Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде необходимым условием качественного обновления системы является умножение интеллектуального потенциала общества. Решение данной задачи непосредственно зависит от структуры и содержания образовательного процесса.
Современные образовательные программы, реализуемые в условиях ФГОС, начиная с дошкольного образования, направлены на передачу субъектам не просто суммы определённых знаний, умений и навыков. ФГОС ДО регламентирует реализацию личностно ориентированного и деятельностного подходов, в процессе которых формируются личностно значимые свойства и качества каждого субъекта, что позволяет говорить об индивидуальном и дифференцированном подходе в обучении чему-либо.
Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности субъектов и их устойчивая мотивация. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Игровые технологии и дидактические игры сегодня популярны в любой образовательной системе, начиная с дошкольного образования. При обучении дошкольников иностранному языку, педагоги дошкольных образовательных организаций широко используют такого рода педагогические технологии, используя при этом песенные материалы и стихотворения.
Современные технологии и методики, в том числе, использование песенного материала и дидактических игр на уроках иностранного языка позволяют не только активизировать познавательную деятельность дошкольников, но и разнообразить формы и методы воспитательно-развивающего процесса.
Значимой и важной остается проблема правильного использования методов и технологий при обучении иностранному языку, чтобы была возможность учитывать все психолого-педагогические особенности дошкольника [Арнольд, 2012].
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку дошкольников.
Предмет исследования: методические приёмы, средства и способы использования потенциала игры при обучении иностранному языку дошкольников.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования методического потенциала игры при обучении иностранному языку дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия методический потенциал игры при изучении иностранного языка в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
2. Изучить особенности реализации игр и игровых технологий при изучении иностранного языка дошкольниками.
3. Описать организационно-педагогические условия реализации игры при обучении дошкольников иностранному языку.
4. Предложить методические рекомендации по организации игры для дошкольников при обучении иностранному языку.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы методического потенциала игры при обучении дошкольников иностранному языку
1.1. Анализ понятия методический потенциал игры при изучении иностранного языка в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО
Многих родителей интересует вопрос, когда наиболее целесообразно обучать ребёнка иностранному языку. В наше время, знание хотя бы одного иностранного языка превратилось из пожелания в необходимость.
В современной образовательной среде одной из наиболее актуальных проблем является необходимость качественного улучшения знания и понимания детьми какого-либо иностранного языка [22].
Педагоги рассматривают и активно внедряют в образовательный процесс все те средства, приёмы и методы, которые могут быть направлены на повышение мотивации игровой и учебной деятельности детей, от чего может зависеть уровень их владения иностранным языком. Решить подобного рода проблемы могут активные формы и методы обучения иностранным языкам дошкольников.
Смысл активных методов заключается в том, что при работе с детьми, они позволяют активизировать продуктивную деятельность дошкольника за счёт повышения его мотивации. В дошкольном образовании речь не идёт о целостном процессе обучения, как это происходит в начальной школе, где ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. В дошкольном образовании ведущей деятельностью является деятельность игровая и именно это лежит в основе развития и обучения дошкольников.
Под методическим потенциалом игры у дошкольников понимают возможности обучающих игр способствовать общему развитию ребёнка, развитию его коммуникативных навыков при общении с другими детьми и формирование соответствующих познавательных интересов.
Прежде всего, речь идёт о дидактических играх. Дидактические игры, которые используют при обучении дошкольников иностранному языку помогают им овладеть соответствующими приёмами и способами познания. Это расширяет представление ребёнка об окружающем его мире, выделять отдельные признаки предметов, различать их и устанавливать взаимосвязи.
Дидактические игры в дошкольном образовании выполняют несколько функций, в частности, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную, развлекательную, релаксационную, функцию самовыражения.
Дети чувствуют себя непосредственными участниками развивающе-воспитательного процесса, поскольку в игре обеспечены субъект - субъектные отношения со стороны педагога. Практически всегда при этом педагоги имеют возможность применения стихов, или песен на занятиях с детьми.
Исследователи признают, что ранний возрастной период обучения иностранному языку считается наиболее сложным и ответственным, но в то же время, продуктивным и интересным [8].
