Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В процессе развития вокальная педагогика постепенно накапливает научные сведения о механизмах работы голосового аппарата певца, которые могут лечь в основу построения научно обоснованных методов развития голоса. Естественно-научная база, созданная во второй половине XX века, очень разнообразна и может быть применена для оптимизации самых различных процессов вокальной педагогики. Особенно это касается использования новейших разработок в физиологии и акустике для сохранения и развития голосового аппарата. Многие выдающиеся педагоги и исполнители эмпирическим путем приходили к выработке методов регулирования процессов формирования голоса, которые во многих отношениях соответствуют рекомендациям, построенным на основе современных научных знаний.
В XX веке вооруженность педагогов и вокалистов арсеналом современных научных методов приводит не только к полноценному использованию сложившихся в разные исторические периоды классических традиций, но и в некоторых отношениях – к изменению и даже преобразованию этих традиций. Соответственно в настоящее время встает проблема оптимального сочетания традиций и новаторства, искусства и науки.
Определенные аспекты этой проблемы были реализованы в советский период, начиная с 60-х гг. XX века. В данный период развернула свою деятельность лаборатория физиологической акустики при Ленинградской консерватории, а в 1963 году при Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных начала работу научно-методическая лаборатория, в сферу исследования которой вошли нарду с акустической проблематикой направления, связанные с физиологией, психологией и методикой музыкального и вокального исполнительского искусства.
Вопросы вокального образования были исследованы Г.П. Стуловой, О.М. Агарковым, Л.Б. Дмитриевым, А.Д. Кильчевской. Их работы значительно расширили представления о союзе искусства и науки по вопросу речи и пения, интонирования и слухового контроля в сольном пении; раскрыли важные представления механизма певческого голоса с точки зрения науки, физиологии и вокальной методики.
Цель работы: изучить необходимые условия для становления голосового аппарата профессионального исполнителя.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Голосовой аппарат. Гигиена голоса
Вопросы установки голосового аппарата во время пения занимают огромное место в вокальной педагогике. Во всех педагогических сочинениях значительное место уделяется положению гортани, мягкого нёба, установке артикуляторных органов и глотки в пении. Часто многие из этих установок являются краеугольным камнем школы того или иного педагога. Несмотря на то, что все педагоги уделяют этому вопросу большое внимание, между собою они не сходятся во мнениях. Правда, существуют так называемые «общие мнения», однако и они не исключают противоположных суждений. Во всех случаях для подтверждения своего мнения педагоги приводят данные из вокально-педагогической литературы, которая представляет обширнейший арсенал самых разнообразных суждений по любому методическому вопросу. Для подтверждения своего мнения приводятся также примеры того или иного выдающегося певца, поющего на той установке, которую защищает педагог. Наконец, как правило, делаются попытки придать обоим взглядам научный характер, для чего привлекаются данные из анатомии, физиологии, акустики. Эти попытки обычно бывают неубедительны, так как, с одной стороны, авторы редко владеют этими специальными науками, с другой стороны, наука еще недостаточно полно может ответить на вопросы, ставящиеся вокальной практикой.
Между тем именно наука может и должна разрешить спорные вопросы вокальной педагогики, дать возможность объективно судить о правильности или неправильности тех или иных установок. Научных работ, посвященных изучению работы голосового аппарата певца в пении, как и работ по акустике певческого голоса, весьма немного. В отечественной литературе после интереснейших работ 30-х годов (Малютин, Работнов, Левидов) до настоящего времени не появилось сколько-нибудь заметных трудов по физиологии пения, построенных на глубоком изучении достаточно убедительного экспериментального материала. Среди немногочисленных зарубежных работ особенно мало трудов, посвященных изучению певческой функции у профессиональных певцов высокой квалификации. Можно смело сказать, что массовое и сколько-нибудь полное исследование певческой функции у профессионалов еще не сделано. Имеющиеся работы по физиологии певческого голосообразавания во многих случаях проводятся в неестественных для -пения условиях: например, в положении сидя, с запрокинутой головой, со стесняющими приспособлениями, прикрепляющимися к певцу снаружи или вводящимися ему в рот, нос и т. и. Как правило, для исследования берется изолированное произношение звуков речи, редко — отдельные слоги и почти никогда реальное хорошо «…впетое» слово, взятое в музыкальной фразе. Таким образом и имеющиеся сведения о работе голосового аппарата в пении лишь приблизительно отражают действительную картину, происходящую в нем при естественном пении музыкального текста.
Голосовой аппарат труднодоступен для исследования. Из всех его отделов в отечественной литературе имеются относительно полные сведения только по вопросу о певческом дыхании. Работа основного источника певческого звука — гортани, работа глотки, мягкого нёба, языка освещена очень плохо. Артикуляционный аппарат исследован весьма неполно, и лишь в своей передней, доступной непосредственному наблюдению, части. Сведения, имеющиеся по работе мягкого нёба во время пения, весьма неточны, так как сделаны методом, резко нарушающим естественность пения (лала-гография). Оригинальных работ, показывающих то, что происходит в глотке и гортани во время профессионального пения в естественных условиях, в отечественной литературе не имеется.
