Фрагмент для ознакомления
2
Ведение
Тайпинское восстание в Китае (1850-1864 гг.) – одно из самых значимых событий в истории страны. В начале XIX века Китай вступил в период глубокого кризиса, который охватил все сферы жизни государства. Его политическими проявлениями стали нарастание антиманчжурских настроений (еще с конца XVIII в. была у власти империя Цин, возглавляемая манчжурской династией) и подъем повстанческого движения. Кризис стал главной причиной «закрытия» страны для торговли с английскими и индийскими купцами.
Внутренняя борьба крайне ослабила лагерь тайпинов. С 1857 г. военная и политическая власть в тайпинском государстве сосредоточилась в руках родственников и земляков Хун Сю-цюаня. Тайпинские руководители, имевшие титулы ванов, обогащались и все более отрывались от народа. Все это постепенно расшатывало устои тайпинского государства. Дисциплина в армии, в прошлом основанная на преданности командиров и солдат делу освобождения китайского народа, сильно упала. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, армия маньчжурского правительства перешла в наступление против тайпинов. своей внешней политике тайпины выступали за равноправие и взаимовыгодную торговлю. На территории Тайпин тяньго была запрещена лишь торговля опиумом. Стремясь использовать борьбу между тайпинами и цинским правительством в своих интересах, Англия, Франция и США через своих представителей, посетивших тайпинскую столицу в 1853-1854 гг., заявили о нейтралитете. События, развернувшиеся через несколько лет, показали все лицемерие и лживость этих заявлений.
Самоизоляция Китая привела к Первой опиумной войне с Англией. В результате агрессивных действий европейских государств с политикой «закрытия» было покончено. Китай начал превращаться в полуколонию. В начале XIX века Китай вступил в период глубокого кризиса, который охватил все сферы жизни государства. Его политическими проявлениями стали нарастание антиманчжурских настроений (еще с конца XVIII в. была у власти империя Цин, возглавляемая манчжурской династией) и подъем повстанческого движения. Кризис стал главной причиной «закрытия» страны для торговли с английскими и индийскими купцами. Самоизоляция Китая привела к Первой опиумной войне с Англией. В результате агрессивных действий европейских государств с политикой «закрытия» было покончено. Китай начал превращаться в полуколонию.
Цель работы-раскрыть крестьянская война тайпинов .влияние на внутреннюю и внешнюю политику.
Для реализаци цели были постановлены следующие задачи:
Рассмотреть причины крестьянской войны тайпинов.
Анализировать внутреннюю борьбау в лагере тайпинов. Упадок Тайпинского государства.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.Причины крестьянской войны тайпинов
1.1Первые успехи повстанцев. Провозглашение тайпинского государства, Причины Тайпинского восстания
В первой половине XIX века Китай находился в бедственном положении. Уже третий век народ изнывал под гнетом маньчжурской династии Цин. Маньчжуры всячески унижали китайцев, навязывая им свои обычаи. Положение усугубилось после «опиумной войны», когда, потерпев неудачу, Китай вынужден был пойти на заключение ряда неравноправных договоров и выплату огромной контрибуции.
