Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Во внешнеэкономических отношениях государства нередко определяющую роль играет таможенная политика государства. Международное сотрудничество, в условиях мировой глобализации, осуществляемое посредством торговли является неизбежным и в основе его устойчивости и эффективности находится грамотно выстроенная таможенная политика государства.
Основной целью деятельности таможенных служб является максимальное содействие развитию международных экономических отношений, ускорение товарооборота. Посредством определения таможенной стоимости реализуется основная функция таможенной пошлины - фискальная функция. Собственно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, и уровень импортных цен на внутреннем рынке.
Все вышесказанное и определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является сущность таможенных пошлин как основного инструмента реализации таможенной политики. Предметом исследования является механизм исчисления таможенной стоимости товара и вывозных таможенных пошлин, определение их влияния на экономическое развитие Российской Федерации. Целью работы является анализ теоретических основ применения таможенных пошлин, практики исчисления вывозной таможенной пошлины и рассмотрение ее экономической сущности.
Для достижения указанной цели, поставлены следующие задачи:
анализ теоретических основ таможенных платежей;
изучение основополагающей нормативно - правовой базы по применению таможенных пошлин;
анализ системы методов определения таможенной стоимости товаров, исчисления и взыскания вывозной таможенной пошлины;
выработка рекомендаций по развитию экспорта в Российской Федерации.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в части теоретических основ применения таможенных платежей, статьи российских авторов в периодических изданиях в части рассмотрения практики применения таможенных платежей, нормативно-правовые акты в части регулирования таможенного дела, статистическая информация официальных сайтов соответствующих органов государственной власти и т.д.
При проведении исследования использовались методы теоретического исследования, сравнительного анализа, статистический метод.
Глава 1. Теоретические основы применения таможенных пошлин
1.1 Таможенная пошлина: сущность понятия, функции, виды
Таможенными платежами являются обязательные к уплате разнообразные виды платежей; пошлины, налоги, сборы, взимаемые и перечисляемые в федеральный бюджет при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза, в целях осуществления таможенной политики, в размерах и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза к таможенным платежам относятся:
ввозная таможенная пошлина;
вывозная таможенная пошлина;
налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
таможенные сборы.
Всю совокупность таможенных платежей можно подразделить на две группы:
1. основные платежи, связанные с перемещением товаров через таможенную границу;
2. иные платежи, не связанные с перемещением товаров через таможенную границу.
Таможенные платежи, как правило, уплачиваются декларантом, лицом, осуществляющим перемещение товаров через границу, или таможенным представителем – посредником, от собственного имени декларирующего, представляющего и предъявляющего товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению. В том случае, когда перевозимые товары размещены на складе временного хранения или таможенном складе, обязанность уплаты таможенных платежей в определенных ситуациях закрепляется за владельцем склада. Также ответственность за уплату таможенных платежей может возлагаться и на перевозчика товаров, с момента ввоза товаров на территорию таможенного союза до помещения товаров под установленную таможенную процедуру.
Таможенные платежи могут взыматься как с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и с физических лиц. Исходя из вида таможенного платежа, он может быть уплачен как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации. Таможенным кодексом Евразийского экономического союза установлено, что таможенные платежи должны быть уплачены до или в момент принятия товара и документов на него к таможенному оформлению.
Каждый вид таможенных платежей имеет свои сроки уплаты. Так согласно пункту 2 ст.59 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза по некоторым видам таможенных платежей плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, относящихся к товарам, на срок не более одного месяца.
Таможенная пошлина является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза. Размер таможенной пошлины обусловливается таможенным тарифом, который содержит перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами. В целях расчета ввозных таможенных пошлин используются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, за исключением случаев, оговоренных в Договоре о Союзе, и случаев, когда согласно с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для расчета ввозных таможенных пошлин используются иные ставки.
В целях расчета вывозных таможенных пошлин используются ставки, учреждённые законодательством государства-члена, в котором они должны быть уплачены, если иные положения не установлены международными договорами в рамках Союза и двусторонними международными договорами государств-членов.
