Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В художественном тексте наилучшим образом реализуется эстетическая функция языка, поэтому они формируют представление об эстетических ресурсах языка, способствуют развитию образности и выразительности речи, овладению эстетическими и нравственными ценностями русскоязычной личности, особенностями культурно-исторического развития русского народа.
В научной литературе накоплен большой опыт в изучении особенностей художественного стиля языка. Так, в этом направлении значительную роль сыграли исследования М.М. Бахтина, В.Д. Бондалетова, В.В. Виноградова, М.Н. Кожиной, В.Г. Костомарова, А.Б. Кошляка, Ю.М. Лотмана, Д.Э. Розенталя, Г.Я. Солганика.
Травелог – это литературный жанр, который развивался и преобразовывался на протяжении многих веков. При этом каждая эпоха имеет свои собственные стили, формы и черты повествования о путешествии, свой способ описания перемещений людей для встреч друг с другом. Аналогично каждый век имеет тоже свою собственную склонность к путешествиям. Сегодня изучать травелог как литературный жанр невозможно без понимания его эволюции. Один из современных исследователей жанра профессор Ролан Ле Унен обобщает историческое развитие травелога от античности до XV века: «Путевые записки очень старый жанр, имеющий в своей основе, историю путешествия Геродота (около 484 до н.э. – около 425 до н.э.) в Персию, Египет и в Вавилон в V веке до нашей эры и «Анабасис» Ксенофонта (не позже 444 до н.э. – не ранее 356 до н.э.).
Изучение методических пособий по обучению чтению художественной литературы показывает, что нередко их целью становится лишь обучение языковым средствам или анализ фактуальной информации о событиях, изложенных в тексте, а усвоение художественных концептов, характерных для лингвокультурного сообщества, остается вне поля зрения.
Объект исследования – специфика жанра травелог.
Предмет исследования – черты травелога в романе А. Волоса «Возвращение в Панджруд»
Цель исследования заключается в изучении специфики жанра травелога и обоснования присутствия черт изучаемого жанра в романе А. Волоса «Возвращение в Панджруд».
Выдвинутая цель исследования потребовала решения следующих задач:
• выявить специфику художественного текста как эстетической единицы;
• проанализировать аспекты жанра травелога ;
• определить особенности творчества А. Волоса;
• исследовать характерные черты романа «Возвращение в Панджруд»;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение филологической, научно-методической, литературы по теме исследования; анализ и систематизация материала исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей жанра травелога в современных исследованиях, обосновании актуальности жанра для современных художественных текстов, определении значения анализа художественного текста для практического исследования.
Практическая значимость исследования определяется изучением художественного материала для дальнейшего практического использования при обучении стилистике русского языка, чтению художественной литературы как специфическому виду работы, анализу художественного текста.
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1Теоретические основы исследования
1.1 Художественный текст как эстетическая единица
Художественный текст – это текст, который опирается на образное отражение мира и передает адресату различные виды информации, важнейшей из которых является эстетическая. Под эстетической функцией понимается художественная функция эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя. Использование языка в эстетической сфере относится к высшим достижениям литературного языка.
Ученые высказывают различные мнения о целесообразности выделения художественного стиля в ряду функциональных стилей русского языка. Ряд исследователей, например, В.Д. Бондалетов, И.Р. Гальперин, А.Ф. Ефремов, Л.Ю. Максимов, Л.А. Новиков, Д.Н. Шмелёв и др., считают язык художественной литературы явлением особого рода, аргументируя такую позицию крайней неоднородностью его состава, наличием в нем элементов всех функциональных стилей и даже использование нелитературных языковых средств, в частности, просторечий и жаргонизмов, что выводит язык художественной литературы за рамки литературного языка и сближает его с общенародным языком .
С другой стороны, Р.А. Будагов, В.В. Виноградов, М.Н. Кожина, В.Г. Костомаров, О.Б. Сиротинина, Ю.С. Сорокин и др. говорят о правомерности выделения художественного стиля среди функциональных стилей языка. Так, по мнению М.Н. Кожиной, если вывести этот стиль из числа функциональных стилей, но при этом полагать, что литературный язык существует во множестве различных функций, то выходит, что эстетическая функция не относится к функциям языка. Таким образом, выведение художественного стиля за пределы функциональных стилей в значительной степени обедняет наше представление о языковом функционировании .
Несмотря на различия в позициях ученых относительно функционально-стилевой классификации литературного языка, они едины во мнении, что основной функцией языка художественной литературы является эстетическая, что отличает ее от других стилистических разновидностей, в которых эта функция также имеет место, но при этом не является приоритетной.
Вопрос об эстетической функции языка рассматривался такими отечественными и зарубежными языковедами, как Ф.И. Буслаев, В. Гумбольдт, А.А. Потебня, Ш. Балли, В.В. Виноградов, К. Фосслер, Л.В. Щерба, Р.О. Якобсон и другие. Автором термина «эстетическая функция» является советский филолог Л.П. Якубинский. В процессе длительной истории изучения проблемы ученые разработали различные подходы к трактовке этого сложного и многопланового понятия, рассматривая его как установку на форму, или выражение; установку на творчество и на воздействие; как способ создания художественного образа или направленность языка на собственное совершенство.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева О. Н. Травелог – это испытание себя / О. Н. Андреева, А. К. Груздева // Сибирский форум. Интеллектуальный диалог. – 2015. – № 8. – С. 16–17.
2. Бондарева А. Литература скитаний [Электронный ресурс] / А. Бондарева // Октябрь. – 2012. – № 7. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ october/2012/7/bo18.html. (дата обращения – 18.05.2012 г.)
3. Букреев А. Н. Эверест. Смертельное восхождение / А. Н. Букреев. – М. : Издательство «Э», 2015. – 376 с.
4. Волос, А. Возвращение в Панджруд / А. Волос — М. «Издательство АСТ». 2016.
5. Волос, А. Хуррамабад [Электронный ресурс] / А. Волос. — Режим доступа : http://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/volos/ index.html.
6. Жулина М. А. Специфика разработки путеводителя как основного справочно-информационного издания в туризме / М. А. Жулина, М. С. Кильгишова // Огарев-Online. – 2014. – № 4. – С. 1–6.
7. Кошляк А.Б. Категории художественного текста//Стилистика текста: языковые средства экспрессивного текста. – Уфа: БГУ, 1989. – С. 47-54
8. Кракауэр Д. В. разреженном воздухе / Д. Кракауэр. – М. : Эксмо, 2016. – 416 с.
9. Майга А. А. Литературный травелог: специфика жанра / А. А. Майга // Филология и культура. – 2014. – № 3. – С. 254–258.
10. Майга Абубакар Абдулвахиду Литературный травелог: специфика жанра // Вестник ТГГПУ. 2014. №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnyy-travelog-spetsifika-zhanra
11. Малова Н.Е. Реализация эстетической функции в художественных текстах//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – № 3, 2011. – С. 65-68
12. Никитина Н.В. Эстетическая функция художественного стиля//Вестник Чувашского университета. – № 3, 2008. – С. 67-69
13. Оборин, Л. Волос / Л. Оборин. [Электронный ресурс] — Режим доступа: —https://lenta.ru/articles/2013/12/05/rudaki
14. Русаков В. М. Многообразие видов и жанров травелога / В. М. Русаков // Дискурс Пи. – 2013. – № 12. – С. 304–306.
15. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб. пособие для студентов, преподавателей-филологов, аспирантов / Г.Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 1997. – 253 с.
16. Стрэйд Ш. Дикая. Опасное путешествие как способ обрести себя / Ш. Стрэйд. – М.: Эксмо, 2015. – 464 с.