Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях экономического развития торговым организациям необходимо повышать эффективность своей деятельности, внедрять ноу-хау, эффективные формы управления своей деятельность. Многое в работе торговых организаций зависит также от того насколько быстро они могут ориентироваться в конкурентной среде, насколько точно и безошибочно они будут выбирать себе деловых партнеров. Важная роль в реализации данных задач отводится анализу финансово-хозяйственной деятельности торговой организации, на основе которого обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности, оцениваются результаты деятельности организаций, их подразделений и работников.
Как известно, торговые предприятия действуют в условиях свободы договоров, конкуренции, жесткой экономической ответственности. Такое положение требует экономико-организационных условий, без которых невозможно повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий.
Как известно, торговые предприятия действуют в условиях свободы договоров, конкуренции, жесткой экономической ответственности. Такое положение требует экономико-организационных условий, без которых невозможно повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий.
Актуальность рассматриваемых вопросов вытекает из того обстоятельства, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает, что требует повышенного внимания к анализу финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий и выработке на этой основе рекомендаций по ее улучшению.
Проблема улучшения финансово-хозяйственной деятельности торговой организации актуальна, поскольку благополучие и дальнейшее его развитие всецело зависят от умения правильно диагностировать и принимать на этой основе оптимальные управленческие решения.
Актуальность темы обусловлена нерешенностью ряда вопросов анализа финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия, ошибочной ориентацией развития предприятий на краткосрочные программы, которые не способны обеспечить их экономический рост, поскольку направлены исключительно на локализацию потерь в период экономической нестабильности.
Цель работы – проведение анализа и определение путей улучшения финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия на примере ООО «Продукт»
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть цель, задачи и этапы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; охарактеризовать методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Продукт»; предложить пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности ООО «Продукт» по различным направлениям: оптимизация финансирования предприятия, совершенствование управления денежными средствами и дебиторской задолженностью.
Объект исследования – торговое предприятие ООО «Продукт».
Предмет исследования – процесс анализа и выработки мер по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Теоретико-методические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий в целом достаточно глубоко и полно отражены в работах ряда отечественных авторов: М.И. Баканова, И.Т. Балабанова, В.В. Бочарова, Л.Т. Гиляровской, Л.В. Донцовой, О.В. Ефимовой, В.В. Ковалева, Н.А. Никифоровой, Г.Б. Поляка, Г.В. Савицкой, Н.Н. Селезневой и других.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета, научная и учебная экономическая литература, материалы периодических изданий, показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Продукт» за 2015-2017 гг.
1. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1. Цель, задачи и этапы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Торговля является формой товарного обращения и выражает собой экономические отношения, связанные с процессами их реализации. То есть торговля выполняет две главные общие функции:
- как форма товарного обмена осуществляет смену форм стоимости;
- как отрасль экономики - доводит товары от производителя до потребителя. Торговые организации осуществляют только операции по купле-продаже товаров и услуг, не производя их [13, с. 56].
В настоящее время в сфере торговли осуществляются значительные переменные, которые связаны как со спецификой собственного развития торговых предприятий, так и с мировыми тенденциями развития в сфере торговли.
При этом трансформация технологического, экономического, социального, правового, политического и любого другого характера в государстве способствуют существенным изменениям всех сфер жизни, что открывает перед торговыми компаниями новые перспективные возможности развития [21, с. 156].
В современных условиях благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.
Оценка финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия преследует несколько целей: оценка финансового состояния; оценка изменений в финансовом положении в динамике и в пространстве; определение ключевых параметров, определяющих изменения в финансовом положении компании; прогноз базовых параметров финансового положения торговой компании.
Главной целью анализа финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия является оценка, а также выявление внутренних проблем компании с целью подготовки, обоснования и принятия управленческих решений, в том числе и в сфере развития, выхода из неустойчивого финансового состояния, покупки-продажи бизнеса либо определенного пакета акций, поиска и привлечения инвесторов.
В научной экономической литературе выделяют следующие основные группы задач, необходимость решения которых обусловлена целью оценки финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия: идентификация финансового положения и эффективности хозяйственной деятельности предприятия; выявление изменений финансового состояния во времени; выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии; своевременное выявление и устранение недостатков в финансово-хозяйственной деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности; прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов; разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния и улучшение хозяйственной деятельности предприятия [19, с. 432].
Рассмотрим этапы анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
1. Сбор информации о движении финансовых средств для определения состояния предприятия в данный момент времени, понимание и выстраивание целей и задач деятельности предприятия.
2. Анализ финансовых показателей и определение уровня конкурентоспособности предприятия, что осуществляется путем: определения набора показателей, отражающих состояние предприятия; построение компактных моделей фактического состояния компании; определение соответствия контрольных показателей нормативным значениям; условное построение эталонной модели; измерение индивидуального уровня ресурсного потенциала предприятия по каждой из принятых для сравнения групп.
3. Проводится: характеристика настоящего уровня эффективности предприятия; выявление резервов и потерь элементов потенциала предприятия; оценка эффективности сложившейся системы управления ресурсным потенциалом предприятия [9, с. 76].
Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия проводится для получения ключевых, наиболее информативных показателей, дающих точную и объективную картину текущего экономического положения предприятия. Это позволяет выявить назревающие проблемы и предложить возможные пути их решения.