Игры, стихи и рифмы всегда повышают внимание детей, к определённого рода знаниям. Они содействуют развитию фонетических, грамматических и лексических способностей каждого ребёнка. Педагоги практики уверены, что при изучении английского языка в ДОО чрезвычайно малая роль отводится стихам, рифмовкам или песням, а также игровым формам и приёмам обучения. Внимание детей в этом возрасте нестабильно и педагогам необходимо использовать такие формы работы с детьми, чтобы их внимание было максимальным. Педагогу необходимо продумывать такие виды работ, которые позволили бы снимать излишнее напряжение у детей и вызывали бы позитивный эмоциональный настрой.
В.В. Яровая считает, что наиболее продуктивны для изучения детьми английского языка игровые и информационно-коммуникационные методы. Они основаны на применении использования дидактических игр, стихотворений и рифмовок и содействуют развитию их лексических и фонетических навыков.
Вопросы, связанные с обучением иностранному языку детей являются актуальными, поскольку возраст с 5-6 лет рассматривается
специалистами как наиболее благоприятным для овладения
иностранным языком (З.Я Футерман, В.С. Мухина, Е.И. Негневицкая, Н.Д
Гальскова, и др.). Ведущей целью обучения детей иностранному языку является комплексная реализация практического, воспитательного, образовательного и развивающего аспектов. Реализация практической цели должна обеспечивать достижение триединой образовательной цели, обучающей, воспитывающей и развивающей. Именно таким образом иностранный язык вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности, начиная с дошкольного возраста.
Н.Д. Гальскова пишет, что принципиальная возможность называния любого доступного нам явления с помощью языковых средств появляется уже на самых ранних этапах развития речи, с двух до пяти и даже
раньше, хотя со временем растет и количество доступных нашему пониманию объектов, и число средств для более тонкого разграничения наименований всевозможных предметов, признаков, отвлеченных понятий [9, с.145].
Раннее обучение иностранным языкам подразумевает такое обучение, которое осуществляют в период с момента рождения ребенка до его поступления в образовательное учреждение. За счет более раннего начала обучения происходит более глубокое осмысление всей системы языка. Дети приобретают большой объем лексического и грамматического материала, страноведческой информации и др.
Данные теоретических исследований говорят, что ребенок легче овладевает иностранным языком, чем взрослый. Длительность сенситивного периода авторы характеризуют по-разному. Робертс и Пенфильд определяют этот возраст с 4 до 8 лет. Элиот определяет его с 1,5 до 7 лет. В этом возрасте ребенок - настоящий специалист в овладении речью, в том числе, иноязычной. После этого возрастного периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими.
Россия является одной из немногих стран, в которых идея раннего обучения иностранным языкам была поставлена как научная проблема несколько десятилетий назад. Этот процесс был исследован теоретически и проверен экспериментально. Также была проведена апробация в широком опытном обучении в разных типах образовательных организаций. Были получены соответствующие результаты, что позволило утверждать: изучение иностранного языка в дошкольном и младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффективности обучения иностранным языкам в системе общего среднего образования, не говоря уже о том, что изучение языков является важным средством развития детей.
Раннее изучение иностранного языка полезно и доступно всем детям и независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие всех психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Изучение иностранных языков стимулирует развитие речевых способностей ребенка. Это положительно сказывается на овладении родным языком. Постепенно для ребёнка открываются возможности для обучения второму, или третьему иностранному языку. Эта необходимость очевидна в условиях поликультурного окружения [21].
Материал на дошкольном этапе ещё минимальный, но при этом имеет достаточно много функций и компенсируется за счет жестов, интонации, игровых действий, разнообразной наглядности и др. Раннее иноязычное образование в дошкольных учреждениях является той смыслообразующей социокультурной основой, на которой закладываются все качества, способности и ценности формирующейся личности дошкольника.