Таможенные пошлины по сути своей являются косвенными налогами на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государства. Таможенной пошлине присущи основные черты налоговых платежей, а именно:
обязательный характер уплаты, обеспечиваемый мерами государственного принуждения;
таможенная пошлина не является платой за предоставленные услуги и взимается без встречного удовлетворения;
доход от зачисления таможенных пошлин не может быть направлен на обеспечение конкретных государственных расходов.
Размер взыскиваемой ввозной пошлины определяется страной происхождения товара, торговым режимом, предоставленным конкретным государством. Внешнеторговые режимы учреждаются путем заключения двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины используется применительно к тем странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предоставляющие режимы наибольшего благоприятствования.
Основными целями взимания вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации являются: пополнение доходной части бюджета; защиты внутреннего рынка.
Основными функциями таможенных пошлин являются:
защитная;
фискальная;
регулирующая.
Защитная функция направлена на защиту отечественных товаропроизводителей, и в целом внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Фискальная функция осуществляется в целях пополнения доходной части бюджета, посредством взимания таможенных платежей. Регулирующая функция направлена на обеспечение необходимого соотношения уровня цен на импортную и отечественную продукцию на внутреннем рынке страны импортера. Следует отметить, что защитная функция таможенной пошлины используется только касаемо товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, фискальная и регулирующая функция таможенной пошлины применяется как к ввозной, так и к вывозной таможенной пошлине.
Таможенные пошлины можно классифицировать по различным признакам:
целям их взимания;
способу расчета размера пошлины;
характеру происхождения;
объектам обложения;
стране происхождения и прочее.
Исходя из целей взимания можно выделить фискальные таможенные пошлины, используемые для пополнения доходов б
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
2. Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН от 26-29.03.2001 № 18 «Меры по упрощению процедур международной торговли»
3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
4. Агапова А.В. Развитие методики контроля таможенной стоимости ввезенных товаров с использованием методов аудита // Право и экономика. 2014. № 6 (315). С. 68-72.
5. Агапова А.В. Контроль таможенной стоимости ввезенных товаров с использованием методов аудита // Управленческий учет. 2014. № 10. С. 77-83.
6. Жидовленков А. А., Нетребо В. Г. Совершенствование методов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа международного опыта применения таможенного аудита // Молодой ученый. — 2017. — №13.1. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/archive/147/41405/ (дата обращения: 09.11.2018).
7. Основы таможенного дела: Учебник /Под общ. ред. Ю.Ф.Азарова - М.: РИО РТА, 2009 -412 С.
8. Свинухов В.Г. Таможенно- тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. — М.: Экономисть, 2009. -376 С.
9. Савинова Е. А. Статистический анализ объёмов и структуры таможенных платежей в РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 27. С. 1–6.
10. Селюков М. В. К вопросу о таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности государства / М. В. Селюков, М. Артамонова, Т. Буровникова // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права: сборник научных трудов по материалам 7 Международной научно-практической конференции 12.12.2014 г. Саратов, 2014. С.126–129.
11. Проблемы выживания и развития экономики России: монография / под ред. В.А. Петрищева. Тверь:Твер. гос. ун-т, 2016. 176 с.
12. Фискальная функция таможенных органов [Электр. ресурс]. − 2013. −Режим доступа: http://www.alta.ru/_news/show_news.php?sid= 2&nid=23497
13. "Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973). [Электр. ресурс]. − Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/
14. Risk-management guide. WCO. 2003
15. Post clearance audit. URL: http:// www. customs.go.jp/english/index.htm
16.
17. ifo Zentrum für Außenwirtschaft, «Zolle im transatlantischen Handel- Worauf, wie viel und wie gerecht», Prof. Gabriel Felbermayr, Ph.D. 15.03.2018 г.
18. https://www.focus.de/finanzen/news/zeit-fuer-zugestaendnisse-grosser-zoll-vergleich-zwischen-eu-und-usa-zeigt-trump-regt-sich-zurecht-auf_id_8641331.html. Перевод Michael Air.