Фрагмент для ознакомления
2
Современные церкви играют значительную роль в религиозной, культурной и социальной жизни современного общества. Они являются местами, где люди собираются для молитвы, богослужения, общения и поиска духовного направления. В настоящее время в Екатеринбурге наблюдается активное развитие современных церквей, которые отличаются своей архитектурой, религиозной практикой и взаимодействием с другими религиозными сообществами.
Актуальность исследования «церкви в Екатеринбурге» обусловлена не только религиозным значением церквей, но и их социокультурной ролью в современном обществе. Екатеринбург, как один из крупнейших городов России, является многонациональным и многоконфессиональным центром, где сосуществуют различные религиозные традиции. Исследование современных церквей позволит более глубоко понять их роль в формировании и поддержании духовной и социальной жизни горожан, а также влияние на развитие культурного и общественного пространства города. Кроме того, изучение современных церквей в Екатеринбурге может также пролить свет на процессы секуляризации и религиозного плюрализма, происходящие в современном обществе.
Объектом исследования в работе «церкви в Екатеринбурге» являются современные православные храмы и церкви, которые были построены или отреставрированы в последние десятилетия в городе Екатеринбурге.
Предметом исследования является архитектурный стиль, история возникновения, роль и значение этих церквей в современном обществе, а также влияние на культурную и религиозную жизнь города. В работе будут рассмотрены различные аспекты, такие как архитектурные особенности, дизайн интерьера, использование современных технологий в строительстве, а также роль церквей в развитии туризма и привлечении верующих.
ГЛАВА 1 История возникновения церквей в Екатеринбурге до 1917 года
Екатеринбург, расположенный на востоке России, имеет богатую историю развития христианства. С самого начала своего существования, город был местом, где формировались первые христианские общины. В данном разделе мы рассмотрим историю возникновения церквей в Екатеринбурге до 1917 года, а также роль первых христианских общин в жизни города.
Первые упоминания о христианстве в Екатеринбурге относятся к XVIII веку. В это время город был небольшим поселением, преимущественно заселенным крестьянами и ремесленниками. Однако, уже в то время в Екатеринбурге существовали местные христианские общины, которые собирались для проведения богослужений и обмена духовным опытом.
Самым известным храмом того времени был храм Святой Екатерины, который был основан в 1723 году. Этот храм стал центром христианской жизни в городе и привлекал к себе верующих со всех окрестностей. В храме проводились ежедневные богослужения, а также различные религиозные мероприятия, такие как крещения и свадьбы [6].
Вместе с храмом Святой Екатерины, в Екатеринбурге появились и другие церкви и храмы. Например, в 1781 году был основан храм Воскресения Христова, который стал одним из самых крупных и красивых храмов города. В нем проводились различные богослужения и религиозные мероприятия, а также велась активная социальная деятельность, направленная на помощь нуждающимся [10].
Со временем, с ростом населения и развитием города, появилась необходимость в строительстве новых храмов и церквей. В 1839 году был основан храм Святого Александра Невского, который стал одним из самых посещаемых мест в Екатеринбурге. В нем проводились различные богослужения, а также проводились благотворительные мероприятия и образовательные программы.
Однако, несмотря на активное развитие христианской жизни в Екатеринбурге, церкви и храмы сталкивались с различными трудностями. Например, во время религиозных преследований в конце XIX - начале XX века, многие церкви были закрыты и конфискованы. В то же время, рост населения и увеличение числа верующих требовали строительства новых храмов и церквей.
В конце XIX века в Екатеринбурге началось активное строительство новых храмов и церквей. Одним из самых значимых проектов того времени было строительство храма на Крестовом холме. Этот храм был основан в 1892 году и стал одним из символов города. В нем проводились различные богослужения, а также проводились благотворительные мероприятия и образовательные программы.
Таким образом, история возникновения церквей в Екатеринбурге до 1917 года свидетельствует о том, что христианство играло значимую роль в жизни города. Храмы и церкви стали не только местами проведения богослужений, но и центрами социальной и культурной жизни. Они служили местом сбора верующих, а также помогали нуждающимся и развивали образование.
