Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы подчеркивается следующим. Успешное развитие корпораций во многом зависит от их обеспеченности ресурсами, необходи-мыми для удовлетворения потребностей предприятий группы. Финансиро-вание потребностей осуществляется с использованием различных средств и источников. Так, в связи с неравномерностью во времени притока и оттока денежных средств корпорациям зачастую приходится сталкиваться с нехват-кой денежных ресурсов. Одним из вариантов покрытия такого дефицита, а также дополнительного финансового обеспечения деятельности предприятий, выступает заемный капитал.
Использование заемного финансирования в деятельности корпораций во многом обуславливается организацией внутригруппового денежного потока и активным финансированием предприятий группы друг друга. Так, заемное финансирование дает предприятиям группы возможность перераспределять денежные потоки внутри корпорации через выдачу займа, выступая займо-давцем, для финансирования потребностей предприятий группы. При при-влечении заемного капитала предприятия в корпорациях, наряду с исполне-нием традиционной роли в кредитовании (заимствовании), также могут при-нимать на себя обязательства по предоставлению обеспечения по кредитам других организаций, в качестве поручителя или залогодателя.
Универсальность заемного финансирования (в части предоставления займов внутри холдинга) заключается в том, что заимствование является не только инструментом финансирования, но и механизмом перераспределения нало-гооблагаемой прибыли между заемщиком и займодавцем (полученные от за-емщика проценты облагаются у займодавца налогом на прибыль исходя из фактической ставки по долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 ст. 269 НК РФ; начисленные займодавцу проценты признаются заемщиком в качестве расходов по налогу на прибыль исходя из фактиче-ской ставки по долговым обязательствам, если эта ставка менее максималь-ного значения интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ), а при использовании векселей - между любыми участниками хол-динга.
Цель работы – раскрыть направления улучшения управления заемным капи-талом корпорации.
Задачи работы:
- раскрыть понятие заемного капитала;
- представить сравнительный анализ облигаций и банковского кредита;
- провести анализ финансового состояния компании;
- оценить структуру заемного капитала компании;
- оценить эффективность использования заемного капитала в компании с по-мощью эффекта финансового левериджа;
- представить направления улучшения управления заемным капиталом кор-порации.
Объект исследования – ООО «ТД «ЦОТ» г. Москвы.
Предмет исследования – формирование заемного капитала компании.
В качестве теоретической базы исследования выступили труды таких авто-ров, как: Беспалов М.В., Григорьева Т.И., Макарова С.Г., Потапенко Н.С. и др.
1. Теоретические основы формирования заемного капитала
корпорации
1.1. Формы заемного капитала корпорации. Долгосрочные
банковские кредиты, их преимущества
и недостатки для корпорации
Источниками формирования капитала предприятия являются собственные и заемные средства.
Под собственным капиталом предприятия понимается стоимость активов, ко-торые относятся к собственнику предприятия на правах собственности, ис-пользуемые с целью получения дохода. То есть под собственным капиталом понимается разность между активами предприятия и его обязательствами. Он обладает достаточно сложным строением, и его состав напрямую обу-славливается организационно-правовой формой предприятия .
Заемные (привлеченные) средства представляют собой часть финансовых ре-сурсов предприятия, инвестированные в активы предприятия. Они представ-ляют собой хозяйственные и правовые обязательства перед третьими лицами. В бухгалтерском учете привлеченные средства определены как обязатель-ства, т. е. данные средства необходимо вернуть кредиторам в установленные контрактом сроки.
Привлечение заемных средств в оборот предприятия считается нормальным явлением, которое способствует кратковременному улучшению финансового состояния предприятия, в том случае, если полученные средства не замора-живаются, а используются в обороте организации.
По целям привлечения заемный капитал делится на средства, необходимые для :
- воспроизводства основных средств и нематериальных активов;
- пополнения оборотных активов;
- удовлетворения социальных нужд.
