Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время среди учащихся увеличился интерес к изучению английского языка как средства международного общения. Но в современной методике преподавания английского языка существует проблема отработки и формирования определенных навыков, в том числе и навыков говорения.
Навыки говорения являются одними из важнейших, поскольку овладение этими навыками создает для учащихся возможность для перехода к активной речи. Также немаловажным фактором является то, что единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку планируется включить в число обязательных. При этом, если раньше ЕГЭ по английскому языку был призван проверять лишь навыки аудирования, чтения, письма, грамматики и лексики, то начиная с 2015 года, устная часть также была включена в структуру экзамена. В ЕГЭ раздел «Говорение» представлен тематическими монологическими высказываниями и диалогом с целью обмена оценочной информацией.
Однако, несмотря на актуальную необходимость усовершенствования процесса подготовки школьников к экзамену по иностранному языку в современных условиях, разработанность данной проблемы нельзя назвать достаточной. Возникают вопросы, связанные с теоретическим обоснование эффективных систем и технологий подготовки учащихся, определением условий их эффективности и т.п. Данные вопросы приобретают особую значимость в контексте подготовки к разделу «Говорение». Сказанное определяет актуальность исследования.
Подготовка школьников к разделу «говорение» на ЕГЭ по английскому языку вызывает у учащихся множество трудностей. Прежде всего, учащимся необходимо осознать необходимость и значимость того или иного вида деятельности, который может способствовать планированию, составлению и выражению мыслей, используя определенный запас языковых средств. Таким образом, актуальность темы заключается в важности организации обучения иноязычному монологическому высказыванию, при котором возникает необходимость отбора и включения в учебный процесс заданий, направленных на обогащение словарного запаса для развития навыка монологической речи на среднем этапе обучения английскому языку.
Проблема заключается в том, что у учащихся недостаточно сформирован навык говорения.
Объектом данного исследования является процесс обучения говорению.
Предметом исследования является исследование эффективных приемов подготовки школьников к разделу «говорение» на ЕГЭ по английскому языку.
Цель исследования: проведение исследования эффективных приемов подготовки школьников к разделу «говорение» на ЕГЭ по английскому языку.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если на уроке английского языка использовать различные методы работы для развития навыка говорения, то это будет способствовать активизации лексического минимума в речи учащихся.
Задачи исследования:
• Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу отечественных и зарубежных авторов о понятии говорения;
• Разработать критерии для отбора заданий, которые будут включены в проектную работу;
• Апробировать разработанный проект на уроках;
• Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
Методы исследования:
• Критический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
• Анкетирование, тестирование;
• Формирующий этап исследования;
• Обработка результатов исследования, их систематизация и обобщение.
Работа имеет следующую структуру: введение, в котором раскрывается актуальность данной темы и методологический аппарат; анализ ситуации группы, теоретической части состоящей из трех глав, в которых даны теоретические основы обучения говорению, раскрывается цель и содержание обучения говорению, пути активизации лексического минимума и сущность метода проектной работы; практической части и заключения, содержащего основные выводы по данной работе; списка литературы и приложения с планами экспериментальных уроков.
Источниками исследования послужили статьи из различных методических пособий, научно-методическая и лингвистическая литература, терминологические справочники по английскому языку, монографии отечественных и зарубежных методологов.
ГЛАВА 1 ГОВОРЕНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Говорение как вид речевой деятельности
Говорение - это продуктивный вид устной речевой деятельности, с помощью которого говорящий выражает мысли и чувства в инициативной и реактивной формах общения. Высшей формой говорения являются динамическая, спонтанная, инициативная речь.
В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки, образующие основу умений говорить.
Обучение говорению проводится в тесном взаимодействии с другими видами речевой деятельности. Устная речь является первичной в работе, так как умения читать и писать обусловлены умением говорить. В зависимости от роли мышления в процессе говорения различают говорение инициативное, реактивное, репродуктивное. Конечной целью обучения говорению является овладение инициативной формой говорения.
Продуктом говорения является речевое высказывание (текст), а в качестве единицы говорения используется речевое действие. Для обучения говорению я использую языковые и речевые упражнения. Они могут быть подготовленными и неподготовленными. С помощью упражнений по обучению говорению учащиеся формируют диалогическую и монологическую речь, которая может быть подготовленной и неподготовленной. В качестве одного из средств обучения говорению широко использую ролевые игры, а в качестве средства контроля уровня владения устной коммуникацией - тестовые задания.
Целью обучения говорению является овладение учащимися умением выражать мысли в устной форме. Эта цель обучения в самом общем виде заключается в достижении умений:
- выступать с подготовленным/неподготовленным сообщением;
- адекватно реагировать на реплики собеседника;
- инициировать общение и принимать в нем участие.
Виды говорения
Важнейшим методом обучения является коммуникативная (речевая) ситуация. Коммуникативная ситуация, как метод обучения говорению, состоит из четырех факторов:
1) обстоятельств действительности, в которых осуществляется коммуникация;
2) отношений между коммуникантами официальное и неофициальное общение;
3) речевого побуждения;
4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи.