Несмотря на различные трудности и преследования, церкви и храмы в Екатеринбурге продолжали развиваться и строиться. Они стали неотъемлемой частью истории города и оставили свой след в культурном и религиозном наследии региона. Важно отметить, что история церквей в Екатеринбурге до 1917 года является важным аспектом изучения истории города в целом.
1.2. Первые христианские церкви в Екатеринбурге
Церковная история Екатеринбурга начинается с освященной в 1712 году Никольской церкви Уктусского завода, основанного в 1702 году и являющегося старейшим поселением на территории современного города. До 1726 года, пока в Екатеринбурге не была освящена собственная Екатерининская церковь, жители его были прихожанами Уктусской церкви. Первый же молебен на месте города был, очевидно, отслужен перед началом строительных работ в марте 1723 года полковым священником Тобольского полка, присланного для строительства крепости.
Первая деревянная мазанковая церковь Св. Екатерины в Екатеринбурге была заложена 1 октября 1723 года и освящена 26 февраля 1726 года. В 1734 году по инициативе генерала В.И. Геннина на Торговой площади была заложена и начала сооружаться первая каменная церковь во имя Св. пророчицы Анны (во имя ангела - хранителя царствовавшей тогда императрицы Анны Иоанновны). Но сменивший в том же году Геннина на посту Главного горного начальника В.Н. Татищев нашел проект этой церкви неудовлетворительным из-за тесноты, и здание было разобрано (кирпич с него пошел на строительство Главного горного управления).
В 1745 году, когда первая мазанковая Екатерининская церковь изрядно обветшала, на Торговой площади было начато строительство городской, тоже деревянной, Богоявленской церкви. Она и была освящена в сентябре 1747 года.
Первым каменным храмом в городе стала заложенная в 1755 г. за тогдашней городской чертой Свято-Духовская церковь, которая впоследствии называлась "Малый Златоуст".
В 1758 году на месте сгоревшей Екатерининской церкви был заложен оставшийся на будущее самым крупным Екатерининский Горный Собор, его четыре придела были освящены в 1763, 1764 и 1768 годах. А в 1771 году на Торговой площади рядом с ветшавшей деревянной Богоявленской церковью был заложен 2 - этажный Богоявленский собор, три придела которого были освящены соответственно в 1774, 1789 и 1795 годах. Деревянная Богоявленская церковь была разобрана.
В 1770 году на Вознесенской горке была поставлена деревянная Вознесенская церковь, которая была выстроена из перенесенного сюда Петропавловского придела деревянной Богоявленской церкви. В 1792 году было заложено и выстроено каменное здание 2 - этажной Вознесенской церкви, два придела которой были освящены в 1801 и 1818 годах.
В 1781 году в Екатеринбурге были закрыты (и застроены) первые стихийно возникшие городские кладбища, находившиеся вдоль Вознесенского проспекта, по обеим сторонам Главного проспекта. Новое старообрядческое кладбище создается на участке между будущими улицами Васенцовской, Кузнечной, Ночлежной и Болотной. В начале XIX века на территории кладбища выстроена каменная старообрядческая часовня. Новое православное кладбище было заложено на Юго-Западе от города (современная Зеленая Роща). Тогда же там построена деревянная кладбищенская Успенская церковь. В 1778 году на новом кладбище была заложена уже каменная Успенская церковь, освященная в 1782 году.
В 1808 - 1821 гг. осуществляется строительство каменного Преображенского храма с тремя приделами в Уктусе (находится на территории завода эбонитовых изделий), В 1822 году в Верх-Исетском заводе в дополнение к существовавшей там с 1763 года деревянной Успенской церкви строится на кладбище каменная кладбищенская Всехсвятская церковь. А с 1831 по 1838 г. вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви на Заводской площади в Верх-Исетске возводится величественный новый каменный Успенский собор. Почти в это же время новая каменная церковь с тремя приделами сооружается в центре Нижнее-Исетска, после чего прежняя деревянная становится кладбищенской.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Е. В. Монастыри Екатеринбургской епархии: административно-экономическое и социально-культурное развитие (1861-1935 гг.). – 2006. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/152803/0-759203.pdf?sequence=-1 (дата обращения: 01.05.2024).
