Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предпринимательство является важным и существенным аспектом развития любой страны. Несмотря на кажущееся развитие темпов прироста предприятий в последние годы, остается нерешенным вопрос стабилизации работы таких предприятий, создания благоприятных условий, в которых они не только смогут выживать и существовать, но и вполне эффективно развиваться и вносить существенный вклад в развитие социальной и бюджетной сферы.
По мнению большинства исследователей, существующая в современных условиях модель государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства является неэффективной, поскольку априори не позволяет достичь кардинальных количественных и качественных показателей роста сектора малого и среднего предпринимательства, определяемых в целом стратегией развития страны и отраслей народного хозяйства.
Государственное воздействие на предпринимательство в России значительно. Сегмент малого и среднего бизнеса рассматривается индивидуально и изолированно от структурных преобразований российской экономики. Государственное регулирование бизнеса включает реализацию отдельных программ государственной поддержки.
Развитие бизнеса связано с решением таких важных социальных проблем, как сокращение безработицы, повышение качества жизни граждан. Необходимо четкое понимание того, что поставленная задача по увеличению численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства и доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны не может быть решена отдельными точечными мерами, не связанными со структурными преобразованиями экономической системы. Требуется глобальная перестройка всей экономической парадигмы, где главным драйвером экономики на уровне важнейших программных документов страны должен быть определен малый и средний бизнес. Соответственно, одной из ключевых задач государственного регулирования бизнеса является создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата. Исследование обозначенной тематики следует проводить на макро- и микроуровнях, то есть с точки зрения развития государственного воздействия и результатов такого воздействия.
Таким образом, на основании приведенных аргументов можно сделать вывод об актуальности тематики исследования.
Целью курсовой работы является определение тенденций развития предпринимательской деятельности в России.
Объектом исследования является предпринимательство в России. Предмет исследования – меры государственной поддержки предпринимательства в России.
Достижение цели исследования опосредовано решением следующих основных задач:
провести анализ становления и развития предпринимательства в переходной экономике; оценить роль предпринимательства в современных условиях;
провести анализ основных экономических показателей предпринимательской деятельности в России; дать статистическую оценку развития малого и среднего предпринимательства РФ;
исследовать меры государственной поддержки предпринимательства; оценить потенциал развития предпринимательской деятельности в РФ.
Структура исследования включает введение, три главы и заключение. Введение содержит обоснование актуальности исследования, объект, предмет, цели и задачи, структуру исследования. Первая глава содержит исследование процесса становления и развития рыночной экономики в России, а также определение роли предпринимательской деятельности. Вторая глава включает анализ и оценку показателей развития предпринимательской деятельности. Третья глава содержит исследование тенденций развития предпринимательской деятельности в России. Все основные выводы и рекомендации сформулированы в заключении.
1. Становление и развитие рыночной экономики в России. Роль предпринимательской деятельности
1.1 Анализ становления и развитие предпринимательства в переходной экономике
В результате рыночного реформирования российской экономики предпринимательство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Конституция Российской Федерации гарантирует ее гражданам право заниматься всеми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом.
Согласно определению, зафиксированному в Гражданском кодексе Российской Федерации, предпринимательской является "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ГК РФ, ст.2).
В России предпринимательство существует с давних времен, но наибольшее развитие предпринимательство получило в период правления Петра I. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права, поэтому серьезным стимулом для его роста явилась реформа 1861г. В 1890-е гг. в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России. Предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным. После Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 г. в России был взят курс на ликвидацию частной предпринимательской деятельности, были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы НЭПа. Однако в конце 1920-х гг. частное предпринимательство вновь сворачивается, и лишь в переходной экономике начинается его реанимация в России [27, 99].
Период от начала переходной экономики до настоящего времени характеризуется развитием предпринимательства по семи основным этапам.