Настали еще более трудные времена: росла земельная рента, увеличивались налоги, окончательно разорявшие беднейшие слои крестьянства. С каждым годом число недовольных росло. Все они стали объединяться в тайные общества и секты, становившиеся инициаторами восстаний и бунтов. Одним из них было общество, основанное на юге Китая сельским учителем Хун Сюцюанем. Хун Сюцюань был родом из провинции Гуандун, происходил из крестьян, но мечтал о власти и славе. Он несколько раз пытался стать чиновником, но неизменно проваливался на экзаменах, которые в Китае сдавали все, кто претендовал на занятие государственной должности. В 1837 году, после очередного провала, Хун, трагически переживавший случившееся, тяжело заболел. Он впал в нервную горячку, сопровождавшуюся бредом и галлюцинациями. Во время болезни ему явилось видение – старец, восседавший на троне и подающий ему печать и меч, украшенный драгоценными камнями. Оправившись от болезни, Сюцюань, попытался понять то, что ему привиделось. Годом ранее, в городе Гуанчжоу, куда Хун ездил сдавать экзамены, он познакомился с христианскими миссионерами и успел отчасти проникнуться их идеями. Оттуда он привез переводы священных христианских книг. В них-то Сюцюань и попытался найти объяснение своему видению. В результате их длительного и тщательного изучения Хун пришел к выводу, что явившийся ему старец есть Бог Отец, избравший его своим орудием для восстановления справедливости – освобождению людей от демонов и основанию на земле Божьего Царства. Прошло более десяти лет, прежде чем Хун начал воплощать в жизнь данный ему свыше завет. Все это время, среди крестьян, дровосеков и угольщиков южного Китая он проповедовал свое религиозное учение, представлявшее собой причудливое сплетение христианских идей и китайских традиций. В его основе лежали идеалы равенства и борьбы всех угнетенных против эксплуататоров за построение небесного царства на земле. Сам Хун Сюцюань провозгласил себя его будущим правителем, так как считал себя младшим братом Иисуса Христа. Находясь в состоянии экстаза, он создавал религиозно-революционные гимны, в которых излагались цели основанного им общества и пути к их достижению. Его первыми последователями стали родственники, которые, как и он сам, принадлежали к общине хакка (пришлые семьи), резко отличавшейся от окружающего населения языком и культурой. В 1843 году Хун Сюцюань организовал общество «Бай Шанди хуэй» («Общество поклонения великому владыке»), в которое входили около двух тысяч человек. Его целью было не только свержение династии Маньчжу, но и построение в Китае совершенно нового мира. Несмотря на преследования местных властей, число последователей Хун Сюцюаня постоянно росло, и к концу сороковых годов в «Общество поклонения небесному владыке» входили уже тысячи близких по духу людей. Из их среды вскоре сформировалась руководящая группа. Среди них был простой углежог Ян Сюцин, который, несмотря на столь низкое происхождение, оказался энергичным и талантливым организатором. Периодически Ян впадал в состояние, напоминавшее эпилептический припадок, и поэтому, считая себя «особенным», претендовал на признание того, что его устами говорит сам Бог Отец. реди руководителей движения был также Вэнь Чанхуэй, человек довольно состоятельный, семья которого принадлежала к шэньши – образованной части господствующего класса. Совсем юным примкнул к руководящей группе Ши Дакай, происходивший из зажиточной семьи. Несмотря на то, что все они принадлежали к разным сословиям, каждый из них имел свои причины для участия в деле, которое могло закончиться гибелью.
Возглавляемая ими религиозно-политическая секта отличалась от других внутренней сплоченностью, железной дисциплиной, полным повиновением младших и низших старшим и высшим. Из крайне разнородной массы людей, увидевших в движении тайпинов путь к иной, более достойной жизни, его руководителям удалось создать вполне дисциплинированное и боеспособное войско. Важным нововведением стало создание общественных кладовых, куда последователи движения должны были отдавать все свое имущество, превышающее минимум, необходимый для самой простой жизни. Сюда же впоследствии передавалось то, что повстанцам удалось захватить в ходе гражданской войны. В 1850 году сектанты по призыву лидера сожгли свои дома и начали вооруженную борьбу против маньчжурской династии, сделав своей базой труднодоступные горные районы. Одряхлевшая Цинская монархия чуть было сразу не развалилась под натиском так неожиданно появившейся столь динамичной силы. Местные власти вызвали на помощь войска из других провинций, но это не смогло изменить ход событий. 11 января 1851 года, в день своего рождения, Хун Сюцюань торжественно провозгласил создание «Небесного государства великого благоденствия» («Тайпин тянь-го») и публично объявил начало восстания, направленного на свержение царствующего дома Цин. С этого момента всех участников движения стали называть тайпинами, а глава секты Хун Сюцюань получил титул «Тянь-ван» («Небесный правитель»). Численность восставших к тому времени составляла уже около пятидесяти тысяч человек. В знак непризнания власти маньчжурской династии тайпины отрезали свои косы и стали носить распущенные волосы, спадавшие на плечи. По этой причине в правительственных источниках их стали называть «длинноволосыми».
