Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждая эпоха имеет определенные духовные ориентиры, определяющие предпочтения и кумиров. И.С. Тургенев был высоко оценен читающей публикой и критикой, зарекомендовав себя как гениальный писатель своего времени.
В творчестве писателя сборник "Записки охотника" занимает одно из важнейших мест. Анализ, посвященный исследованиям его творчества показывает, что все работы и рассматриваемые тексты до сих пор до конца не поняты и не изучены литературоведами, что позволяет по-новому взглянуть в разных аспектах на его творчество, в частности для уточнения истории создания и изданий сборника «Записки охотника», уделяя внимание историко-культурной среде произведения.
В современных исследованиях отмечается тенденция изучения творческой эволюции, философских, эстетических взглядов, общих вопросов психологизма, поэтики И.С. Тургенева. Однако тема изучения истории создания произведения автора еще не нашла достаточного освещения.
Творчество Тургенева анализировалось с различных позиций, его творчество привлекало внимание многих современников писателя, а также и в более поздний период критиков и литературоведов.
Исследователи раскрывали особенности изображения Тургеневым конкретно-бытовой сферы жизни, обсуждение создавалось вокруг особенностей того, как автор создает удивительно точные картины провинциальной жизни, характеры героев, мастерски изображает «психологический рисунок».
Однако, несмотря на существование различных взглядов на творчество И.С. Тургенева, все исследователи отмечают самобытность авторской манеры письма, которая сосредоточена на точном изображении быта и абсолютной естественности героев. В повседневных образах он находит новые принципы для создания образа, изображения конфликта со средой. Во многом в произведениях писателя поведение героев зависит от окружающей действительности. Объектом изображения становится прозаическая жизнь людей. На первый план он выдвигает художественную правду описываемой жизни. Актуальность обозначенной темы исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы.
Записки охотника» — это важнейшее произведение И. С. Тургенева, справедливо названное им самим в одном из писем к П. В. Анненкову своей «лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы». В сборник вошли рассказы, которые были в то время высоко оценены современниками писателя. Впервые были напечатаны рассказы отдельной книгой в 1852 году, когда и принесли автору признание. Со временем произведение стало восприниматься как целостное, что вызвало общественный резонанс не только на территории России, но и в Европе.
Цель исследования – изучение истории создания и прижизненных изданий «Записок охотника» И. С. Тургенева. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. изучить научную литературу по теме исследования
2. проанализировать творческие взгляды писателя в контексте литературного процесса и особую творческую манеру писателя
3. изучить и систематизировать издания произведения.
Объектом исследования является жизнь и творчество И.С. Тургенева. Сборник включает множество материалов, написанных на протяжении длительного времени, что позволяет проследить особую специфику манеры писателя. «Записки охотника» также позволяют увидеть особое отношение автора к простой, обывательской жизни.
Предметом исследования являются прижизненные издания сборника «Записки охотника», история создания произведения. Мотивы и приемы создания произведения, как системное отражение художественного метода писателя.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе предпринимается попытка комплексного, системного исследования истории создания произведения и воздействия исторической эпохи на прижизненные издания сборника.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть учтены в дальнейшем изучении творчества И.С. Тургенева, а материалы курсового исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы изучаемой эпохи.
Структура работы представлена 2 главами, введением, заключением, списком литературы. Каждая из глав отвечает на вопросы, поставленные перед началом исследования.
Глава 1. История создания «Записок охотника»
1.1. Художественный метод писателя
Понятие "художественная психология" в литературоведении сегодня терминологически и семантически недостаточно определено. Однако художественная психология является одним из наиболее значимых и сложных явлений. Говоря о психологии "живого человека" в рамках научных исследований проводился анализ в аспекте художественной техники, традиций и инноваций, произошел переход к теоретико-историческому пониманию проблемы, несмотря на разнообразие и противоречивость точек зрения до сих пор отсутствует точное определение, границы концепции и целостность понятия в художественной психологии.
В течение 1850-х годов русская литература постепенно меняла формально-содержательные каноны художественного творчества натуральной школы. Наиболее очевидное направление относится к изучению самостоятельности, индивидуальности личности роли человека в социальном мире, а также универсализации его психологического бытия. Этическая философия Тургенева преодолевает нормативную этику натуральной школы.
В ранней прозе писателя экзистенциальная "живая жизнь" осуществляется вне ментального и культурного пространства "среды", в которой центральный персонаж вынужден существовать.
Этот мотив находит отражение в сюжетной линии многих работ. В создании образа задача автора не оправдать психологическими характеристиками неожиданный для читателя образ. Его образы соответствует самому сложному жанровому разнообразию сюжета, которое делится на два взаимосвязанных компонента. Несмотря на радостные и печальные события, которые происходят с героями, судьба не может зачастую вывести их из пассивного состояния, к которому они возвращаются в финале произведений. Источник развития сюжета, а значит и моральной "оценки" персонажей, это не столько действие, сколько бездействие героев. [22,. 67].