По форме привлечения заемные средства делятся на средства в денежной форме, товарной форме, в форме оборудования и т. д.
По источникам привлечения заемные средства подразделяются на внешние и внутренние.
По форме обеспечения все заемные средства делятся : на обеспеченные зало-гом или закладом, обеспеченные поручительством или гарантией, необеспе-ченные.
С помощью заемных средств могут финансироваться и пополняться активы компании, и данное предложение является достаточно привлекательным, так как кредитор не предъявляет требований в отношении будущих доходов компании. Но при этом, независимо от результатов деятельности организа-ции, он имеет полное право претендовать на заранее оговоренную сумму из договора и проценты по нему.
Любая организация, которой недостаточно собственных средств для ведения бизнеса, имеет несколько источников внешнего финансирования. Один из ис-точников - это обращение в фирмы занимающиеся лизингом. То есть оформ-ляется финансовый лизинг и когда предприятие нуждается в технике или оборудовании оно им предоставляется в аренду с правом последующего вы-купа.
Другой источник - это заключение договора и сотрудничество с российскими банками, при этом организация имеет доступ к таким операциям как факто-ринг, оформление кредитов как долгосрочных, так и краткосрочных.
Третий источник выражается в сотрудничестве с другими компаниями и чет-вертый это привлечение акционеров. Чаще всего из внешних источников ис-пользуются банковские кредиты. У этого вида кредита можно выделить сле-дующие подвиды:
1. Один из видов банковской услуги это бланковый кредит. Данный вид зай-ма предоставляет финансовая организация, которая проводит расчетно-кассовые операции компании. Бланковый креит подразделяется на два вари-анта – краткосрочный (на период до года) и сезонный кредит (на период острой необходимости в капитале на период сезонной активности).
2. Также можно выделить контокоррентный заем – под ним понимается от-крытие счета для компании, на котором учитываются все виды операций, как расчетные, так и кредитные. При этом организация может использовать средства по мере необходимости. Во многих странах мира одним из видов контокоррентного кредита является овердрафт .
3. Существует такой подвид как кредитная линия – под ним подразумевается составление договора между банком и организацией. Суть кредитной линии предоставление средств на определенный период и на конкретных условиях. При этом размер и условия погашения оговариваются заранее. Кредитная линия относится к краткосрочным видам займа. Особенность такого займа в том, что в случае возникновения проблем в организации банк всегда может прекратить сотрудничество.
4. Получение активов с высокой ликвидностью на короткий промежуток времени это ломбардный заем, речь идет о сделках с ценными бумагами.
5. Ролловертный кредит – одна из форм долгосрочного кредитования, осо-бенность которого периодический пересмотр и изменение процентной ставки. Чаще всего величина процента пересматривается один раз в шесть или две-надцать месяцев. В период инфляции пересмотр может производиться намного чаще.
6. Консорциальный заем. Бывают ситуации, когда один банк не способен удовлетворить все потребности клиента. В этом случае к финансированию привлекаются другие банковские учреждения, такой вид называется консор-циальный заем. После того, как договор подписан, основной банк-кредитодатель аккумулирует капитал других финансово-кредитных органи-заций и передает их клиенту. При этом проценты по кредиту распределяются равномерно между всеми заемщиками .
Таким образом, можно сделать вывод, что большое привлечение заемных средств уменьшает финансовую устойчивость предприятия, а малый объем заемных средств не позволяет предприятию развиваться. Следовательно, ор-ганизация, использующая заемный капитал, имеет более высокий финансо-вый потенциал своего развития и возможности прироста финансовой рента-бельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банк
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (действующая редакция от 03.08.2018).
2. Федеральный закон от 06.12. 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском уче-те» (с изм. и доп. вступ. в силу с 29.07.2018).
3. Приказ Минфина Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О фор-мах бухгалтерской отчетности организаций» [Электронный ресурс] / Кон-сультант-плюс. - 1999-2018. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 21.09.2018).
