Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность вопроса формирования новых подходов к разработке и выводу бренда на рынок подтверждается тем, что сегодня в России 9 из 10 новых товаров погибают в течение первых лет жизни, несмотря на то, что их компании-владельцы вкладывают в торговую марку значительные средства.
Суть проблемы заключается в необходимости постоянной модернизации методик разработки и продвижения брендов с целью учетом требований законодательства и изменений рыночной среды.
На современном этапе экономического развития в теории и практике управления компаниями получает широкое распространение Концепция управления брендом. В начале третьего тысячелетия уже многие ведущие мировые компании успешно применяют в своей работе принципы управления брендом.
В основе системы управления брендом лежит анализ его стоимостной оценки, дающий возможность повышения стоимости акционерного капитала посредством изменения структуры активов, аккумуляции средств на главных направлениях развития бизнеса и оптимизации корпоративного контроля. В тоже время внедрение такой системы управления требует от руководства и персонала компании четкого понимания принципов и резервов создания и повышения стоимости бизнеса.
Для того, чтобы выявлять эти дополнительные резервы, необходим учет и оценка всех стоимостно-образующих факторов, включая определение стоимости нематериальных ценностей. При этом, оценщик должен уметь анализировать состав и структуру нематериальных активов предприятия, владеть актуальной методологией оценки объектов интеллектуальной собственности (и брендов в частности).
Таким образом, стоимостная оценка брендов влияет на итоговую рыночную стоимость бизнеса компании. Брендовая составляющая грамотно построенной маркетинговой политики компании, способна порой значительно увеличить денежные потоки организации и сократить сроки их получения, а также положительно влиять на долгосрочную устойчивость и инвестиционную привлекательность компании, снизить стоимость заемного капитала, уменьшить риски и стабилизировать предполагаемые денежные потоки. Поэтому так важно знать методологию оценки стоимости бренда.
Целью исследования является разработка предложений и перспектив усовершенствования ребрендинга в ОАО «ЛУКОЙЛ».
Задачи исследования:
1. Провести анализ терминологического аппарата бренда и его места во внешнеэкономической деятельности.
2. Провести анализ практики применения бренд-менеджмента в ПАО «ЛУКОЙЛ»
3. Разработать рекомендации.
Объект исследования – бренд ПАО «ЛУКОЙЛ».
Предмет исследования – методология разработки и продвижения бренда международных компаний.
Базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, публикации в периодической печати и специализированных изданиях, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, информация сети Интернет.
Методология исследования. В исследовании использовались следующие методы познания: экономико-статистический, графический, сравнения и группировок, принципы системности и развития.
Глава 1. Роль, место и содержание современного бренда во внешнеэкономической деятельности
1.1 Понятие и особенности бренда в структуре рыночных активов предприятия
Интеллектуальная собственность высту¬пает одним из важнейших факторов экономической эффективности предприятия. Именно поэтому защита и охрана интеллектуальной собственности на коммерческом объекте это одно из главных условий для обеспечения экономической безопасности.
Интеллектуальная собственность организации представляет собой неосязаемое, клас¬сифицированное и научное сведение о том, как воссоздать высокотехнологичный и востребованный товар или продукт, который позволит в будущем получать экономическую прибыль и обеспечит организации стабильный доход . Стоит заметить, что интеллектуальная собственность организации и нематериальные активы это не одно и то же. Часто эти определения выступают в качестве синонимов, но они имеют ряд значительных отличий.
Согласно статье 138 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальной собственностью являются промышленные образцы, полезные модели, художественные произведения, компью¬терные программы и т. д.
Нематериальные активы организации представляют собой активы данного предприятия, отраженные в бухгалтерском баланса. Для защиты результатов интеллектуальной деятельности необходимо зафиксировать их в материальной форме (документе, чертеже и т. д.). Только после выражения в материальном воплощении результаты интеллектуальной собственности могут выступать в качестве объекта экономической деятельности, т. е. приносить денежную выгоду владельцу.
Можно выделить три вида объектов интеллектуальной собственности:
интеллектуальная собственность, защищенная авторским правом;
интеллектуальная собственность, защищенная патентным правом;
средства индивидуализации .
Нематериальный актив, грамотно используемый правооблада¬телем, приносит значительные экономические выгоды. Особенно, если данная интеллектуальная собственность не имеет аналогов в мире, а также на неё получен патент, который гарантирует, что цена на такой продукт будет значительно выше, чем у конкурентов.
К интеллектуальной собственности, требующий регистрацию и получение патента относиться бренд.
В современном мире субъекты бизнеса вынуждены вести серьёзную конкурентную борьбу друг с другом, чтобы «оставаться на плаву» и находить возможности для развития. Преимуществами в такой борьбе могут оказываться порой совершенно неожиданные (и не всегда легальные) решения, но зачастую владельцы компаний предпочитают без риска грамотно использовать то, что принадлежит им на законных основаниях. Именно к таким конкурентным преимуществам можно отнести товарные знаки.
Бренд — это зарегистрированное обозначение, которое позволяет компании выделить свои товары и услуги среди однородных аналогов. Он может быть словесным, изобразительным или комбинированным. Главное — выразительность и легкость восприятия.
В соответствии с 4 частью Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующая правоотношения в области брендов - бренд, который не используется непрерывно в течение пяти лет с даты его регистрации или пяти лет, предшествующих подаче заявления любого заинтересованного лица .
По мнению Г.А. Ахмедова «Бренд» - это обозначение (словесное - слово или несколько слов; изобразительное - цветное или ч/б изображение или комбинированное - комбинация слова или слов и изображения), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей» .
