Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Порой, при наступлении тяжелых времен, обычное течение жизни прекращается, в ее ход начинают вмешиваться огромного масштаба события, способные пошатнуть некоторые основы мироздания, в такой момент даже очень сильный человек проникнут отчаянием и ожидает свою возможную погибель. Именно в такие времена важно появление особой личности, мужественной и самоотверженной, способной укрепить веру в что-то, если она пошатнулась. Они помогают сохранить истину, восстановить равновесие, поставить четкое разграничение между добром и злом, не допустить духовную гибель личности. Подвиг такого рода можно отнести к категории самых трудных.
Вряд ли, анализируя истории жизни всех московских святителей, можно найти еще пример, когда человек пришел в самый трудный и смутный период времени, как тот, что оказался во время Святейшего Патриарха Тихона
Та череда исторических событий, пришедшихся на то время, их масштаб и трудности, выпавшие на долю страны, возвели Святителя Тихона в ранг одного из самых важных участников тех смутных времен. Даже сейчас, по прошествии большого отрезка времени, все равно достаточно сложной задачей выступают попытки оценить самопожертвенность, силу его подвига и святости. Это как наблюдать за великой горой с большого расстояния, ведь во время нахождения рядом нельзя оценить всю ее грандиозность. Подобным образом, великие люди становятся понятнее по факту прошествия большого количества времени. Чем более значимой является фигура рассматриваемой личности, тем больше временного отрезка потребуется для его корректного видения и оценки. В то же время из всех иерархов Русской православной Церкви, именно Тихон привлек к себе внимание христианского мира, наполненное состраданием и почтительностью по отношению к этому сильному и мужественному человеку, получившему громадное уважение благодаря своей деятельности еще при жизни.
Исходя из актуальности, целью курсовой работы является рассмотрение фигуры Патриарха Тихона и его вклад в историю православной церкви в контексте эпохи смены общественной формации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть молодые годы жизни будущего Патриарха;
- подробно рассмотреть контекст эпохи, позволившей Тихону взойти на патриарший престол;
- проанализировать особенности антицерковной политики большевиков;
- выявить роль Патриарха Тихона в сохранении и преумножении традиций православной церкви.
Объектом работы является биография Патриарха Тихона, предметом – рассмотрение роли личности – Патриарха Тихона – в контексте смены историко-политической формации государства на фоне усиления антирелигиозной риторики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Становление будущего Патриарха Тихона
1.1. Юные годы и первые шаги Патриарха Тихона
Согласно метрическому свидетельству, копию которого Василий Беллавин представил при поступлении в Санкт-Петербургскую Духовную академию, по данным метрической книги, находившейся в Воскресенской церкви, погоста Клина Торопецкого уезда за 1865 год, в начальной части о родившихся под № 4 значится: 19 января родился, а 23 января крещен Василий. Родители его: священник Иоанн Тимофеев и жена его Анна Гаврилова». Любопытно, что в метрической книге не указана фамилия отца будущего Первосвятителя - Беллавин, а лишь его отчество - Тимофеев. В «Памятной книжке Псковской губернии на 1867 год» Иоанн Тимофеевич Беллавин упомянут как священник указанного погоста и благочинный одного из округов Торопецкого уезда. Точная дата его смерти неизвестна (ок. 1894 г.), а мать владыки Тихона Анна Гавриловна умерла значительно позже в 1904 г. В семье было еще три сына - Павел, Иоанн и Михаил, которые скончались в относительно молодом возрасте.
