Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования определяется особенностью современного мирового экономического уклада и переходом к построению экономики, главным образом основанной на создание, распространение и применение знаний. Главенствующим производственным ресурсом становятся уникальные навыки, гибкость к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям деятельности. В связи с этим, наиболее эффективным способом размещения ресурсов можно считать инвестиции в интеллектуальный капитал, который в свою очередь является двигателем инновационного прогресса. Инновации занимают важнейшие места в процессах повышения производительности труда, эффективности бизнеса, характеризуются как ключевой фактор экономического роста, наращивания и сохранения конкурентоспособности компаний и страны в целом на международном рынке.
На тему источников финансирования было написано много научных трудов. Достаточно значительные труды на данную тематику были созданы следующими учеными Л. Фостер., Д.А. Ендовицкий Д.А., Л.П. Гончаренк, В.И. Архангельский, Ю.В. Яковец, О.М. Хотяшева, Н.Л. Маренков, Р.А. Фатхутдинов, А.В. Сурин, А.В. Барышева.
Цель и задачи исследования. Целью представленной работы является проведение анализа инвестиционной политики региона Новосибирской области и разработка рекомендаций по совершенствованию инвестиционной деятельности.
В соответствии с поставленной целью сформированы следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал на тему понятия инвестиционной политики и инвестиционной стратегии, ее регулирования с помощью нормативно-законодательных документов;
2. Изучить характеристику Новосибирской области и ее инвестиционную политику;
3. На примере Новосибирской области привести мероприятия с расчетом экономической эффективности, которые окажут влияние на совершенствование инвестиционной политики.
Объектом исследования данной работы являются внешние факторы, которые оказывают влияние на инвестиционную региона РФ.
Субъектом исследования данной работы является Новосибирская область.
1. Теоретические аспекты по инвестиционной политики региона РФ
1.1. Сущность и понятие инвестиций
Инвестиции – совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений различного капитала.
Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала, в различные сферы экономики с целью его сохранения и увеличения. [15]
Основные типы инвестиций. Одной из важнейших сфер деятельно¬сти любой фирмы являются инвестиционные операции, т.е. операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год.
Существует несколько наиболее распространенных способов осуществления социально направленных инвестиций.
Для того чтобы опробовать и посмотреть результат того или иного инвестиционного проекта необходимо реализовать единичные проекты и основываясь на результате их эффективности принять решение о возможном расширении этих проектов и предания им массового характера.
Также социальные инвестиции могут носить массовый характер. Это выражается в создании и разработке общих нормативов инвестиционного процесса, а также в создании структур способных данный продукт реализовать.
Также эффективным способом осуществления социальных инвестиций может послужить технология рыночного вида. Это означает, что после запуска в реализацию конкретного продукта либо услуги рынок самостоятельно отрегулирует и определит его качества и характеристики.
Также практикуется осуществление агрессивных социальных инвестиций результатом которых становится огромная рекламная компания продукта по телевидению и средствам массовой информации, распространению его в большое количество торговых сетей и т.п.
Государственное регулирование социальных инвестиций осуществляется для достижения оптимального баланса во взаимодействие государства, потребителей и инвесторов при повышении уровня жизни граждан страны.
Принципы регулирования заключаются в двух главных тезисах:
‾ поддержание социальной справедливости
‾ обеспечение социальной и экономической эффективности вложений.
Для достижения поставленной цели государство должно выполнять следующие функции:
‾ финансирование социальных вложений
‾ стимулирование инвестиционного процесса
‾ информационная поддержка.
К первому виду относится специальное инвестиционное законодательство, ко второму виду относится гражданское и хозяйственное законодательство.
Привлечение, поддержка и защита прямых инвестиций является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
Выделяют следующие уровни нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность:
1. Бюджетный кодекс;
2. Налоговый кодекс;
3. Нормативно-правовые документы:
- федеральные законы
- региональные законы.
Инвестиционную деятельность должны регламентировать специальные законы, направленные на ее регулирование, но если что-то упущено в рамках специфического законодательства, то следует обращаться к общегражданским актам.[2]. Вопрос состоит в том, насколько часто приходится обращаться к неспецифическим нормативно-правовым актам из-за отсутствия соответствующего положения в законе. Далее рассмотрим и проведем анализ основных проблем законодательства РФ в области инвестиционной деятельности.
Сегодня нормативные документы, регулирующие инвестиционную деятельность, в основном сконцентрированы в трех законодательных актах:
1. ФЗ № 160-ФЗ от 09.07.1999 года «Об иностранных инвестициях» (в редакции от 31.05.2018 года № 122-ФЗ),
2. ФЗ № 39- ФЗ от 25.02.1999 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в редакции от 26.05.2017 года № 205-ФЗ)
3. ФЗ № 1488-1 от 26.06.1991 года «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в редакции от 26.05.2017 года № 205-ФЗ).