Пение требует огромной сосредоточенности внимания, мобилизации эмоциональных и психических ресурсов, а также интеллектуальной энергии певца. Поэтому необходимо помнить о важности соблюдения «правил безопасности», существующих для того, чтобы не потерять голос, использовать его как можно дольше, сохраняя яркость, молодость и свежесть тембровых красок.
Гигиена голоса - это раздел науки, занимающийся изучением функций голосового аппарата, его физических возможностей, причинами расстройств и заболеваний голосового аппарата, составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый вокальный аппарат.
Каждый, кто эксплуатирует голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы с голосом. Это есть составная часть профессиональной культуры, куда включаются и элементарные медицинские знания (меры предосторожности и первой доврачебной помощи). Нужно обязательно знать правила гигиены и соблюдать их! Гигиенические требования должны обязательно учитываться на всех этапах обучения (общеразвивающего и профессионального) и особенно в трудовой деятельности.
При работе с голосом мы сталкиваемся с различными внешними и внутренними раздражителями. К внутренним раздражителям относят деятельность мышц, деятельность нервной системы, работу органов дыхания, сердца, функционирование органов слуха, зрения, эмоциональные реакции.
К внешним раздражителям: обстановку, освещение, посторонние звуки, шумы, посторонние лица, присутствующие на занятиях, объяснения педагога. Только максимально устранив отрицательное влияние раздражителей и создав благоприятную для занятий атмосферу, мы можем получить положительный результат в любой творческой деятельности.
1.2. Формирование основных певческих навыков (дыхание, дикция, звукообразование, звуковедение)
В современной литературе указываются 4 певческих навыка:
1. Певческая установка.
2. Певческое дыхание.
3. Певческая дикция.
4. Певческое звукообразование и звуковедение.
Певческая установка является необходимым условием, как для развития голосового аппарата, так и для плодотворной исполнительской деятельности. Весьма существенными для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Необходимо разъяснять, что неверная певческая установка ведет к быстрой утомляемости голоса и организма в целом . Руководитель должен постоянно наблюдать за выполнением правил певческой установки, а также демонстрировать на себе правильное и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байтуганов, В. И. Народная манера пения и обучение ей [Электронный ресурс] / В. И. Байтуганов. - Режим доступа: http:// www.rnd-sale.ru
2. Баклыкова, Е. В. Народная манера пения. Основные принципы [Электронный ресурс] / Е. В. Баклыкова. - Режим доступа: http://www.rnd-sale.ru/baklykova-elena- narodnaya-manera-peniya-osnovnye- principy
3. Бурьяк, М. К. Новгородское народно-певческое искусство [Текст]: научное исследование. Приложение к альманаху «Чело» / М. К. Бурьяк. - Великий Новгород, 2000. - 120 с.
4. Герасимов, О. М. Аутентичный фольклор и его сценическая судьба [Электронный ресурс] / О. М. Герасимов. - Режим доступа: www.astrasong.ru
5. Гилярова, Н. Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области [Ноты] / Н. Н. Гилярова. - М. : Советский композитор, 1985. - 44 с.
6. Гилярова, Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Ч. II [Ноты] / Н. Н. Гилярова. - М. : Родник, 1999. - 68 с.
7. Калугина, Н. В. Основы методики работы с русским народным хором [Электронный ресурс] / Н. В. Калугина. - Режим досту¬па: http://www.rnd-sale.ru
8. Кодай, З. Мой путь к музыке [Текст] / З. Кодай // Советская музыка. - 1982. - № 12. - С. 129-130.
9. Куприянова, Л. Л. Русский фольклор [Текст] / Л. Л. Куприянова // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е. О. Яременко. - М. : Дрофа, 2001. - С. 269-279.
10. Марахтанова, Г. Н. Исполнительская интерпретация аутентичного песенного фольклора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.astrasong.ru/ ispolnitelskaya-interpretaciya-autentichnogo -pesennogo-folklora.html
11. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: исследование [Текст] / В. В. Медушевский. - М. : Композитор, 1993. - 265 с.
12. Мешко, Н. К. Искусство народного пения [Текст]: практич. руководство и методика обучения искусству народного пения. Ч. 2 / Н. К. Мешко. - М. : Изд-во НОУ «Луч», 2002. - 80 с.
13. Молодых, Н. А. Взаимодействие эстрадной и народной манер как основополагающий принцип в процессе обучения эстрадному пению в России [Текст] : магистерская диссертация / Н. А. Молодых. - М. : МПГУ, 2014. - 96 с.
14. Муратов, М. М. Эстрада как феномен массовой культуры [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук / М. М. Муратов. - Казань, 2005. - 19 с.
15. Пивницкая, О. В. Освоение школьниками национального песенного фольклора (на материале среднерусского региона) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Пивницкая. - М., 2008 - 22 с.
16. Пивницкая, О. В. Школа фольклорного сольфеджирования [Ноты] / О. В. Пив- ницкая. - Вып. 1. - М. : Композитор, 2001. - 92 с.
17. Пивницкая, О. В. Школа фольклорного сольфеджирования [Ноты] / О. В. Пив- ницкая. - Вып. 2. - М. : Композитор, 2002. - 131 с.
18. Шамина, Л. В. Основы музыкально-певческой педагогики [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Шамина. - М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2010. - 200 с.