В 1874-1878 гг. Василий учился в Торопецком духовном училище, затем шесть лет духовной семинарии (1878-1884) и, наконец, Духовная академия в Санкт-Петербурге (1884-1888). Вызывает сомнения достоверность приводимого биографами Первосвятителя рассказа о том, что в детские годы его соученики, сделав из жести кадило, якобы махали им перед будущим Пат¬риархом, в шутку и как бы пророчески восклицая: «Вашему Святейшеству многие лета!». Скорее всего, здесь имеет место заимствование из жития другого святого с тем же монашеским именем - святителя Тихона, епископа Воронежского; более известного как Тихон Задонский. «Товарищи мои, - вспоминал он о своей непростой семинарской жизни, - богатых отцов дети, случалось иногда найдут отопки моих лаптей и, смеясь надо мной, начнут ими махать на меня, приговаривая: «Величаем тя». Между тем «Патриархом» Василия Беллавина называли уже позже, в Академии, и, как утверждает учившийся с ним на одном курсе протоиерей Петр Иванович Булгаков - отнюдь не в насмешку. «
По-настоящему тяготея к монашеской жизни, В.И. Беллавин не стал принимать постриг во время учебы в Академии, стремясь оградить себя от соблазнов быстрой и блестящей карьеры, характерной для представителей так называемого «ученого монашества». В 1888 г., получив степень кандидата богословия, он возвращается в Псковскую семинарию, где преподает ряд богословских дисциплин и французский язык. Монашество Василий Беллавин принимает только через несколько лет, в декабре 1891 г. Вот как он комментирует свое решение, отвечая в январе 1892 г. на письменное поздравление того же П.И. Булгакова: «В своем письме ты говоришь, что весть о моем пострижении мало тебя удивила, так как и раньше приходилось подмечать во мне и т. д. Действительно, в бытность в Академии я по складу душевному тяготел к монашеству, но постригаться тогда я не решался, во 1-х, потому, что хотелось поиспытать себя; во всяком случае, тогда я себя знал меньше, чем теперь, а, во 2-х, постригись я в Академии, пожалуй, сразу по окончании курса меня, как и других молодых монахов, несмотря на отсутствие опытности, назначили бы на пост начальнический, а это в большинстве случаев, кажется, сопровождается некоторым вредом и для лица, и для дела
Будущий Первосвятитель был прав, предвидя дальнейший ход событий. Довольно скоро, 17 марта 1892 г., определением Святейшего Синода он назначается инспектором Холмской духовной семинарии (ныне это территория Польши), а в июле того же года становится ее ректором, с возведением в сан архимандрита. И, наконец, в октябре 1897 г., благодаря ходатайству архиепископа Холмского и Варшавского Флавиана и православного населения края, архимандрит Тихон нарекается епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии принципиальность владыки Тихона повлекла за собой конфликт с влиятельной игуменьей одного из привислинских монастырей при станции Лесная Полесской железной дороги (Леснинская обитель). Якобы, узнав о заявлении преосвященного Тихона своему архиепископу с указанием на многочисленные нарушения во вверенном ей монастыре, она с помощью высокопоставленных знакомых в Петербурге добилась удаления молодого епископа. Повлияло и то, что покровительствующий владыке Тихону Высокопреосвященный Флавиан в феврале 1898 г. был перемещен с Варшавской кафедры и назначен экзархом Грузии. Таким образом, всего через одиннадцать месяцев своего архипастырского служения в Холмской Руси, преосвященный Тихон был направлен Святейшим Синодом в Америку в сане епископа Алеутского и Аляскинского. Между тем в такой версии событий много неясного. И прежде всего ей противоречит свидетельство вышеупомянутого митрополита Евлогия, который ректорскую службу в Холмской семинарии совмещал с должностью благочинного женских монастырей. Он дает Леснинскому монастырю и игуменье Екатерине (в миру графиня Ефимовская) самые лучшие характеристики. Тем не менее, требующий тщательной проверки рассказ о «настоятельнице-интриганке», вошел практически во все жизнеописания Святейшего. Возможно, настоятельница Леснинского монастыря действительно была причастна к переводу епископа Тихона, однако ее личность требует объективного освещения. О популярности будущего Патриарха в Холмской епархии свидетельствуют его проводы, когда часть собравшейся во множестве паствы проникла в отъезжающий поезд, удалила прислугу и перекрыла полотно железной дороги, препятствуя отъезду любимого архиерея. Покинуть Холм удалось только благодаря уговорам начальства и просьбе самого преосвященного Тихона.
Период миссионерского служения святителя Тихона на епископской кафедре в Северной Америке длился с 1898 по 1907 гг. Именно в это время он окончательно сформировался как архипастырь, утвердились его нравственные качества, ярко проявились проповеднические и административные способности. Трудами преосвященного Тихона были созданы новые приходы, построены храмы, основаны монастыри, учреждены общественные организации для материальной помощи духовенству, открыты православная семинария и приют для сирот. Помимо прочего, епископ Тихон благословил создание церковно-археологического музея, раскрывающего историю возникновения и развития православия в Новом Свете.
Через пять лет В.И.Беллавин был возведен в сан архиепископа, а сама кафедра была перенесена из Сан-Франциско в НьюЙорк, где к тому времени было завершено строительство кафедрального собора.
Годы пребывания святителя Тихона заграницей совпали с периодом революционных потрясений в России. Изменение внутриполитической ситуации серьезным образом отразилось и на положении Церкви. Реальностью стала возможность созыва Поместного собора и реформа высшего церковного управления. Летом 1905 г. всем епархиальным архиереям было предложено прислать в Синод свои соображения по вопросам, предложенным к рассмотрению на Поместном соборе Всероссийской Церкви. Для нас, безусловно, интересен отзыв преосвященного Тихона. В числе многих архиереев он поддерживает идею восстановления института патриаршества, замечая, что «это не только бы отвечало достоинству и величию русской церкви, но и управление ее более приближало к строю, начертанному в канонах».
Другой важной реформой, по мнению будущего Первосвятителя, является разделение Церкви на митрополичьи округа. Кроме канонических оснований, за это говорят и практические соображения: «русская Церковь слишком обширна, а высшее церковное управление обременено массой дел, из которых многие можно передать в округа». Указано в отзыве и на необходимость преобразований в епархиальном управлении, главным органом которого в то время была консистория.