1.2. Методы оценки показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Все методы оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия подразделяются на два вида: количественные и качественные, которые, в свою очередь, образуют конкретные методы, представленные в таблице 1 [2, с. 744].
Таблица 1
Методы оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Вид
методов Некоторые методы в пределах вида Активность
использования метода на практике (0 - 10), баллов
Качественные
методы Дерево решений 2
Графический метод 4
Количественные
методы Анализ абсолютных и относительных показателей 9
Корреляционно-регрессионный анализ 2
Временные ряды (прогнозирование) 2
Метод экспертных оценок 1
Интегральная оценка финансовой устойчивости 6
Качественные методы основаны на рассмотрении различных вариантов развития событий, связанных с исследованием устойчивости предприятия, его внешней и внутренней среды. На практике, например, зачастую рассматривают три варианта развития предприятия в плане финансовой устойчивости: пессимистическое; оптимистическое; наиболее вероятное.
Метод дерева решений предполагает описание существующей проблемы, он не содержит в себе никакого решения. Данный метод предполагает выбор альтернатив из существующих вариантов, которым присваивается определенная вероятность возникновения. Данный метод позволяет провести систематизацию имеющихся альтернатив финансовых решений по финансовой устойчивости предприятия.
В свою очередь, графический метод оценки финансовой устойчивости предприятия предполагает визуальное сравнение показатели финансовой устойчивости компании. Данные показатели находятся под пристальным вниманием финансового менеджера и используются при оценке финансового положения компании, исследовании ее финансово-экономической надежности, кредитоспособности, является инструментом принятия управленческих решений в финансовой сфере.
Корреляционный и регрессионный анализ используются для исследования финансовых показателей по выборочным данным статистической зависимости ряда элементов финансовой устойчивости, некоторые из них могут быть случайными (к примеру, уровень неплатежей отдельных групп дебиторов компании). Изучение зависимости случайных величин, характеризующих финансовое состояние компании, приводит к моделям регрессии и регрессионному анализу на основе проведения выборки показателей.
В основе количественных методов оценки устойчивости предприятия лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации. В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают: метод корреляционно-регрессионного анализа, основанный на выявлении зависимостей между исследуемыми факторами, влияющими на устойчивость предприятия; прогнозный метод, основанный на построении временных рядов исследуемых данных; метод экспертных оценок, основанный на применении математической статистики.
Для оценки уровня финансовой устойчивости российских организ
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.И. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 546 с.
2. Артюхова, А. В. Анализ финансового состояния предприятия: сущность и необходимость проведения / А.В. Артюхова // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 744-747.
3. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансового состояния хозяйствующего субъекта: учеб. пособие / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 350 с.
4. Бланк, И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия / И.А. Бланк. - К.: Эльга, 2016. - 776 с.
5. Бородулина, К. Б. Анализ методов оценки финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия / К.Б. Бородулина // Вестник МорГУ. - 2016. - № 1. - С. 15.
6. Володин, А.А. и др. Управление финансами (Финансы предприятия): учебник / А.А. Володин. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 504 с.
7. Глазунов, В.Н. Финансы фирмы: Как ими распорядится, чтобы обеспечить ее и собственное процветание. - М., 2016. -246 с.
8. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: Учебник для магистров / Т.И. Григорьева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2015. - 462 c.
9. Губин, В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / В.Е. Губин. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
10. Гутковская, Е. А. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации и мероприятия по ее повышению / Е.А. Гутковская, Н.Ф. Колесник// Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - № 2(124). - С. 35–46.
11. Даниловских, Т.Е. Анализ финансового состояния предприятия как основа формулирования перспектив его развития / Т.Е. Даниловских // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 16. - С. 194-200.
12. Дранко, О.И. Финансовый менеджмент: Технологии управления финансами предприятия / О.И. Дранко. - М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. - 351 с.
13. Иванов, Г. Г. Экономика торгового предприятия: учебник / Г. Г. Иванов. – Москва: Академия, 2015. – 317 с.
14. Игнатьева, Е. В. Методика анализа финансового состояния предприятия / Е.В. Игнатьева // Молодой ученый. - 2015. - №5. - С. 272-275.
15. Исмаилова, Р. А. Основные показатели оценки эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия / Р.А. Исмаилова, О.В. Мисник // Наука и образование: новое время, 2015. - № 6. - С. 5–10.
16. Каримова, Р. А. Оценка степени устойчивости финансового состояния предприятия и определение потребности в денежных средствах / Р.А. Каримова // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 687-690.
17. Карпова, Е. В. Ресурсы торгового предприятия. Учебное пособие / Е.В. Карпова. - КноРус - Москва, 2017. - 256 c.
18. Кереева, А. Р. Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия / А.П. Кереева // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 509-512.
19. Кирюшкина, А. Н. Анализ и оценка финансового состояния предприятия / А.Н. Кирюшкина // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 432-436.
20. Копышева, Т.В. Особенности деятельности торгового предприятия на современном этапе / Т.В. Копышева, Т.А. Яркова // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5. – С. 156-160.
21. Скарга, Е.С. Устойчивость торговых предприятий: теоретические и практические аспекты / Е.С. Скарга //Актуальные проблемы современной науки. - 2017. - №3. - С.43-45.
22. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учебник / А.М. Фридман. - М.: Дашков и К, 2015. - 656 c.