Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любая политическая система не может быть сформирована без должного и эффективного функционирования институтов гражданского общества, утверждения демократического правового государства.
Отмеченная проблема состоит из многих аспектов и составляющих, в частности, общих вопросов
демократии, практики хода политических процессов, сформированности соответствующих институций гражданского общества и способов их взаимодействия, устойчивости демократических процедур, традиций и тому подобное.
Поэтому осуществляя анализ освещения и уровень разработки этой проблематики в отечественной науке, необходимо сосредоточиться на рассмотрении основных институциональных составляющих гражданского общества и способов его взаимодействия с государством в процессе формирования политических отношений на новой демократической основе.
1. Теоретические основы гражданского общества
3
1.1 Понятие и сущность гражданского общества
При всем разнообразии интерпретаций в современной политической науке подавляющее большинство исследователей сходится на том, что понятие гражданского общества применяется для
изучения неполитической части общественной системы. Кроме того, гражданское общество имеет
определенные качественные характеристики, вследствие чего его не следует смешивать с «общностью людей» ни исторически, ни структурно, ни культурно.
В современном общественно-политическом и правовом дискурсе понятие гражданского общества, исследование его признаков и структуры, а также иных теоретико-методологических основ
занимают довольно значительное место. Как видится, это обусловлено тем, что сама концепция
гражданского общества связана с множеством иных значимых концепций, которые образуют
фундамент современного демократического государства в том его понимании, которое образует
западный «золотой стандарт». Необходимо заметить, что, как подчеркивают современные российские исследователи, «действующая Конституция РФ 1993 г. не предусматривает специального
раздела или главы о гражданском обществе, и даже не упоминает этот термин. В конституциях
большинства демократических государств также не содержится норм о гражданском обществе.
Однако отсутствие этого собирательного понятия вовсе не означает, что отношения, складывающиеся при функционировании гражданского общества, не могут быть предметом конституционного регулирования» [1] .
При этом предлагается выделять следующую структуру понятия «гражданское общество»: «в широком смысле элементами гражданского общества являются все те социальные институты людей,
которые не относятся к формам публичной власти и функционируют в политической, экономической, духовной и иных сферах жизни человека. Однако было бы неверно определять принадлежность тех или иных организаций к гражданскому обществу по остаточному принципу: все то, что
не относится к государственным институтам, является структурами гражданского общества. На
самом деле элементами гражданского общества не являются также органы местного самоуправления, формы непосредственной демократии» [3].
Интересным представляется подход, который рассматривает гражданское общество не просто как
систему или совокупность неких структурных компонентов, а с позиций коммуникативного подхода — прежде всего, как систему отношений. В частности, к коммуникативному подходу мы отнесем позицию Н.А. Богдановой, которая определяет гражданское общество как систему отношений
между людьми, их формальными и неформальными объединениями (общественные организации, союзы, движения, группы и т.п.), сообществами (территориальные, трудовые, профессиональные коллективы, национальные, религиозные и др. общности), в рамках которых через различные институты и структуры реализуются частные и публичные интересы и потребности в политической, экономической, духовной и культурной сферах жизнедеятельности социума. М.Ш. Шарифов также подчеркивает, что «развитое самоуправляющееся гражданское общество обладает
сложной системой общественных отношений, государственно-правовое регулирование которых
требует децентрализации как общественной, так и государственной власти» [5] .
1.2 Признаки гражданского общества
4
В литературе указываются многие признаки гражданского общества, имеющие и правовое содержание: самостоятельность и независимость от государства, самореализация отдельных индивидов и коллективов, самосуществование данного сообщества.
К этим свойствам можно добавить и другие - с немалым правовым содержанием: самоорганизующиеся коллективы, самоконструируемые ассоциации, самомобилизующиеся объединения
гражданского общества, которые характеризуют и его в целом как самопроизводящееся общество, преимущественно с самоокупаемыми и самофинансируемыми экономическими структурами» [4].
Такой признак гражданского общества, как его тесная связь с уровнем защиты и гарантированности прав и свобод человека, отмечают многие исследователи.
Например, подчеркивается, что «гражданское общество закладывает в праве потенциал, реализация которого означает утверждение в жизнь обеспеченной свободы и действительного гуманизма. Собственно гражданское общество сориентировано на признание прав человека высшей ценностью и закреплении их как фундаментальных в Конституции государства. Основные права и
свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность институтов гражданского общества и государственных органов» [19].
Также значимым признаком гражданского общества является его правовая взаимообусловленность, опора на право, правовое государство. Гражданское общество по сути своей есть правовое
гражданское общество, т. е. общество, функционирование которого базируется на принципе верховенства права. Причем право связано с гражданским обществом множеством разных нитей,
множеством своих ипостасей — и здесь качественное и эффективное позитивное право, исходящее от государства, не менее значимо, чем естественные неотъемлемые права человека.
В правовом государстве преобладают подсистемы позитивного и публичного права. Конечно, такое разделение представляет что-то вроде общей тенденции и имеет изрядную долю относительности.