Цели дошкольного иноязычного образования сформулированы в ФГОС ДО. Оно призвано обеспечить коммуникативно личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие [3]. Цель дошкольного иноязычного образования заключается также в личностном развитии ребёнка и формировании его культуры средствами иностранного языка. Эта цель носит интегративный характер и включает в себя четыре целевых приоритета дошкольного иноязычного образования:
-когнитивное;
- речевое;
-нравственное;
-коммуникативное развитие [10].
Знание иностранных языков стало неотъемлемым компонентом успешной адаптации в социальном пространстве. В условиях ДОО результаты обучения иностранным языкам не всегда соответствуют ожиданиям. Дети имеют разные познавательные возможности и соответственно, по-разному могут осваивать образовательные программы, но некоторые отличительные психологические особенности субъектов, такие как мотивация, усидчивость, темперамент, позволяют отдельным дошкольникам осваивать иностранные языки лучше, чем другим.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам / Л.Ю. Айснер. - Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2018. – С. 9-12.
2. Андреенкова, Т.Н. Методическая разработка на тему: «Применение информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»: [сайт]. - 2017. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/15/informatsionno-kommunikatsionnyetehnologii-v-dou-t-s-komarova-a-v (дата обращения 17.12.2024).
3. Анисимова, В.С. Мультимидийные презентации в образовательном процессе ДОУ: [сайт]. - 2017. – URL: http://doshkolnik.ru/iktdeti/17032.html (дата обращения 17.12.2024).
4. Алфёрова, В.Н. Преемственность дошкольного и школьного образования / В.Н. Алфёрова. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 27-33.
5. Бабанина, Е.А. Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО / Е.А. Бабанина. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 404-407.
6. Викторенко, О.П. Проектная деятельность в учреждении дошкольного образования как одна из форм работы с одаренными детьми / О.П. Викторенко. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 84-86.
7. Губарь, Е.Н. Игра как средство развития логического мышления / Е.Н. Губарь. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 81-84.
8. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников. Теоретические основы: учебное пособие/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
9. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
10. Гальскова, Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. — Москва: КНОРУС, 2017. — 390 с.
11. Зимонина, Н.И. Сказкотерапия – психологический метод в работе с детьми дошкольного возраста / Н.И. Зимонина. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 358-359.
12. Карпухина, Е.А. Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды / Е.А. Карпухина. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 137-139.
13. Кононенко, С.А. Развитие мелкой моторики как условие развития речи / С.А. Кононенко. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 240-242.
14. Ковалёва, Е.О. Сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста / Е.О. Ковалёва. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 353-355.
15. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
16. Кирпичникова Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка / Е.П. Кирпичников // Иностр. языки в школе. - 1990. - №5. - С. 45-48.
17. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
18. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О.А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 17.12.2024).
19. Лузганова, Н.А. Организация театрализованной деятельности дошкольников посредством теневого театра / Н.А. Лузганова // Молодой ученый. – 2023. - №10 (69). - С. 21-23.
20. Михеева, Л.П. Методические рекомендации «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» / Л.П. Михеева. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 409-410.
21. Матафонова, Е.А. Использование нетрадиционных технологий в познавательно-речевом развитии дошкольника / Е.А. Матафонова. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 222-224.
22. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
23. Общая методика обучения иностранным языкам / подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
24. Протасова Е.Ю. Методика раннего обучения иностранному языку / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. - URL: https://urait.ru/book/metodika-rannego-obucheniya-inostrannomu-yazyku-518059 (дата обращения: 17.12.2024).
25. Поварницына, Е.А. Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций / Е.А. Поварницына. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань:
Молодой ученый, 2022. — С. 11-15.
26. Потапова, Н.В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности / Н.В. Потапова. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 76-78.
27. Репина, М.А. О педагогических ресурсах игровых практик в условиях детского сада / М.А. Репина. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 80-81.
28. Рыбалко, Н.Н. Современные подходы к игровой деятельности при организации образовательного процесса в ДОУ / Н.Н. Рыбалко. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 78-80.
29. Устинова, А.С. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры / А.С. Устинова. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 396-398.
30. Якубович, И.В. Влияние речевых игр с движением на развитие речи детей / И.В. Якубович. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 62-64.