Первый этап развития предпринимательства относится к периоду от конца 80-х гг. до начала 1992 г. Данный этап характеризуется существованием СССР, основными направлениями развития предпринимательства в данный период являются предоставление всех видов льгот, в том числе за счет средств госбюджета. Результатом реализации государственного воздействия в данный период стало быстрое и легкое накопление капиталов, развитие производства дефицитных товаров широкого потребления, а также легализация теневых капиталов, интенсивное создание собственного бизнеса предпринимателями из разных социальных слоев. Наиболее распространенными видами деятельности малого бизнеса, как правило, были посредничество, проектные и научные разработки, туризм, торговля, компьютеризация, строительство, производство товаров потребления. Роль развития малого и среднего предпринимательства на первом этапе заключается в решение вопросов с дефицитом товаров, сокращение безработицы, легализация капиталов, начало развития рыночных отношений в стране [27, 103].
Второй этап – сер. 1992 – нач. 1996 гг. – характеризуется наличием высокого налогового прессинга. Бурная инфляция привела, с одной стороны к обесценению сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности. Удельный вес малых предприятий в промышленности снизился до 24,1%, в строительстве – до 27,6%. Одновременно происходило увеличение доли малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании – до 17,6%, в посредничестве – до 14% [27, 105].
Третий этап - 1996 – 1997 гг. – характеризуется значительным сокращением прироста числа предприятий. В течение 1996–1997 гг. наблюдались определенные положительные сдвиги, которые стали особенно заметны к середине 1997 года. Относительная стабилизация развития малого бизнеса в целом и рост количества малых предприятий в сфере финансов происходили на фоне углубления фундаментальных экономических проблем.
Четвертый этап – 1998 – 2000 гг. – экономический кризис. Следствиями кризиса стали понесенные многими экономическими субъектами значительные финансовые потери, временный паралич платежно-расчетной системы, фактическое прекращение кредитования, резкое ускорение спада реального производства, масштабное сворачивание деятельности в наиболее рыночно продвинутых секторах российской экономики.
Пятый этап – 2001 – сер. 2008 гг. – развитие малого предпринимательства, увеличение количества зарегистрированных малых предприятий. Государственная поддержка малых и средних предприятий носит федеральный и региональный характер. В данный период вводятся специальные режимы налогообложения, которые позволяют сократить налоговое бремя, налагаемое на малое предпринимательство [27, 110].
Шестой этап – кон. 2008 – кон. 2009 гг. – мировой экономический кризис, характеризуемый резким падением объемов производства, сокращением численности предприятий малого и среднего бизнеса, частичная парализация финансово-платежной системы страны [27, 111].
Седьмой этап – 2010 г. – настоящее время – характеризуется подъемом экономической системы, ростом количества малых и средних предприятий на фоне мощной государственной поддержки опосредованной сокращением налогового бремени и увеличением выплат из бюджетов всех уровней на начало и развитие предприятий малого бизнеса, создание условий для развития банковского сектора, обслуживающего малый и средний бизнес [27, 112].
Таким образом, развитие предпринимательства в России, начавшееся в период переходной экономики, происходило волнообразно. Периодические подъемы и падения практически во всех случаях были связаны с политическими и мировыми экономическими процессами. Подъем и развитие малого и среднего предпринимательства в России особым образом связано с государственным развитием мер воздействия преимущественно на малый и средний сектор.
1.2 Роль предпринимательства в современных условиях
В мировой экономической литературе понятие «предприниматель» появилось в начале 20 века, и было опубликовано в Париже в 1923 году во Всеобщем словаре коммерции, где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».
Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». У. Черчилль уделял развитию предпринимательства особое значение, считая, что оно «соль земли, мотор рыночной экономики». В Энциклопедическом словаре предпринимателя предпринимательство рассматривается как самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность, или от имени и под юридическую ответственность юридического лица [23, 14].
Р. Хизрич описывал предпринимательство как «процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [23, 14].