Гражданское общество не может игнорировать позитивное и публичное право - правовые законы,
издаваемые государством, тем более что оно делегирует в законодательные органы своих представителей, которые принимают участие и в издании законов частного права» [4].
2. Структура и перспективы развития современного гражданского общества
2.1 Структура гражданского общества
Структура гражданского общества это внутреннее строение общества, которое отражает все многообразие и взаимодействие его институтов, составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
В трудах Аристотеля, Д.Ж. Локка, К.Марса, С. Холмса гражданское общество описывалось как относительно самостоятельная, автономная и целостная система. В настоящее время структура
гражданского общества рассматривается учеными через институты, сферы, сектора и отношения.
Стоит отметить, что ряд ученых ключевую роль в структуре гражданского общества отдают человеку (индивидууму), обладающим такими признаками как активность, самостоятельность. Другие
5
же ученые считают, что структура общества это некая противостоящая государству сложноорганизованная система. Гаврилов А В.под структурой гражданского общества понимает «совокупность
устойчивых, относительно неизменных внутренних связей общества, обеспечивающая его целостность и отражающая как дифференциацию гражданского общества на элементы, так и их интеграцию в единую систему».
В современной науке выделяют три подхода к пониманию структуры гражданского общества: институциональный, системный и секторный. Представители институционального подхода указывают на то, что структура гражданского общества это совокупность социальных институтов.
Таким образом, в структуру гражданского общества входят следующие институты:
- социально-экономические институты, не являющиеся государственными (собственность, труд,
предпринимательство);
- совокупность независимых от государства производителей (например, частные фирмы);
- семья;
- церковь и т.д.
- система негосударственных средств массовой информации;
- общественные объединения и организации; - политические партии и движения;
- сфера воспитания и негосударственного образования.
Семья является универсальным способом организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей, особой сферой жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей. Семья - это, прежде всего объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, проживающих совместно, и экономически зависящих друг от друга. Являясь элементом структуры общества семья выполняет важные социальные функции: продолжает род, регулирует отношения между полами и поколениями, рождает, передает материальные и духовные
ценностей от поколения поколению. В семье происходит выработка комплекса базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек, именно в семье происходит
формирование гражданской позиции[16].
Но сегодня в РФ развитие института семьи сопровождается рядом тревожных тенденций. Это связано с большим количеством разводов, абортов.
То, что сегодня церковь является важным элементов гражданского общества не вызнает сомнений, так например, А.В. Ситников утверждает, что с учетом разделения, политической, экономической и духовной власти, церковь может считаться элементом гражданского общества. И как духовная власть церковь стоит над гражданским обществом.
Действительно церковь как сеть приходов является элементом гражданского общества, она располагает совокупностью явных и потенциальных ресурсов, обеспечивающих устойчивость и преемственность в процессах социальной трансформации, закрепляет и сохраняет элементы социокультурного опыта, а также общепринятый механизм его передачи, общность убеждений, целей и
принципов, порождающих и организующих практики и условия взаимного согласования действий.
6
Религиозная организация (община, приход) образуются для совместного исповедания, совершения религиозных обрядов, обучения религии и религиозного воспитания и распространения веры,
и т.д. Церковь на протяжении многих веков стремится социализировать человека.
Важным общественным институтом в гражданском обществе, занимают профессиональные союзы. Однако, в нашей стране профсоюзы не имеют такого значения как в Европейских странах, это
связано с тем, что произошло «сращивание» профсоюзного движения с структурами государственных институтов.
2.2 Перспективы становления гражданского общества в РФ
Для России в начале XXI в. характерны изменения социальной и политической обстановки. Политика выстраивается таким образом, что происходит создание и интенсивное формирование «горизонтальной» негосударственной власти. Поэтому условно гражданское общество можно
назвать неким «бизнесом третьего сектора».
Параллельно происходит и принятие новых нормативных правовых актов для Российской Федерации, которые так или иначе затрагивают вопросы создания, деятельности и ликвидации институтов некоммерческого сектора.
Принятие нормативных правовых актов в данной области стало существенным шагом на пути построения гражданского общества, поскольку законодательная основа выступает в качестве некоего фундамента для «бизнеса третьего сектора». Именно поэтому в настоящее время наблюдается
тенденция, когда просто необходима поддержка институтов гражданского общества со стороны
государства, т. е. фактически государство должно оказать соответствующую поддержку таким институтам, чтобы в последующем был сформирован прочный фундамент для их дальнейшего развития и внедрения в стране [19].