Тип изображенных героев отличается в зависимости от жанровой специфики, также и отлична идеологическая роль персонажей в композиционном аспекте. Так в создании образа автор часто опирается на предысторию. Мы находим последовательное повествование с писанием природы как необходимой части.
Уже в первые годы творчества писатель создает строгую систему малых жанров, которой следует в своем творчестве. У Тургенева присутствуют атрибуты классического жанра, включая такие характеристики как: объективность, или субъективность повествования, пространственная или временная направленность. Изучение композиционной системы произведений различных годов помогает понять законы не только индивидуальной творческой эволюции писателя, но и русской литературы, относящейся именно к этому историческому периоду.
Текст художественного произведения является результатом как "правильного отображения, так и активного преобразования действительности" [3], метода интерпретации посредством слова индивидуальной авторской картины мира.
"Текст является не только генератором новых смыслов, но и конденсатором культурной памяти" [4], и поэтому, изучая картину мира отдельного писателя или его избранного произведения, необходимо обращать внимание на наличие в тексте переосмыслений, делающих мир произведения искусства более разнообразным и богатым. Благодаря этой литературной технике писатели, опираясь на реальный мир и литературно-культурный факт, расширяют границы восприятия своих произведений и создают свой неповторимый художественный мир.
Использование этой литературной техники является неотъемлемой чертой творчества И.С. Тургенева, произведения которого во многом определили историко-литературный процесс второй половины XIX века и соперничали с произведениями его более известных современников.
На страницах его произведений мы можем встретить частое обращения к творчеству многих его предшественников, что свидетельствует о связи его произведений с современной эпохой и с далеким прошлым. Кроме того, он обращается к событиям собственной жизни.
Таким образом, мы можем отметить, что художественный текст писателя – это не только новые мысли, а также это скопление культурной памяти, это результат честного изображения действительности и ее преобразования.
Анализ между произведениями писателя, его творческими исканиями, непосредственно его личностью и фактами из жизни позволяют говорить нам о том, что писатель отражает в своих произведениях мир действительным в таком ракурсе, в котором он его видит сквозь влияние событий собственной жизни.
Тургенев действительно не предлагал особой программы для разрешения проблемы современного общества, явления, происходящие в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев М. П. Заглавие «Записки охотника» // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1969. Вып. 5. С. 210-223.
2. Бродский H. К истории сложения «Записок охотника» И.С. Тургенев и его время. Первый сборник / Под ред. Н. JI. Бродского. М.;
3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб.пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под. ред. Л.В. Чернец. М.: Высш. шк. Академия, 1999.
4. Гапоненко П.А. Природа и человек в творчестве Тургенева и Фета // И.С. Тургенев и русская литература. Восьмой межвузовский тургеневский сборник. – Курск: Курский гос. пед. инст-т, 1980. – С. 3–21.
5. Голубков В.В. Художественное мастерство И. С. Тургенева - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1955 - с.176
6. Гришунин А. Л. О тексте «Записок охотника» // И. С. Тургенев. Записки охотника. М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). С. 581—594.
7. Конышева Е.М. К вопросу о художественном методе в «Записках охотника» И.С. Тургенева // Творчество И.С. Тургенева: проблемы метода и мировоззрения. Межвузовский сборник научных трудов. – Орел: ОГПИ, 1991. – С. 117–125.
8. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. – Тула, 1972. – 344 с.
9. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1977. – 80 с.
10. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 799 с.
11. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). 2-е изд., доп. СПБ: Искусство - СПБ, 2001.399 с.
12. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. - СПб., 1893. - С. 82
13. Назарова Л.Н. О пейзаже в «Записках охотника» И.С. Тургенева и в крестьянских рассказах И.А. Бунина конца 1890-х – начала 1910-х годов // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В. Виноградова. – Л.: Наука, 1971. – С. 253–262.
14. Тургенев И. С. Собрание сочинений: В 12 т. / Под ред. Н.Л. Бродского, И.А. Новикова и А.А. Суркова. М., 1949. Т. 1. Записки охотника. (Библиотека «Огонек»).
15. Тургенев И.С. Повести, сказки и рассказы казака Луганского, Собрание сочинений, т. X, изд. "Правда", 1949, стр. 411.
16. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 12 т. Т. 3. – М.: Наука, 1979. – 526 с.
17. Эйхенбаум Б. Вступительный очерк // Тургенев И. С. Записки охотника. Полное собрание очерков и рассказов. 1847-1876. С. 345-363