Первым специализированным законом в истории современной России стал Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Закон состоит из шести глав, каждая из которых посвящена своей тематике.
Главным достоинством данного нормативно-правового акта является четкое определение области применения данного закона – инвестиции в капитал (основные средства), никакой финансовой сферы. Закон направлен на регулирование инвестиционной деятельности именно на реальном секторе экономики, а для капиталоемких и медленно окупающихся сфер введено понятие «иного социального эффекта». [3].
В первой главе рассматриваются основные понятия, область применения закона, объекты и субъекты инвестиционной деятельности, часть из которых встречается в ГК РФ. Первая глава похожа на вступление и несет больше информационный смысл, является преамбулой всего закона.
Во второй главе регулируются права и обязанности всех субъектов инвестиционной деятельности. Однако, что касается взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности, то законодательство ссылается на диспозитивный метод правового регулирования, это означает, что субъекты инвестиционной деятельности свои взаимоотношения строят самостоятельно, в их основе лежат договора, заключаемые субъектами между собой, что вновь заставляет нас вернуться к Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представлено в третьей главе закона. Осуществляется оно в двух формах: создание условий, благоприятных для развития инвестиционной деятельности, и прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Однако перечень мер, который направлен на создание условий, благоприятных для того, чтобы инвестиционная деятельность развивалась, не несет серьезной регулятивной нагрузки. Перечень методов, предполагающих прямое участие государства в инвестиционной деятельности является несколько более конкретным, но он также не позволяет построить прозрачную и единообразную систему государственного финансирования инвестиционных проектов на своей основе. [4, c. 36].
Далее рассматриваются государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, и, прежде всего, четко прописаны гарантии в области изменения (увеличения) совокупной налоговой нагрузки, однако также указаны и исключения, т.е. закон не гарантирует полной защиты от изменения налогового законодательства даже для приоритетных проектов.[5, c. 87].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барабанов А.С. Управление региональной конкурентоспособностью монография / А.С. Барабанов; под науч. рук. д.э.н. Т.В. Усковой. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. – 160 с.
2. Винник, А.Е. Ключевые компетенции как основа конкурентоспособности экономики региона [Текст] / Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. – 2016. - №3. - С. 215 – 219.
3. Прядко, С.Н. Формирование ключевых компетенций в управлении региональных предприятий / С.Н. Прядко, А.Е. Винник // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. Экономические науки. 2017. №1. С. 219 - 222.
4. Инвестиционная привлекательность региона А.Н. Асаул, Н.И. Пасяда: под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. / А.Н. Асаула. - СПб.СПбГАСУ, 2016. – 120 с. 98
5. Максимова В.Ф. Реальные инвестиции / Московская финансово- промышленная академия. – М. – 2015. – 69 с.
6. Марголин А.М. Экономическая оценка инвестиций// А.М. Марголин, А.Я. Быстряков. М.: 2016, с. 357-359
7. Подшиваленко Г.П. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – № 15. – с.7-10.
8. Пронин А.С. Управление процессом привлечения инвестиций в регионе// А.С. Пронин, М.: РАГС, 2017 – с. 6-14
9. Савенкова Е.В. Экономические методы приоритетного развития инвестиционного предпринимательства// Е.В. Савенкова., М: 2015, 113с.
10. Третьяков А.Г. Управление инвестиционной активностью в регионе: автореф. дис. канд. экон. наук //Третьяков А.Г., М.: ГАГС, 2016, с. 18
11. Справочник «Регионы России. Социально-экономические показатели». Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156
12. Дондоков, З. Б.-Д. Теоретические аспекты межрегиональной конкуренции / З.Б. - Д. Дондоков, И.В. Жигжитова // Экономист. Забайкальский государственный университет. - 2012. - №4. – Режим доступа: https:// http://zabgu.ru/files/economist_4.pdf.
13. Калюжнова, Н.Я. Роль форсайта в повышении конкурентоспособности региона в «новой экономике» [Электронный ресурс] / Н.Я. Калюжная. – Режим доступа: adb2c593b8f90ec08cfc03e573256368.
14. Ощепков, В.М. Конкурентоспособность регионов: сущность, современные факторы повышения [Электронный ресурс] / В.М. Ощепков, Ю.Д. Кузьмина // Вестник Пермского Университета. - 2012. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_17960642_83082101.pdf.
15. Тимофеев, Р.А. Ресурсный подход к формированию региональной экономической системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/2039.htm.
16. Официальный сайт Росстата РФ, http://www.gks.ru/