Под термином типичная коммуникативная ситуация понимается модель реального контакта, в котором реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях.
Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, учителя с учеником и т.д.
Другой важной составляющей метода обучения говорения является вид общения. Можно выделить 3 вида общения: индивидуальное, групповое и публичное.
В индивидуальном общении участвуют два человека. Оно характеризуется непосредственностью, доверительностью. Здесь партнеры по коммуникации равноправны в доле своего участия в общем речевом «продукте».
При групповом общении в едином процессе коммуникации участвует несколько человек (беседа в компании друзей, учебное занятие, совещание).
Публичное общение протекает при сравнительно большом количестве индивидов. По этой причине коммуникативные роли участников публичного общения обычно предопределены: ораторы и слушатели (ср. собрания, митинги, диспуты и т.д.).
Инициативное, или спонтанное, говорение. Это наиболее совершенный вид говорения с точки зрения участия в нем мышления, так как говорящий руководствуется собственной инициативой.
Ответное говорение представляет собой реакцию на речь других участников общения.
Имитативное говорение представляет собой повторение принятого сообщения с осознанием его смысла.
Автоматизированное говорение является способом воспроизведения выученного наизусть текста, смысл которого не предполагает его понимание.
Ассоциативное, или стохатическое (от греч. stochasis - догадка), говорение. Это воспроизведение текста, выученного наизусть в зависимости от формы речи.
Говорение выступает в монологической и диалогической формах.
При обучении диалогу следует варьировать разные формы диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и со мной, парная и групповая форма.
Монолог - это выступление одного лица, обращенное к аудитории.
Цель монологического высказывания - информирование слушателей либо воздействие на их чувства и эмоции либо побуждение к определенным действиям. В этой связи выделяют речь информационную, убеждающую и побуждающую. Как пример даю сравнить два рисунка или фото.
Диалог - это разговор двух лиц. Один из участников разговора является инициатором коммуникации (ее адресантом), другой - партнером по коммуникации (ее адресатом). Принято выделять следующие разновидности диалогов, с которыми учащиеся знакомятся на занятиях: бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры.
Содержание обучения на разных этапах овладения иностранным языком в средней школе.
Говорение, будучи одним из основных направлений в работе по практике языка, проводится с разной степенью интенсивности на всех этапах обучения (основном, начальном, продвинутом) с установкой на достижение разных уровней владения языком.
В условиях обучения иностранному языку в о6щео6разователъной школе достигается начальный уровень владения говорением, который по ряду параметров дифференцируется для начального, основного, среднего базового и среднего профильного образования (Новые государственные стандарты по иностранному языку, 2004).
1.2 Говорение как цель обучения в иноязычном образовании
Изучение иностранных языков в современном обществе приобрело большую необходимость. В настоящее время в Российской Федерации происходит переоценка образовательного процесса. Это связано, в первую очередь, с развитием межкультурной коммуникации, расширением способов получения информации. Сегодня наиболее значимой целью является формирование у учеников совокупности способностей к иноязычным взаимоотношениям на межкультурном уровне, т. е. к адекватному общению с представителями других стран. Именно поэтому необходимо изменить способы и методы преподавания в школе. В связи с внедрением нового образовательного стандарта изменились требования к умениям учмические, интонационные, грамматические и лексические навыки. Оно отличается мотивированностью, инициативностью и автономностью говорящего, направленностью, связью с мышлением, ситуативной обусловленностью [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью / А.А. Алхазишвили. – М.: Просвещение, 1988. – 334 с.
2. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения: Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / В.А. Бухбиндер. – Киев: КГУ, 1980. – 568 с.
3. Витт Н.В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку // Иностр. языки на неспециальных факультетах / Н.В. Витт. – М.: МГПИИЯ, 1971. – 124 с.
4. Гез Н.И. К вопросу об истории развития интенсивных методов за рубежом // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. научн. тр. / Отв. ред. СИ. Мельник. – М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977. – Вып. 3. – С. 31–45.
5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 248 с.
6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47с.
7. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 456 с.
8. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. – М.: РАО/МПСИ, 2001. – 127 с.
9. Лозанов, Г.К. Суггестология и суггестопедия: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – София, 1970. – 64 с.
10. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – М.: Высшая школа, 1997. – 72 с.
11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.; Просвещение, 1991. – С. 6–14.
12. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 14с.
13. Плесневич А.С. Теоретические основы ускоренного к обучения английскому языку по методике «погружения» / А.С. Плесневич // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. – М., 1977. – Вып. 3. – С. 142–149.
14. Рогова Г.В. Повышение эффективности обучения иностранным языкам за счет улучшения психологического климата на уроке / Г.В. Рогова. – М.: Иностр. яз. в школе, 1999. – №5. – С. 42–48.
15. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 127– 129.
16. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1969. – С. 219–220.
17. Hedge Tricia. Teaching and learning classroom. – Longman, 2002. – 464 с.