4. Баранова, С.А. Капитал организации и методы его формирования / С.А. Баранова // Экономика и социум. – 2017. - №5-1. – С. 122-131.
5. Беспалов, М.В. Анализ финансового состояния и финансовых результа-тов предпринимательских структур: учеб. пособие / М.В. Беспалов, И.Т. Аб-дукаримов. – М.: Инфра-М, 2016. – 489с.
6. Галенская, К.В. Облигации и банковские кредиты: выбор компаний и реакция инвесторов на российском фондовом рынке / К.В. Галенская, Т.В. Теплова // Управленческий учет и финансы. – 2016. - №3. – С.172-197.
7. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, про-гноз: учебник / Т.И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. – 496 с.
8. Делятицкая, А.В. Управление капиталом как элемент адаптационного механизма организации в процессе рыночной трансформации / А.В. Де-лятицкая // Экономика и предпринимательство. – 2017. - №3-2. – С. 1195-1200.
9. Дмитриева, Е.И. Управление заемными средствами предприятия / Е.И. Дмитриева, В.И. Ерохина // Экономика, учет и финансы: современные под-ходы и технологии управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2017. – С. 81-102.
10. Загоруйко, И.Ю. Экономическое управление финансовым состоянием предприятия / И.Ю. Загоруйко // Экономика и предпринимательство. – 2017. - №4-1. – С. 1024-1026.
11. Леевик, Ю.С. Факторы, влияющие на структуру капитала российских организаций / Ю.С. Леевик, А.С. Наседкина // Экономика и управление. – 2016. - №5. – С. 48-52.
12. Макарова, С.Г. Управление структурой капитала российских органи-заций в периоды экономических кризисов / С.Г. Макарова, Н.А. Власов // Аудит и финансовый анализ. – 2016. - №1. – С.254-264.
13. Николаев, В.А. Управление структурой капитала организации / В.А. Николаева // NovaInfo. – 2017. – Т. 2. - №59. – С. 142-145.
14. Опрышко, Е.В. Формирование и использование финансовых ресурсов предприятия / Е.В. Опрышко // Экономика и социум. – 2017. - №6-2. – С.14-26.
15. Понятие структуры капитала и факторы, ее определяющие [Электрон-ный ресурс] / Все об экономике. – 2011-2018. – Электрон. дан. – Режим до-ступа: http://politeconomics.org/financial-management/132 (дата обращения: 21.04.2018).
16. Потапенко, Н.С. Взаимосвязь производственного и финансового леве-риджа в практике финансового управления предприятием / Н.С. Потапенко. – 2017. - №2. – С. 5-13.
17. Саберов, Д.Р. Оптимизация структуры капитала предприятия / Д.Р. Саберов // Экономика и управление: проблемы и решения. – 2016. - №6. – С. 202-209.
18. Состав и структура капитала предприятия. Оптимизация структуры капитала предприятия [Электронный ресурс] / Бизнес статьи. – 2011-2018. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://businessman.ru/new-sostav-i-struktura-kapitala-predpriyatiya.html (дата обращения: 21.04.2018).
19. Три главных принципа эффективного управления капиталом [Элек-тронный ресурс] / Учебник творческого инвестирования. – 2010-2018. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://sprintinvest.ru/effektivnoe-upravlenie-kapitalom (дата обращения: 21.09.2018).
20. Тюменцева, Н.А. Управление структурой капитала предприятия / Н.А. Тюменцева // Научные исследования студентов в решении актуальных про-блем АПК: материалы региональной научно-практической конференции. – Иркутск: ИГАУ им. А.А. Ежевского, 2017. – С. 345-348.
21. Храпко, В.Н. Выбор структуры капитала на предприятии / В.Н. Храп-ко // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2017. – Т. 3. - №3. – С. 193-206.
22. Хубаев, Т.А. Оптимизация структуры капитала организации / Т.А. Ху-баев, А.В. Пинов // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. - №3. – С. 187-190.