Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Контроль — это обязательная функция менеджмента, которая является заключительной стадией управленческих процессов в организации и играет связующую роль звена между управляющей и управляемой системой.
Координация как функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению усилий, объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в организациях.
Актуальность темы заключается в том, что контроль и координация как функция менеджмента современных организаций направлены на определенный объект (процесс, явления), с которым обычно устанавливается обратная связь. Основной целью контроля выступает обеспечение эффективности деятельности предприятия.
Цель работы – проанализировать функцию координации и контроля менеджмента на примере организации.
В связи с целью ставятся задачи:
- раскрыть сущность контроля,
- выявить суть координации,
- исследовать организацию контроля,
- проанализировать системы контроля на примере конкретного предприятия.
Объект работы – система контроля и ее функция на предприятии.
Методами исследования являются анализ (основных подход к управлению организации и функции контроля) и сравнение (систем контроля на предприятии).
Работа включает в себя две главы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты контроля и координации. Во второй главе проводится анализ функций контроля на предприятии.
Теоретической базой работы явились такие труды, как Герчикова И.Н. «Менеджмент», Друкер П.Ф., Макьярелло Д.А. «Менеджмент», Колпаков В.М. «Теория и практика принятия управленческих решений», Литвак Б.Г. «Разработка управленческого решения», Мескон М.Х. «Основы менеджмента», Поршнев А.Г., Румянцева З.П. «Управление организацией», Семенов А.К., Набоков В.И. «Основы менеджмента». Для раскрытия темы были использованы учебные пособия по менеджменту, внутренние материалы компаний и ресурсы Интернет.
1. Теоретические основы координации и контроля в менеджменте
1.1. Контроль как функция управления, его виды и формы
Процесс управления является одной их четырех подсистем управления предприятием (методология, процессы управления, структура и техника управления), которая представляет собой развитую систему коммуникаций, направленных на разработку и реализацию управленческих решений, на их информационное обеспечение.
Рис. 1.1.1. Понятие процесса управления компанией [5, c.47]
Методы занимают особое место в системе управления, так как они соединяют воедино свои теории и практики применения. Так, для ответа на вопросы, как реализовать правильно управленческую работу, методы управления позволяют воспользоваться системой правил, приемов и подходов, которые бы сократили затраты времени и другие ресурсы на постановку целей и их реализацию. Одновременно с этим использование системы методов для изучения новых проблем системы управления позволяет аккумулировать знания об основах управления и о закономерностях, существующих в различных процессах на предприятии, таким образом, способствуя развитию теории управления.
Как видно из рисунка 1.1.2, контроль является важнейшей функцией управления организацией.
Контроль — это обязательная функция менеджмента, которая является заключительной стадией управленческих процессов в организации и играет связующую роль звена между управляющей и управляемой системой.
В менеджменте организаций, как правило, выделяют три вида контроля:
1. предварительный контроль;
2. текущий контроль;
3. заключительный контроль.
Рис.1.1.3.Виды контроля в организациях [20]
Предварительный контроль подразумевает осуществление организационного процесса, задача которого состоит в проверке готовности организаций, их персонала, производственных аппаратов, систем управления к оперативной и эффективной работе. В планировании организациями часто применяется предварительный контроль.
Он может касаться:
• существующих структур организаций;
• сотрудников;
• различных видов ресурсов.
Текущий контроль имеет обратную связь с объектом управления, целенаправленный управленческий характер и использование различных ресурсов.
Текущий контроль имеет стратегическую и оперативную форму.
Стратегический контроль касается использования ресурсов организаций с точки зрения их эффективности и достижения целей. Этот контроль касается сбора, обработки, оценки информации.
Оперативный контроль ориентирован на текущую хозяйственную деятельность компании.
Заключительный контроль – это оценка исполнения организацией собственных планов. Он связан со всесторонним анализом результатов деятельности компании.
Рассмотрим, наконец, основные формы контроля.
Компаниями широко используются две формы контроля — финансовый и административный.
В процессе осуществления финансового контроля каждое хозяйственное подразделение предоставляет руководству финансовую отчетность по экономическим показателям деятельности организации. Основными интересующимися показателями являются прибыль, издержки производства, капиталовложения, собственные средства, финансовое состояние и др. Анализ данных показателей осуществляется по центрам ответственности и по компании в целом.
Данная форма контроля позволяет организации увидеть действительное состояние производственной системы. Потому от эффективности ее реализации зависит качество принимаемых менеджментом решений и своевременное их выполнение.
Административный контроль, в свою очередь, касается желания организации следить за обеспечением исполнения своих текущих задач, программ, планов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
2. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 296 с.
3. Герман Шрёдер. Руководить сообразно ситуации. — М.: Интерэкспорт, 2015. – 423 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 508 с.
5. Друкер П.Ф., Макьярелло Д.А. Менеджмент: Пер.с англ. – М.: «И.Д. Вильямс», 2016. – 704 с.
6. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2013. – 386 с.
7. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2014. – 546 с.
8. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. – К.: МАУП, 2014. – 380 с.
9. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник.— М.: ИНФРА-М, 2013. – 608 с.
10. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2013. – 266 с.
11. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2012. - №8(144). – с.56 – 67.
12. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2016 . – 288 с.
13. Менеджмент организации: Учебное пособие / под ред. А.В. Тебекина, Б.С. Касаева. – М.: Кнорус, 2016. – 178 с.
14. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. – М.: Дело, 2015. – 170 с.
15. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 558 с.
16. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 375 с.
17. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
18. Семенов А.К. Этика менеджмента: учеб. пособие / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 с.
19. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2016. – 300 с.
20. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Инфра-М, 2013. – 504 с.