Государство должно весьма конкретно со своей стороны обозначить задачи, а также возможные
пути их решения в различных областях жизнедеятельности. При этом взаимодействие государства
и гражданского общества, которое находится на стадии формирования, не будет лишним. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о наличии механизмов такого взаимодействия
(даже целой совокупности таких механизмов). Так, гражданское общество строится по следующим основным и немаловажным направлениям:
- стимулирование социальной активности посредством финансирова- ния со стороны государства
(в первую очередь, сюда необходимо отнести специальные гранты, которые выделяет государство);
- социальное обслуживание (как правило, в области здравоохранения, которое весьма активно
стало поддерживаться со стороны государства уже на протяжении нескольких лет);
- так называемое «спонсорство» государства в области социального обеспечения (различного рода федеральные и региональные льготы);
- социальное побуждение на оказание спонсорской помощи различных негосударственных организаций;
- наличие государственных заказов;
7
- лоббирование интересов.
В российской юридической науке весьма поверхностно исследован вопрос, который затрагивает
степень влияния масс на процесс становления и развития гражданского общества, а также уровень гражданской активности, политической культуры.
Политическая и тесно связанная с ней правовая культура выступают в качестве неких способов,
посредством которых осуществляется реализация наиболее сущностных сил человека в сфере
гражданской деятельности, где большое значение принято отводить политической, а также тесно
связанной с ней правовой культуре. Политическая культура – это важный, неотъемлемый элемент
всей духовной жизни общества, который выражается, с одной стороны, в политическом сознании
индивида, а с другой – в гражданском менталитете. Данные относительно политических представлений, установок, а также о политическом поведении населения страны могут быть использованы в качестве индикатора всей политической культуры, познания ее сущности в целом. Соответственно, изучение политической и гражданской направленности российского общества позволяет
во многом предопределить и дальнейшие перспективы гражданского общества в России.
Заключение
На основании проведенного исследования можно дать следующее определение институту гражданского общества.
Гражданское (цивильное) общество – это сфера общения, взаимодействия, спонтанной самоорганизации и самоуправления свободных индивидов на основе добровольно сформировавшихся ассоциаций, которая защищена необходимыми законами от прямого вмешательства и регламентации со стороны государства и в которой преобладают гражданские ценности.
Структурно гражданское общество является подсистемой общества, которая приближается к социальной сфере общественной жизни. В зачаточном состоянии она присутствует в каждом современном обществе. Однако общества различаются как размерами своих границ, так и качеством:
уровнем развитости, полноценностью функционирования, системой ценностей.
В качестве подструктуры общественной системы гражданское общество, в свою очередь, имеет
сложную внутреннюю структуру, в которую входят компоненты институционального плана и
определенный тип культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ,
от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Абакумов, С. А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? / С.А. Абакумов. - М.: Галерия, 2015. - 296 c.
8
3. Бялт B.C., Демидов A.B. Становление гражданского общества в Российской Федерации:
проблемы и перспективы // XX юбилейные Царскосельские чт.: материалы междунар. науч. конф.
– СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016.
4. Гаврилов А В. Гражданское общество: понятие, признаки структура // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей. - 2015. № 15. – 312с. 15.
5. Гаджиев К.С. Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы. Введение в политическую науку. - М.: Юникс, 2015. – 519с.
6. Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования// Вопросы философии. – 2016. - № 7. – 118с.
7. Гантер Р., Даймонд Л. Виды политических партий: новая типология // Политическая наука:
Политические партии и партийные системы в современном мире: Сб. науч. тр. – М.: РАН ИНИОН,
2016. – C. 54–60.
8. Глазов Л. Г. Особенности ценностно-мотивационной сферы активных представителей
гражданского общества // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 6. – С. 226–228.
9. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития / Б.С.
Гершунский. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 389 c.
10. Гнидина, Ю. А. Субъектность личности как условие развития государства и гражданского
общества / Ю.А. Гнидина. - М.: Де-По, 2015. - 196 c
11. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю.
Дмитриев. - М.: Эксмо, 2016. - 832 c.
12. Грин, Дэвид Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия
государства / Дэвид Грин. - М.: "Новое издательство", 2016. - 220 c.
13. Грудцына, Л. Ю. Государство и гражданское общество / Л.Ю. Грудцына. - М.: Юркомпани,
2015. - 464 c.
14. Гуськов, Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю.В. Гуськов. - М.: МПСИ, 2016. - 311 c.
15. Лукин, В. Н. Гражданское общество в глобальном мире / В.Н. Лукин. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2016. - 648 c.
16. Нарыкова С. П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о гражданском обществе) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. –
2014. – № 6. – С. 92–96.
17. . Равинский, Д. К. Библиотека и гражданское общество. Изучая зарубежный опыт / Д.К. Равинский. - М.: Российская национальная библиотека, 2016. - 168 c.
18. Риль, В. Г. Гражданское общество: моногр. / В.Г. Риль. - М.: Типо-литография А. Е. Ландау,
2015. - 412 c.
9
19. Стащенко С. П., Харыбин И. Ю. Пропаганда как элемент взаимодействия между гражданским обществом и государством // Государство и право в условиях гражданского общества. –
2015. – № 1. – С. 108–110.
20. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. - М.: Юридическая литература, 2016. - 520
c.