслировало этот свой опыт и на другие общественные объединения, с которыми так или иначе контактировало. Поэтому вопрос роли жрецов в общественной структуре Древнего Египта является актуальным не только для изучения древнеегипетской цивилизации, но и познания древней (и более поздней) истории в целом.
Целью настоящей работы является исследование роли сословия жрецов в древнеегипетском обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть роль жреческого сообщества, как такового, в человеческом обществе, а также общие принципы взаимоотношения жречества с другими сообществами;
• Рассмотреть место религии в жизни Древнего Египта, проанализировать особенности влияния религии на жизнь и развитие древнеегипетского общества;
• Проанализировать роль жречества, как корпорации в религиозной жизни Древнего Египта и его взаимоотношения с другими общественными группами, определить особенности взаимоотношений жречества и общества, присущие Древнему Египту.
Метод исследования – анализ литературных источников, используемый методический прием – дедукция (анализ от общего к частному).
1. Роль жречества в человеческом обществе
1.1. Жречество, как корпорация
В течение всей известной нам истории человеческое общество так или иначе сталкивалось с непонятными и необъяснимыми с точки зрения имевшихся знаний объектами и явлениями, которые, зачастую, истолковывались как сверхъестественные. Представления о сверхъестественной природе различных объектов явлений и процессов способствовал формированию в абсолютном большинстве известных нам первобытных обществ религиозных представлений и верований. Первоначально они представляли собой некие простые объяснения происходящих явлений деятельностью сверхъестественных сил и несложный набор действий, считавшихся эффективными для достижения определенных результатов во взаимодействии со сверхъестественным (защита от исходящей от него потенциальной опасности, получение неких благ и преимуществ и пр.). Как правило, эти действия выполнялись по мере возникновения соответствующих ситуаций старшими членами ода, имевшими наибольший жизненный опыт. По мере развития человечества (освоения новых территорий, возникновения новых орудий труда и трудовых навыков, социальных институтов и пр.) происходило все более частое столкновение с новым и необъяснимым (как природного, так и социального характера), опыт которого трансформировался в религиозное мировоззрение. Накопление данных о неизведанном вело и к усложнению способов взаимодействия со сверхъестественными силами, действиям которых приписывались те или иные события. Накопление информации и усложнение как объяснительной, так и ритуальной части религиозного мировоззрения породило необходимость в систематизации сведений (объяснений и ритуалов), а также в специальной подготовке лиц, занятых в религиозной деятельности. Это явилось одной из предпосылок перехода религиозной деятельности в разряд профессиональной (т. е. такой, за исполнение которой человек получает определенную плату/выгоды).
Переход в хозяйственной жизни от охоты и собирательства к производительному труду и сопровождавшее этот процесс разложение первобытной общины, привели к изменению общественных отношений, в том числе разложению на страты, связанные с видами профессиональной деятельности. Одним из таких видов деятельности стала религиозная. Отправление религиозных обрядов в обществах, возникших после разложения первобытных общин приняло постоянный характер, а связанные с этим функции были возложены на специальную группу членов общины - жрецов. Исторический словарь 2000 года определяет жречество как «общественную группу, выступавшую в качестве посредников между людьми и духами или богами. Главной функцией жречества была организация культа, важнейшим актом которого являлось жертвоприношение. Жрецы выступали носителями сакральных знаний и исполнителями ритуалов. Нередко жрецы образовывали особые обособленные корпорации. В древних и средневековых государствах жречество, как правило, составляло часть господствующего класса» . Со временем, по мере развития религии, как социального института, жречество трансформировалось в священничество (в монотеистических религиях). Эта трансформация предполагала, в частности, отказ от свойственного для жречества политеистических религий стремления не только выступать посредниками между людьми и сверхъестественными силами, но и управлять последними (т. е. исполнять магические действия), занятие изначально подчиненного положения по отношению к божеству.
Развитию жреческой корпорации, как профессионального сообщества способствовала господствовавшая во многих древних обществах религиозная доктрина политеизма, предполагавшая наличие множества сверхъестественных сущностей, влияющих на человека, каждая из которых обладала своим характером, симпатиями и антипатиями и требовала особого подхода к взаимодействию с ней.
Существование жречества, как устойчивой социальной группы в любом обществе (находящимся по уровню развития выше первобытно-общинного, в котором разделение труда отсутствует, как таковое) возможно при следующих условиях:
• большинству членов общества присуща вера (устойчивое убеждение) в существование потусторонних сил, активно вмешивающихся в жизнь реального мира, более того, в подчиненном положении тех или иных сторон бытия реального мира (или реального мира в целом) по отношению к сверхъестественным силам;
• представление о разумности и эмоциональности сверхъестественных сил (или их источников) в действиях относительно тех или иных объектов реального мира: наличии определенных целей, предпочтений, симпатий и антипатий к тем или иным сторонам жизни, а также отдельным людям и обществам. Из этого представления следует, что ведя себя соответствующим образом, совершая определенные действия и/или отказываясь от других действий можно достичь благосклонности или заслужить прощение сверхъестественных сил, т. е. изменить сложившееся в какой-то момент времени положение вещей в свою пользу или, наоборот, предотвратить несчастье;
• представление о недоступности для большинства людей непосредственного контакта с ра