2. Антонова О. И. Социальное служение религиозных общностей в современной России: опыт социологического исследования // Автореферат дисс. канд. соц. – 2009. – №. 22.00. – С. 04. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004414746.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
3. Бальжанова Е. С. Православие в жизни русских крестьян Среднего Урала (XIX-начала XX в.) : дис. – б. и., 2006. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/856/1/urgu0390s.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
4. Бардаков А. В. Культуросозидающая роль церковно-общественной деятельности в контексте глокализации: философско-культурологический анализ (на материале Красноярского края) : дис. – Сибирский федеральный университет, 2020. URL: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/146678/ ?sequence=1 (дата обращения: 01.05.2024).
5. Бахарев Д. С., Главацкая Е. М. Развитие православного ландшафта в современном российском мегаполисе (на примере Екатеринбурга) // Религиоведение. – 2017. – №. 4. – С. 143-153. URL: https://religio.amursu.ru/images/Volumes/2017/4/14/14--.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
6. Безрукова В. С. Основы духовной культуры. – 2000. URL: http://alexandria-eparhia.org.ua/sites/default/files/books/osnov_duh_culche_encicloped_slov_pedagoga.doc (дата обращения: 01.05.2024).
7. Беломоева О. Г., Климкина Т. В. Особенности развития отечественной культовой архитектуры на рубеже XX-XXI вв.(на примере России и Мордовии) // Финно-угорский мир. – 2018. – Т. 10. – №. 2. – С. 98-108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-otechestvennoy-kultovoy-arhitektury-na-rubezhe-xx-xxi-vv-na-primere-rossii-i-mordovii (дата обращения: 01.05.2024).
8. Бурьянов С. А. Религия на выборах в России // Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле. – 2003. – Т. 2004. – С. 161-193. URL: https://library.khpg.org/files/docs/1333089965.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
9. Быкова Г. И. Европейский вектор внешней политики Ватикана в 1990-2012. гг. – 2013. URL: https://cerkovmedia.ru/wp-content/uploads/2022/01/bykova-g.i.-avtoreferat.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
10. Верховых Е. Ю. Основные тенденции стилевого развития современного храмового зодчества на примере Свердловской области // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2022. – №. 3 (54). – С. 58-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-stilevogo-razvitiya-sovremennogo-hramovogo-zodchestva-na-primere-sverdlovskoy-oblasti (дата обращения: 01.05.2024).
11. Виноградова О. П. Религиозные аспекты в российском праве : дис. – ОП Виноградова, 2011. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005401750.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
12. Власова А. В. Социальная деятельность Русской православной церкви на Урале во второй половине XIX–начале XX в. – 2011. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/7570/Vlasova AV.doc?sequence=1 (дата обращения: 01.05.2024).
13. Главацкая Е. «... b весьма изящном, готическом стиле»: история католической традиции на Среднем Урале до середины 1930-х гг // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2015. – №. 2 (33). – С. 218-237. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/b-vesma-izyaschnom-goticheskom-stile-istoriya-katolicheskoy-traditsii-na-srednem-urale-do-serediny-1930-h-gg (дата обращения: 01.05.2024).
14. Главацкая Е.М., Бахарев Д.С., Бобицкий А.В. Этнорелигиозные меньшинства Екатеринбурга в конце XIX века // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2019. №2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnoreligioznye-menshinstva-ekaterinburga-v-kontse-xix-veka (дата обращения: 01.05.2024).
15. Глуханюк А. А. Религиозные нравы современной российской молодежи: анализ официальных документов Русской православной церкви // Дискуссия. – 2012. – №. 11. – С. 14-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznye-nravy-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-analiz-ofitsialnyh-dokumentov-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi (дата обращения: 01.05.2024).