1.2 Эволюция и основные подходы к бренду и брендингу
Существуют понятия, которые очень часто употребляют в том же смысле, что и бренд, но которые, тем не менее, являются самостоятельными определениями и, соответственно, не являются товарными знаками. Это прочие знаки и иные средства индивидуализации, таблица 1.
Таблица 1
Знаки и иные средства индивидуализации.
Сертификационный знак Это способ указать, что товары или услуги, относительно которых он используется, сертифицированы владельцем данного знака относительно способа производства, качества, происхождения и других характеристик самого товара. Основное различие сертификационного знака и бренда в том, что первый может использовать любое лицо, соблюдающее определенные стандарты, а второй может использовать лишь владелец знака.
Фирменное наименование Это наименование юридического лица, присвоенное ему при регистрации и занесенное в государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо имеет исключительное право на использование фирменного наименования, тем не менее, фирменное наименование не является торговым знаком. Статьи №-1473 и №-1476 ГК РФ.
Наименование места происхождения товара Это обозначение, содержащее или представляющее собой название страны, города, провинции, региона, села, ставшее известным благодаря производимым товарам, которые имеют исключительные и уникальные характеристики именно благодаря природным или людским особенностям данного географического местоположения. Примеры: шампанское, коньяк. Статья №-1519 ГК РФ.
Коммерческое обозначение Это обозначение, используемое юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для индивидуализации своих предприятий. Коммерческое обозначение не является фирменным названием или торговым знаком. Статьи №-1538 и №-1476 ГК РФ.
Определения бренда практически во всех законодательствах мира сводятся именно к индивидуализации производимых и продаваемых товаров без четкого обозначения структурного наполнения термина. Несколько шире обозначен бренд в законодательстве США, в соответствие с которым бренд - это любые слова, имена, символы или обозначения или любые их комбинации, признанные и используемые производителем или торговцем для обозначения своих товаров и отличия их от таких же товаров, производимых и продаваемых другими лицами .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) — [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы».
3. ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов»
4. Ахмедов Г.А. Основные тенденции развития права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты интел-лектуальных прав и глобальная защита / Г.А. Ахмедов, Е.А. Войниканис, К.Д. Глазунова // изд-во Москва, 2017. С. 114-116 — [Электронный ресурс]: http://www.rvc.ru/upload/iblock/85d/Trends_in_Intellectual_Property.pdf.
5. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. – 6-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2014. – 1376 с.
6. Березина Е.В., Кольцов А.В., Лебедев К.В., Плужнова Н.А., Прохорова Л.В. Результативность научных исследований и разработок: 2016// Статистика науки и образования.2016. №2.- С. 55.
7. Валеева Р.Ш. Общие вопросы регулирования и защиты интеллектуальной собственности организаций в России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 160-166.
8. Васильев И. Практика создания брендов / Иван Васильев. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 c.
9. Вацковский, Ю. Ф. Доменные споры. Защита брендов и фирменных наименований / Ю.Ф. Вацковский. - М.: Статут, 2015. - 192 c.
10. Ванэкен Б. Бренд-помощь: Пер с англ. И. Малоковой /Под ред. В. Домнина. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
11. Глисин А.Ф., Игнатов Е.В., Тазихина Т.В., Оценка и управление стоимостью организаций (бизнеса): Учебное пособие для освоения дисциплины, для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 – «Экономика», профиль «Корпоративные финансы». — М.: Финансовый университет, Департамент «Корпоративных финансов и корпоративного управления», 2016. – 170с.
12. Галынчик Т.А. Интеллектуальная собственность в России // Концепт. – 2016. – С. 52.
13. Глядков, С. В. Англо-русский словарь по патентам и товарным знакам / English-Russian Dictionary of Patents and Trademarks / С.В. Глядков. - М.: Руссо, 2013. - 232 c.
14. Гибельнева Е.А. Система экономической безопасности организаций розничной торговли: актуальные угрозы // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 129-133.
15. Городникова Н.В. Индикаторы инновационной деятельности: 2017. Статический сборник/ Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский // М.: НИУ ВШЭ, 2017. — С. 30.
16. Домнин В. Н. Брендинг. Новые технологии в России. – 2-е изд. СПб.: Питер, 2014. – 381с.
17. Интеллектуальная собственность в России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XLIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2017 —№ 3(43) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf
18. Кабанов А.А. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия // СПб.: Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России – 2015 – №1 – С. 23–25.
19. Келлер К. Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. – 2-е изд.: Пер с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – 407 с.
20. Мировая статистика ВОИС // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ipstats.wipo.int/ipstatv2/keyindex.htm(Дата обращения: 04.02.17).
21. Мухамедшин И. Особенности правового регулирования служебных результатов интеллектуальной деятельности // Правовая защита интеллектуальной собственности: сборник материалов IV Международного юридического форума. — М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016. — С. 63-68.
22. Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент). — [Электронный ресурс]: http://www.rupto.ru.
23. Рекомендации участников IX Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» // Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности: сб. материалов IX международного форума, 2017 — [Электронный ресурс] — http://rniiis.ru/download/mf/2017/itog_doc.pdf.
24. Скрипкин, О. Б. Специфика создания бренда и бренда в России / О.Б. Скрипкин. - М.: Финансы и Статистика, 2012. - 168 c.
25. Стась А. К. Десять заповедей успешного бренд-менеджмента // [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL:http://www.advertology.ru.article7947.html.
26. Экономическая безопасность: учеб. пособие / сост. Е. А. Гибельнева. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. – 112 с.