Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Язык является динамической системой, которая постоянно развивается и совершенствуется. Значительную роль в этом играет система словообразования, которая сопровождается активным образованием новых слов, адаптацией и совершенствованием новой лексики. При этом известны словообразовательные модели, при помощи которых образуются различные части речи. При этом наблюдается динамика увеличения или снижения продуктивности словообразования.
Под аббревиацией, или сокращением подразумевают способ словообразования, который чаще всего встречается в современном английском языке. Суть этого способа состоит в том, что слово сокращается, и в обиходе используется только отдельная его часть. Сокращение возникает в силу различных причин, и развивается крайне быстро и динамично. Под сокращением подразумевают особый способ словообразования, в основе которого лежат компрессивные механизмы, то есть слово определенным образом урезается, сжимается. Образуется новая номинативная единица, слово или синтаксическая структура, которая прочно вливается в язык. Аббревиации отличаются от других способов словообразования тем, что образуется в результате сокращения исходной номинативной единицы и не может быть образовано, если исходной номинации не существовало. Также нужно всегда учитывать, что аббревиатура не будет выступать в качестве единственного обозначения конкретного предмета (денотата). Всегда есть параллельное название для данного предмета, и сокращение выступает в качестве его частичного прототипа [Кунин, 1970: 87].
Характер сокращенных единиц крайне противоречив и сложен, существует много аспектов их употребления, особенно в плане структуры и семантики обозначаемого слова. Поэтому исследование этих структур никогда не прекращается. Актуальность поддерживается и тем, что процесс не останавливается, словообразование путем сокращения все еще продолжается и развивается, и даже стремительным образом набирает обороты. Все это указывает на важность и значимость лингвистического анализа в этом направлении. На современном этапе становления языка аббревиатуры рассматриваются как сложные полифункциональные единицы. Атмосфера их функционирования не ограничивается компрессией информации, но и подразумевает выражение определенных оценок, характера отношений и взаимосвязей между отдельными словами [Ступин, 1985: 167].
Проблема исследования. Многие исследователи стремятся понять источники происхождения распространенных сокращений. Иногда это составляет серьезную проблему. Ряд исследований показывает, что основным источником сокращений и аббревиатур в настоящее время является интернет. Это связано с тем, что общение в сети Интернет происходит в условиях ограниченного времени, часто наблюдаются ограничения в объеме информации. Особенно во времена становления и развития Интернета время пребывания в сети было резко ограниченным и стоило довольно дорого. В таких условиях краткость была важнейшим условием общения. Лингвисты интересуются тем, какие средства влияют на развитие устной и письменной речи. С английского языка сокращения и смайлики распространились и на другие языки.
Объект исследования – сокращение в английском языке.
Предмет исследования – особенности сокращения в английском языке.
Цель исследования – рассмотреть особенности сокращения в английском языке.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие и способы словообразования в английском языке;
2. раскрыть сущность сокращения как способа словообразования;
3. определить особенности перевода английских аббревиатур и сокращений.
Методы исследования: анализ научной, лексикологической литературы, обобщение, сравнение.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования особенностей словообразования в английском языке. Результаты используются для изучения лингвистики, программирования, профессионального английского языка.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей словообразования в английском языке
1.1. Понятие и способы словообразования в английском языке
На рубеже тысячелетий, в условиях современных политических, экономических и общественно значимых преобразований, происходит стремительный прогресс общества, который проявляется в различных сферах деятельности человека. Он отражается и на разговорной речи, и на устных и письменных ее формах, влечет за собой закономерное изменение различных дискурсов. Все это приводит к закономерному явлению – появлению в речи новых слов (неологизмов), или же окказионализмов – новых значений уже привычных, узуальных слов. Для такого пополнения речи различными словами требуются и различные способы словообразования.
Новые слова всегда неразрывно связаны с новыми значениями. Это может быть абсолютно новое слово, или обновленное значение старого слова. Возникают они тогда, когда возникает в этом потребность. Должна сложиться такая жизненная ситуация, при которой необходимо выразить несколько иное значение или отношение к старым предметам, или охарактеризовать их с иной точки зрения. Иногда появляются новые предметы или явления, которые требуют определения и наименования. В основе образования новых слов лежит изменение существующих компонентов языка. Изменениям могут подвергаться различные части и компоненты слова, к примеру, основы, суффиксы, аффиксы. Как
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апполова, М. А. Грамматические трудности перевода / М.А. Апполова. – Москва: Междунар. отношения, 2004. – С.77–79.
2. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка / И.В. Арнольд. – Москва, 1986.
3. Ахманова, О.Очерки по общей и русской лексикологии / О. Ахманова. – Москва: УРСС, 2004.
4. Дубенец, Э.М. Modern English Lexicology. Лекции и семинары / Э.М. Дубенец. – Москва, 2002.
5. Кацнельсон, С. Содержание слова, значение и обозначение / С. Кацнельсон. – Москва: УРСС, 2004.
6. Кронгауз, М. Семантика. Учебник доп. МО РФ / М. Кронгауз. – Москва: Академия, 2005.
7. Кунин, А.В. Английская фразеология / А.В. Кунин. – Москва, 1970.
8. Лайонз, Дж. Язык и лингвистика. Вводный курс с вопросами и упражнениями / Дж. Лайонз. – Москва: УРСС, 2004.
9. Мешков, О.Д. Словообразование современного английского языка / О.Д. Мешков. – Москва, 1976.
10. Никитин, М.В. Курс лингвистической семантики / М.В. Никитин. – СПб., 1997.
11. Никитин, М.В. Знак – Значение – Язык / М.В. Никитин. – СПб.: РГПУ им Герцена, 2003.
12. Смирницкий, А.И. Лексикология английского языка / А.И. Смирницкий. – Москва: МГУ, 1986.
13. Ступин, Л.П. Лексикография английского языка / Л.П. Ступин. – Москва, 1985.
14. Харитончик, З.А. Лексикология английского языка / З.А. Харитончик. – Минск, 1998.
15. Partridge E. Slang today and yesterday. London: Routledge and Kegan Paul, 10 – 75 p.