16. Глуханюк А. А. Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи : дис. – Изд-во Урал. ун-та, 2005. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/394/2/urgu0302s.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
17. Голобородский Михаил Венидимович Роль храмов в пространственно-планировочной структуре Екатеринбурга XVIII-XIX вв. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-hramov-v-prostranstvenno-planirovochnoy-strukture-ekaterinburga-xviii-xix-vv (дата обращения: 01.05.2024).
18. Доронина Н. В., Козлюк Е. А. ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ В КУЛЬТОВОМ ЗОДЧЕСТВЕ УРАЛА // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный университет, 2014. – Т. 1. – С. 75-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21479061 (дата обращения: 01.05.2024).
19. Забара Л. И., Семенова Ю. А. Институциональные механизмы формирования гражданской идентичности личности в условиях кризисного развития современной России // 20 лет постсоветской России: кризисные явления и механизмы модернизации. – 2011. – С. 109-113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43988211 (дата обращения: 01.05.2024).
20. Заварзина Н. Ю. Современные стилистические предпочтения православного зодчества в России // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2008. – №. 1. – С. 71-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-stilisticheskie-predpochteniya-pravoslavnogo-zodchestva-v-rossii (дата обращения: 01.05.2024).
21. Зенков А. Р. Взаимодействие религиозных организаций и государства в современной России (на примере Русской православной церкви): дисс…. канд. полит. наук. – 2013. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01006733995.pdf?ver=1 (дата обращения: 01.05.2024).
22. Иванова О. В. и др. Церковь в культурном пространстве современной России: конструктивные идеи и практика воплощения // Quaestio Rossica. 2016. Т. 4.№ 1. – 2016. – Т. 4. – №. 1. – С. 263-277. URL: https://ela21. Каплин П. В. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государственной власти в СССР в 1927-1938 гг.(на материалах Урала) : дис. – б. и., 2006. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/889/1/urgu0393s.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
22. Капустин П. В., Семенова Н. В. Традиции и инновации в стратегиях архитектурного образования // НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. – 2017. – С. 21. URL: https://www.ortsci.ru/files/OPU_13web.pdf#page=23 (дата обращения: 01.05.2024).
23. Киреева Н. А. Русская Православная Церковь и советское государство с октября 1917 по 1928 год : дис. – Оренбург, 2009, 2009. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004648953.pdf?ver=4 (дата обращения: 01.05.2024).
24. Ключагин А. И. Освещение в газете «Уральский рабочий» судебных процессов по сопротивлению изъятию церковных ценностей в Екатеринбургской губернии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2022. – №. 37. – С. 148-160. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osveschenie-v-gazete-uralskiy-rabochiy-sudebnyh-protsessov-po-soprotivleniyu-izyatiyu-tserkovnyh-tsennostey-v-ekaterinburgskoy (дата обращения: 01.05.2024).
25. Князева О. Р. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Пермской губернии в условиях вероисповедной свободы 1905—1917 гг // Исторические чтения: Материалы научных конференций Центра историко-культурного наследия г. Челябинска «Христианство на Урале. – 2000. – С. 7-8. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01000310563.pdf?ver=2 (дата обращения: 01.05.2024).
26. Князева О. Р. Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Первой мировой войны на западном и среднем Урале (на материалах Пермской и Екатеринбургской епархий) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – №. 5-1. – С. 86-90. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23274966_14688088.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
27. Копыркин И. К. Конфессиональная жизнь прихода Екатеринбургского Богоявленского Кафедрального собора (по материалам метрических книг) // VIII Емельяновские чтения.—Курган, 2019. – 2019. – С. 89-92. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/72807 (дата обращения: 01.05.2024).
28. Королева Е. Д. Церковно-общественная жизнь православного населения Оренбургской губернии во второй половине XIX-начале XX вв // URL: http:// www. dissercat. com/content/tserkovno-obshchestvennaya-zhizn-pravoslavnogonaseleniya-orenburgskoi-gubernii-vo-vtoroi-po. – 2007. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003372185.pdf (дата обращения: 01.05.2024). r.urfu.ru/handle/10995/39748 (дата обращения: 01.05.2024).