Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обоснование выбора темы: Еще в XVIII и в первой половине XIX века достижения русской портретной живописи выдвинули ее в ряд художественных явлений мирового значения. Художники второй половины XIX века подняли искусство портрета на новую, непревзойденную высоту. Однако, русская портретная живопись второй половины XIX века не была единой, в ней можно выделить ряд направлений, важнейшими из которых представляются реалистический и салонный портрет. Различное понимание задач искусства, самого понятия «красоты», определило различие этих жанров, придавая художественной жизни России напряженность и разнообразие.
В самом широком смысле под салонным искусством понимается направление, которое характеризуется некоторой слащавостью, чрезмерной красивостью, иногда сентиментальностью. Важнейшим свойством салонного искусства является его ориентация на вкусы потребителя, на потребности рынка. Представителей салонного искусства не интересовали новаторские поиски. В русской живописи возникновение салонного искусства можно отнести к началу XIX века Как полагает М.В. Посохина, его истоки можно обнаружить в творчестве таких художников, как О. Кипренского, К. Брюллова, Ф.А. Моллер и других. Расцвет же этого течения падает на вторую половину XIX столетия.
Впервые термин «салонное искусство» применил художественный критик С.С. Голоушев (С. Глаголь) в 1880-х гг. В одной из своих работ он называет Г.И. Семирадского «салонным художником». При этом термин салонный художник критик понимает следующим образом: это «художник того круга буржуазии, который смотрит на искусство как на своего рода слугу, требует от него красоты и наслаждения и не любит, чтобы в голове его будили беспокойную мысль и «проклятые вопросы»
Е.В. Нестерова, считает, что салонное искусство – «не столько продукт какого-либо художественного направления в искусстве, сколько социальное явление. Во второй половине XIX века оно сформировалось в ответ на желание новой буржуазии украсить свою жизнь, соответствуя ее представлению о красоте и роскоши»
Мастеров реалистического портрета, напротив, интересовали социальные и психологические конфликты, они видели темные стороны российской действительности и стремились правдиво их изобразить. Реализм ориентирован на непосредственное изображение повседневной жизни людей, преимущественно бедных и обездоленных, противопоставляемых зажиточным и праздным слоям населения. Теперь перед русским художником, наряду с вопросом «что изображать?», остро встает вопрос, вызывающий «чувство долга» - «самый соблазнительный, самый опасный и самый русский вопрос - «зачем?» (А. Блок). Вопрос о необходимости и полезности художественных произведений. Новое поколение принялось за дело исследования форм русской жизни, недостатков ее и отсталых порядков, как только оказалась возможность говорить людям о самих себе. Наступил период обличений.
Если в салонном портрете делался упор на внешнюю красоту модели, красоту ее костюма и окружающих вещей, то в реалистическом портрете красота понимается совершенно по иному: «Для мастеров передвижнического реализма понятие красоты – категория, прежде всего, этическая, а не эстетическая, область жизни души, а не мира вещей»
Наиболее ярко реалистичная портретная живопись второй половины XIX века представлена в творчестве В.Г. Перова, И.Н. Крамского и И.Е. Репина. Именно поэтому творчество данных художников и выбрано для дальнейшего рассмотрения.
Выбор данной темы обусловлен стремлением объективно рассмотреть реалистичный и салонный портрет, выявить их сходства и различия, достоинства и недостатки. Длительное время салонная портретная живопись была недооценена. Несмотря на блестящее исполнение, красоту образов и совершенство стиля, художники, выступающие в данном жанре, подвергались нападкам современников за нежелание изображать социальную действительность. Известно, что основатель Третьяковской галереи П.М. Третьяков предпочитал художников реалистического и демократического направления. Произведения мастеров салонного портрета оказались в собрании Третьяковской галереи уже после смерти ее основателя. В советское время салонная живопись оценивалась с негативной точки зрения. Поэтому представляется весьма актуальным изучить салонный портрет второй половины XIX века. Ведь реалистический и салонный портрет развивались в неразрывной связи и оппозиции. Не учитывая данный момент, сложно понять особенности реалистического портрета рассматриваемого периода.
Степень изученности проблемы: Тема курсовой работы рассматривается в трудах разных исследователей. Салонному искусству, начиная с XIX века, не уделялось должного внимания, чаще всего оно рассматривалось с критической точки зрения. Данная тенденция в полной мере прослеживалась и в библиографии советского периода. Например, подчеркивалось, что «передовые художники и прогрессивная критика вели настойчивую борьбу с официальным и салонным направлениями» Только в настоящее время происходит реабилитация салонного искусства вообще и салонного портрета в частности: проводятся выставки, издаются альбомы по данной тематике.
Особого внимания заслуживает сорник «Пленники красоты», в котором представлено салонное искусство второй половины XIX-начала XX века. В данном издании рассматривается творчество таких художников, как Г.И. Семиградский, П.А. Сведомский, К.Е. Маковский, А.П. Рябушкий, В.И. Якоби и др. Художественные процессы, происходящие в живописи, прослеживаются на примере «античных идиллий», исторических полотен, сцен боярской жизни, портретов, натюрмортов, пейзажей.