Высокое значение для экономики страны имеет малое предпринимательство. При этом, судя по исследованным источникам, понятие малого предпринимательства не имеет аналогов в международной терминологии и является отечественным переводом понятия «small business».
А. Шулус рассматривает малое предпринимательство как особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка. Основными экономическими чертами, которого являются: обособленность, т.е. хозяйствование на свой страх и риск; специализация на определенном виде деятельности; реализация произведенных товаров или услуг через куплю-продажу на рынке [28, 31].
И.А. Горяева понимает под малым предпринимательством продукт социально-экономического развития общества, особенность содержательной стороны которого состоит в способности отдельных личностей увидеть и реализовать открывшуюся в этом процессе выгодную возможность [12, 14].
В. Бычков трактует «малое предпринимательство» - как «предпринимательская деятельность, осуществляемая отдельными физическими лицами в рамках индивидуально-трудовой деятельности или небольшими по численности предприятиями различных форм собственности» [9, 75].
Основными элементами малого предпринимательства яв
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
2. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 №101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"
3. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд"
5. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 “Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
6. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства"
7. Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства. Министерство регионального развития Российской федерации. Режим доступа: http://www.minregion.ru/all_documents, Дата обращения 22.10.2014.
8. Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 439 с.
9. Бычков В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте. – СПб: Питер, 2016. - 448с.
10. Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги. Полное практическое руководство/Под ред.Касьянова А.В. -М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. — 544 с.
11. Вышегородцев М. Бизнес-инкубаторы - бизнес или социальная функция?/Институт развития малого и среднего бизнеса. Режим доступа: http://www.irmsb.ru/pages/articles/biznes-in. Дата обращения: 29.10.2018
12. Горяева И.А. Совершенствование системы поддержки и развития малого предпринимательства Пермского края. – Екатеринбург: Издательство института экономики УрО РАН, 2015. – 348 с.
13. Денисова, Н. И. Организация предпринимательства в сфере коммерции / Н.И. Денисова, Диянова Н, Штессель. - М.: Магистр, 2015. - 336 c.
14. Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. – Москва: Инфра–М, 2015. – 393 с.
15. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2015. — 220 с.
16. Муравьев, А. И. Предпринимательство / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. - М.: Лань, 2018. - 696 c.
17. Наумов, В. Н. Основы предпринимательской деятельности: Уч. / В.Н. Наумов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 313с.
18. Онучак В.В. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 2. - C. 81-89. - Библиогр.: 4 назв.
19. Официальный сайт: The Department for Business, Innovation and Skills Режим доступа: http://www.bis.gov.uk/policies/enterprise-and-business-support. Дата обращения: 29.10.2018
20. Официальный сайт: Federation of Small Businesses/ Режим доступа: http://www.fsb.org.uk/benefits. Дата обращения: 29.10.2018
21. Панибратов, А. Ю. Введение в бизнес / А.Ю. Панибратов. - М.: Издательство СПбГУ, 2017. - 188 c.
22. Поддержка малого бизнеса в разных странах мира (Великобритания, Япония, США)/ Проблемы теории и практики управления, М.: ОАО «Международная Медиа Групп». – 08/2015 – с. 102-110
23. Предпринимательство: учебник для вузов/под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 735с.
24. Спиндлер А. М. Проблемы становления и развития малого бизнеса в России // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 5. - С. 453-456.
25. Сутягин, В. Ю. Финансовая среда предпринимательства. Учебное пособие / В.Ю. Сутягин, М.В. Беспалов, Р.Ю. Черкашнев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 272 c.
26. Хастиева Э.И. Развитие системы взаимодействия государственных структур и субъектов малого предпринимательства: Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства) – М., 2015. – 26 с.
27. Черняк, В. З. История предпринимательства / В.З. Черняк. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 608 c.
28. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: Учеб.-метод.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 496с.
29. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России//РЭЖ. - №5/6/7.-2015. - с.84-100
30. Официальные данные Росстата: http://www.gks.ru/