Тайпинское руководство разделило своих последователей на мужские и женские отряды, объявив, что вступление в брак будет разрешено исключительно после победы народной войны. Осенью 1851 года тайпины захватили небольшой город Юнъань, где пробыли до весны следующего года. Здесь было завершено образование политических институтов тайпинского государства. Небесным правителем по-прежнему оставался Хун Сюцюань. Он занимал главенствующее положение в тайпинской иерархии. Ян Сюцин, командующий тайпинскими войсками, получил титул «Восточного правителя», а Вэн Чанхуэй стал правителем «Северным». Каждый из них имел под своим командованием собственные вооруженные силы и административный аппарат. Несмотря на то, что верховным вождем считался Хун Сюцюань, которого вскоре стали приветствовать обращением «ваньсуй» (пожелание «десяти тысяч лет жизни»), истинным военным руководителем и верховным администратором был Ян Сюцин. В то время, когда Хун большую часть времени проводил за написанием религиозных и философских сочинений, у Ян Сюцина в полной мере раскрылся государственный талант и главное бремя забот лежало на его плечах. Весной 1852 года тайпины начали победоносное наступление на север. Десятки тысяч бойцов продолжали пополнять их армию. Низовой организацией являлся «пяток», состоящий из четырех рядовых бойцов и командира. Пять пятков образовывали взвод, четыре взвода – роту, пять рот – полк, полки сводились в корпуса и армии. В войсках была установлена строгая дисциплина, были разработаны и введены воинские уставы. Тайпины, по мере продвижения, высылали вперед своих агитаторов, которые разъясняли их цели, призывали к
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венюков М. И. Очерки современного Китая. СПб. — М.,2015.
2. Вопросы истории Китая. — М., 2016.
3. Всемирная история. — М., 2016.
4. Всемирная история. – М., 2014., стр. 125
5. Галанза П. Н. История государства и права зарубежных стран – II т. «Юридическая литература». – М., 2013.
6. Ефимов Г. В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. Изд.2-е испр. и доп. — М., 2014.стр.163
7. Илюшечкин В. П. Крестьянская война тайпинов. — М., 2016.стр.163
8. История Востока в 6 томах. Том IV книга 1 «Восток в новое время (конец XVIII — начало XX в.)». М., «Восточная литература» РАН, 2014. ISBN 5-02-018387-3
9. История государства и права зарубежных стран Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. И. Жидкова. – М., 2016.стр.230
10. История государства и права зарубежных стран. – II т. Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. И. Жидкова. – М.: Издательство Московского университета, 2013.
11. История Китая / под ред. А. В. Меликсетова. М., издательство МГУ, издательство «Высшая школа», 2012. стр.142
12. Кара-Мурза Г. С. Тайпины. Изд. 2-е. — М., 2016., стр.78
13. Китай в новое и новейшее время. — М., 2013.
14. Китай: государство и общество. — М., 2014.
15. КНР. Краткий исторический очерк (1949-1979). — М., 2012.
16. Мировицкая Р. А. Китайская государственность. — М., 2014.
17. Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII — начало XX века. М., «Восточная литература» РАН, 2015. ISBN 5-02-018400-4
18. Новая история Китая. — М., 2013, с. 122-207.
19. Панюшкин А. С. Записки посла: Китай (1939-1944). — М., 2016.
20. Сидахметов В. Я Китай: Страницы прошлого. — М., 2016
21. Симоновская. История Китая с древнейших времен до наших дней. — М., 2013.
22. Скачков К. А. Пекин в дни тайпинского восстания. Из записок очевидца. — М., 2016, стр.125
23. Социальная организация в Китае. — М., 2015
24. Тайпинское восстание 1850-1864. Сборник документов. — М., 2013, стр.95
25. Тепкина Н. И Институты родства в традиционном Китае. Социальная организация в Китае. — М., 2014.
26. Фан Вэнь-лань. Новая история Китая. Пер. с китайского, в 3-х т. – М., 2016.
27. Фань Вэнь Лань. Новая история Китая 1840-1901. — М., 2013.
28. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М: «Высшая школа», М.,2015