Монография Е. В. Нестеровой дает представление о салонном и академическом искусстве. В книге более 400 иллюстраций, которые знакомят с полотнами, хранящимися не только в известных российских музеях, но и в периферийных собраниях, а также частных коллекциях.
В книге Т.Л. Карповой рассматривается как салонный, так и реалистичный портрет. При этом автора интересуют мировоззренческие аспекты жанра. Портреты рассматриваются в книге как воплощение нравственного идеала времени; один из способов самопознания личности и общества.
В статье И.А. Панченко рассматривается как салонный, так и реалистичный женский портрет.
Ряд исследований посвящен творчеству художников, работавших в рамках того или иного направления. Например, в работе Д.Н. Лебедевой рассматривается творчество Г. Семирадского. Портретное творчество А.А. Харламова анализирует в своих работах М.В. Посохина. О.Л. Лясковская рассматривает в своей книге творчество В.Г. Перова.
Цель исследования: рассмотреть реалистичный и салонный портрет в русском искусстве второй половины XIX века.
Задачи исследования:
• Рассмотреть салонный портрет, а именно портретное творчество следующих художников: К.Е. Маковский, А.А. Харламов, Г.И. Семирадский, К.Б. Вениг, Ю.Я. Леман;
• Рассмотреть реалистичный портрет на примере творчества В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина;
1. Салонный портрет
1.1. Портретное творчество К.Е. Маковского
Наиболее ярким представителем салонного портрета рассматриваемого периода был Константин Егорович Маковский (1839-1915).
Он писал совершенно разные портреты: строгие мужские, загадочные и почти сказочные портреты женщин (боярышень) и очаровательные живые портреты детей. Его мастерская была чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень ценились. Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но не вникая в психологические характеристики моделей. Как критически отмечает А.Н. Бенуа, своим портретами он пришелся по вкусу тем, что «так же легкомысленно, как все вокруг, умел увлекаться всеми последними фасонами моды, как в платьях, так и во взглядах на искусство»
Константин Егорович Маковский был художником, приближенным к императору Александру II, который называл его «мой живописец». Портреты Маковского сравнивали с портретами Ренуара, считая его предвестником русского импрессионизма. Самого художника называли «русским Рубенсом» и «Русским Макартом»
Работы Маковского были признаны не только в России, но и за границей. Если реалистические и народнические мотивы в русской живописи не производили особого впечатления в Европе, то Русь Маковского - нарядная, богатая, боярская, идиллическая, в кокошниках и богатых парчовых нарядах - очень ценилась. Его картины приобретали не только в Европе, но и в Америке. В США выпускались даже открытки с репродукциями картин Маковского. Особого внимания заслуживают женские портреты художника. Ч
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аленов М.М. Русское искусство XVIII – начала XX века. – М.: Трилистник, 2000. – 319 с.
2. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. – М.: Республика, 199. – 448 с.
3. Глаголь С. Весенние художественные выставки в Москве // Артист. – 1890. - №7. – С.103-108
4. И.Е. Репин и В.В. Стасов Переписка. В 2 т. - М.-Л.: Искусство, 1948.
5. Искусство второй половины XIX века. Под ред. Неклюдовой М.Г., Милотворской М.Б. Книга 2. - М.: Изобразительное искусство, 1980. –288с.
6. Карпова Т. Пленники красоты.// Наше наследие. – 2005. - №73. – С.56-71
7. Карпова Т. Л. Смысл лица: Русский портрет второй половины XIX в.: опыт самопознания личности. - СПб.: Алетейя, 2000. - 221 с.
8. Лебедева Д. Н. Генрих Семирадский. - М.: Арт-родник, 2006. - 96 с.
9. Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979. – 175 с.
10. Нестерова Е.В. Поздний академизм и Салон. СПб.: Золотой век, Аврора, 2004. – 472 с.
11. Очерки по истории русского портрета конца XIX-начала XX века. Под ред. М. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой. - М.: Искусство, 1964. - 471 с.
12. Панченко И.А. Женские образы в русском портрете середины XIX века (конец 1840-х – 1870-е гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Общественные и гуманитарные науки. – 2008. - № 82-1. - С.263-270
13. «Пленники красоты». Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х годов. – М.: СканРус, 2011. - 296 с.
14. Поляков А.Ф. Китч в историко-культурной ретроспективе. // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып.18. – 2010. - №20(201). – С.53-59
15. Посохина М.В. Алексей Алексеевич Харламов (1840-1925). Жизнь и творчество. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, - 2012. - 129 c.
16. Посохина М.В. Творчество Алексея Алексеевича Харламова и салонное искусство. Автореф. дисс. … к. искусствовед.: 17.00.04. – М., 2007. – 23 с.
17. Стасов В.В. Василий Григорьевич Перов. // Исторический вестник. – 1892. – Книга 3. – С. 794
18. Шестимиров А.А. Юрий Яковлевич Леман — художник одной темы. // Филокартия, 2016, № 1(46). - С. 25-27
Интернет-ресурсы
19. Стасов В.В. Художественные выставки 1879 [Электронный ресурс] //URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A1/stasov-vladimir-vasiljevich/hudozhestvennie-vistavki-1879-goda/2 Дата обращения: 29.11.2018