Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Культурно-исторический процесс можно охарактеризовать как последовательность адаптивных реакций человеческого общества на изменения в окружающем мире в конкретном историческом контексте. Формы этих реакций могут относиться к различным сферам общественной жизни: социальной, экономической, политической, идеологической.
Скифы внезапно появляются на исторической арене Европы в VII веке до н.э., придя откуда-то «из глубин Азии». Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье — степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…
Но также внезапно и таинственно этот многочисленный и воинственный народ, непобедимый на протяжении почти четырёх столетий (VII—IV века до н.э.), сходит с исторической арены Европы, оставив после себя легенды о храбрости и жестокости да бесчисленные курганы с захоронениями рядовых воинов и могущественных царей.
Известный российский скифолог А. Ю. Алексеев пишет: «Скифы, этот азиатский по происхождению, но ставший европейским народ, оказывали на протяжении нескольких столетий значительное воздействие на культуру и историю своих близких и дальних соседей. Они оказались первыми в длинной цепочке известных нам кочевых племён, которые с периодичностью в 200—400 лет накатывались волнами по Великому степному коридору в Европу (последней такой волной были монголы в XIII веке). Тем не менее культура скифов не имеет, пожалуй, равных себе среди степных культур всех эпох ни по присущей ей яркой самобытности, ни по произведённому ею резонансу».
Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 году по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова — губернатора Новороссийского края. С этого момента отсчитывается время полевой скифской археологии. Тогда исследовали Литой курган, находившийся в 60 км от Елисаветграда (ныне Кировоград). Вскрытое захоронение (Червонная Могила) оказалось погребением знатного скифа, о чём свидетельствовали великолепные золотые изделия конца VII — начала VI века до н.э.
Ряд русских историков, исследователей 18-20 столетий и современного времени считали и считают, что т. н. скифы и родственные им народы (киммерийцы, сарматы, роксаланы и др.) имеют непосредственное отношение к Руси, русскому народу, суперэтносу русов. К примеру, Борис Рыбаков считал, что «скифы-пахари», по Геродоту они жили в районе Приднепровья, относились к праславянам. Юрий Петухов относил скифов к суперэтносу русов. Поэтому есть смысл подробнее остановиться на этом древнейшем периоде истории нашей Родины, рассмотреть скифский мир и скифов внимательнее. Не зря византийские источники называли русов первых князей семьи Рюриковичей «тавроскифами», «Великой Скифией».
Цель исследования – изучить и проанализировать скифов и Скифию в исторических и археологических источниках.
Задачи исследования:
1) изучить общие сведения о скифах и Скифии;
2) проанализировать скифов и Скифию в исторических и археологических источниках.
Объект исследования – скифы и Скифия.
Предмет исследования – анализ исторических и археологических источников.
Работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1. Скифы и Скифия
1.1 Общие сведения о скифах
Скифами древнеионийские авторы V – IV вв. до н. э. называли население территории, примыкающей к греческим колониям, расположенным на северном побережье Черного и Азовского морей . Западные пределы Скифии Геродот ограничивал устьем Истра, южные — горами Крыма, восточные — озером Меотидой и Танаисом, северные — территорией, занимаемой легендарными племенами агафирсов, невров, андрофагов и меланхленов.
Диодор, следуя древним сведениям, также размещал Скифию между Танаисом и Истром, т. е. там, где другие современные авторы локализовали Сарматию. Но в целом, к I в. до н. э. топоним Скифия, как название земель к северу от северочерноморских греческих колоний, сменился топонимом Сарматия. Этноним «скифы» стал обозначать жителей Малой Скифии / Скифии Таврики в Крыму, Малой Скифии в Придунавье, а также кочевое население Прикубанья и территорий к востоку от Сарматии — т. н. «Скифии на востоке» .
В некоторых случаях он фактически являлся синонимом этнонима «сарматы», в частности, когда речь идет о неких неконкретных кочевниках. В целом, в античной нарративной традиции название «скифы» употреблялось в тех же значениях, что и «сарматы», т. е.:
1) в географическом (население любых частей ойкумены, обозначенных как Скифия),
2) позитивно-этническом (в основном, собирательно-этническом),
3) профессионально-нарицательном: кочевники, всадники-воины (необязательно кочевники), или сходным образом выглядевшие группы людей, вне зависимости от места их проживания.
В постгеродотовой нарративной традиции скифы описываются как народы, в основном занимающиеся скотоводством в сочетании с рыболовством, незнакомые с товарно-денежными отношениями. Часть
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсентьев А. В. М. И. Ростовцев и его взгляд на древнюю историю юга России // М. И. Ростовцев. Эллинство и иранство на юге России. - М., 2002. - С. 5–6.
2. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы [Текст] / М.И. Артамонов – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1974. – 156 с.
3. Гумелёв В. Ю., Юдин Т. М., Постников А. А. Германо-скандинавские боги были родом из южнорусских степей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2.
4. Гумелёв В. Ю., Юдин Т. М., Постников А. А. Киммерийцы и скифы европейские // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31.
5. Иванчик А.И. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII-VII вв. до н.э. [Текст] / А.И. Иванчик. – М.: РАН, 1996 – 324 с
6. Максименко Ю. Скифия — родина Русов. Москва, 2018.
7. Мордвинцева В. И. Формирование концепции культурно-исторических процессов в варварском мире северного Причерноморья в III в. до н. э. - середине III в. н. э. // История и археология Крыма. – 2016 - № 3 – С. 178-199
8. Полин С.В. Скифский курган IV в. до н.э. у села Кременевка в Северо-Восточном Приазовье [Текст] / С.В. Полин, Е.Г. Карнаух // Археология, этнография и антропология Евразии. – Новосибирск, 2012. – № 4 (52) – С. 116 – 128.
9. Ростовцев М.И. Государство, религия и культура скифов и сарматов // ВДИ. – 1989. - № 1. - С. 203.
10. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. – Владикавказ : Осетияполиграфсервис, 2012. - C. 76.
11. Тихонов И. Л. К вопросу о начале университетской археологии в России // Вестник СПбГУ. - Сер. 2. История. - 2004. - Вып. 1–2. - С. 93–101.
12. Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Скифы европейские: сколоты // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 5
13. Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 1. - https://topwar.ru/13258-velikaya-skifiya-i-superetnos-rusov-ch-1.html
14. Геродот. История в девяти книгах. Издательство «Наука», Ленинград, 1972. Перевод и примечания Г.А. Стратановского, под общей редакцией С.Л. Утченко. Редактор перевода Н.А. Мещерский - http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/index.htm
15. Скифы — археологическая культура. - http://генофонд.рф/?page_id=3552
16. Скифы. Что мы знаем о них. - https://www.nkj.ru/archive/articles/23225/