Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Единый и целостный механизм государства как система государственных органов, учреждений и организаций, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, в различные эпохи развития общества имел свои особенности и различную структуру. Это объясняется социально-экономическими и политическими причинами, национальным составом населения и территориальными размерами государства, геополитическим положением и климатическими условиями, а также целым рядом других факторов. Единый и целостный механизм современного государства сложен, имеет множество органов и учреждений, структурно подразделяется на крупные подсистемы, которые находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Единый и целостный механизм современного государства сложен, имеет множество органов и учреждений, структурно подразделяется на крупные подсистемы, которые находятся в сложных отношениях субординации и координации. Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической, политической и других сферах общественной жизни, требуют постоянного внесения существенных поправок в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь должна строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование механизма государства.
Именно поэтому, тема курсовой работы является очень актуальной.
Объект данной курсовой работы – это правовая природа понятия и элементов механизма государства.
Предмет данной курсовой работы - это вопросы теоретического и практического плана, которые связаны понятием и элементами механизма государства.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ понятия и элементов механизма государства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к пониманию государственного механизма и его признаки.
2. Изучить принципы, влияющие на формирование и структуру механизма государства.
3. Россмотреть государственные органы как составные части механизма государства.
4. Проанализировать государственные учреждения, предприятия и организации как часть механизма государства.
Методологическая основа исследования. Основные методы исследования в данной работе являются: описательный (для общей характеристики понятия «механизм государства»), сравнительный (при описании особенностей различных принципов механизма государства), структурно-аналитический (для анализа элементов механизма государства).
Теоретико-методологическую базу работы составили учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература), законодательные акты, научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Общая характеристика механизма государства
1.1. Подходы к пониманию государственного механизма и его признаки
Природе государства, его организации и функционированию всегда отводили и продолжают отводить ведущее место в череде проблем, которые изучают с позиции разных подходов отечественной и зарубежной науки, как прошлого, так и в современности.
Следует согласиться с позицией российского государствоведа начала ХХ в. А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понятия природы и сути государства, без представлений о том, как оно будет работать и какой у него механизм, почти нельзя верно и квалифицировано управлять им, а следовательно - руководствоваться обществом, на основании того, что именно современное правовое государство будет выступать в качестве механизма согласования неизбежно разных потребностей и интересов граждан и их организации с целью обеспечения общих благ, выражая мировоззрение и представляя каждого члена общества.
Все государства будут представлять целостные организмы, существование которых будет невозможным без точно налаженной структуры, своеобразного действующего механизма. Данный механизм (либо аппарат) государства – это органы государственной власти, которые обладают своими специфическими направлениями деятельности.
Основа государственного механизма состоит из особой системы органов, которые непосредственно связаны с ведением одних либо других государственных функций. «Орган» произошел от греческого «organon», что будет означать «орудие, инструмент». Государственный орган - это относительно обособленная формализованная структура, в совокупности образующие механизм государства и предназначенный присущим ему методом осуществлять одни либо другие функции страны, применяя требуемые в определенных случаях меры по государственному принуждению. Различные органы государства будут взаимосвязанными и в большей либо меньшей мере взаимодействовать между собой.
Механизмом государства являются взятые в единстве и взаимодействии государственные органы, учреждения и материальные средства, при помощи которых осуществляют задачи и функции государства.
Механизм государства очень часто отождествляют с государством, что является неверным. Механизм является одним из проявлений государства. Понятие «механизм» выбрали с целью указания на то, что государство имеет проявление в различных государственных органах, учреждениях, связанных иерархической подчиненностью, правомочных совершать действия от имени государства. Механизмом является взаимосвязанное целое, которое является той реальной организующей материальной силой, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизмом олицетворяется государство, в нем выражается суть государства. Без механизма государство не будет существовать.
Государство реально действует, проявляя себя только в качестве системы, упорядоченной совокупности специальных органов, коллектива граждан, которые осуществляют управление делами общества от его имени и в рамках определенных полномочий. Такой коллектив действует на постоянной основе и, чаще всего, на профессиональной основе, что будет выделять его из общества и поставит над обществом. Граждане принимают определенное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица понесут персональную ответственность за эффективность своей деятельности .
Данная система государственных органов, профессионального коллектива и будет являться механизмом государства. Таким образом, механизмом государства является система государственных органов, которые призваны исполнять государственную власть, задачи и функции государства. Механизмом государства является та реальная организационная и материальная сила, имея которой государством провидится определенная политика .
В отечественной юридической литературе существует множество точек зрения относительно понимания того, что собой представляет механизм государства и его функционирование. Однако единого подхода в этом вопросе учеными-юристами не выработано.
В настоящее время в юридической науке существует множество подходов, среди которых наибольшее распространение получили: узкий, широкий и функциональный.
Узкий подход связан с отождествлением понятия«механизм государства» с государственным аппаратом. Например, профессор В. М. Сырых механизм государства определяет как совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства, а Л. И. Спиридонов под механизмом государства понимает систему органов государства, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции.
Таким образом, с точки зрения узкого подхода механизм государства следует понимать как совокупность органов государственной власти и управления, которые осуществляют свои полномочия для реализации задач и функций государства.
Ряд других ученых поддерживают концепцию широкого подхода к пониманию механизма государства, включая в данное понятие, помимо государственного аппарата, предприятия и организации.
Так, профессор М. И. Байтин под механизмом современного государства понимает пронизанную едиными законодательными принципами, основанную на разделении власти, располагающую необходимыми материальными придатками систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. В. В. Лазарев отмечает, что механизм государства – это совокупность законодательных, исполнительных, судебных и иных органов, а также силовые структуры, применяющие в случае необходимости меры принуждения . По мнению же М. Н. Марченко, механизм государства есть совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил и материальных средств государственной власти .
Сторонники широкого подхода относят силовые структуры к материальным придаткам, что, на наш взгляд, является не совсем справедливым. Нам представляется целесообразным выдвижение указанных структур на первый план, так как они обеспечивают одну из важнейших функций государства – его безопасность, а к материальным придаткам следует относить такие организации и учреждения, которые выполняют финансовое, техническое, иное обеспечение деятельности, направленное на реализацию задач и функций государства.
Кроме того, есть ряд ученых, которые не придерживаются ни узкого, ни широкого подходов, а рассматривают механизм государства в статике и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 15. Ст. 1691.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.10.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О судебной системе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
7. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
8. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
9. Закон Курской области от 18 июня 2014 года №42-ЗКО "О государственной гражданской службе Курской области" // СПС КонсультантПлюс.
учебники и монографии
10. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2011. - 416с.
11. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2011. – 304 с.
12. Гущин В.В. Теория государства и права вопрос - ответ.- М.: Право и закон, 2013.-128с.
13. Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение / Л.А. Голубева, А.Э. Черноков. - СПб.: Знание, 2010. – 439с.
14. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2012. - 640 с.
15. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2010. – 429с.
16. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 159 с.
17. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. – М., Юрист, 2010. – 144с.
18. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010. - 160 с.
19. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. - 464 с.
20. Радько Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М., Юрист, 2011 - 176 с.
21. Усанов В.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Изд-во Элит, 2013. С. 203-207.
22. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрист, 2011. - 384 с.
23. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА - М.: 2009. – 704 с.
24. Шевчук Д.А. Теория государства и права / Д.А. Шевчук. – М., Юрист, 2010. – 299с.
статьи из периодических изданий
25. Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К. Краснов // Право и управление. XXI век. – 2012. – №1. С. 88-89.
26. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности // Новый Юристъ. 2012. С. 103-107.