Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы состоит в том, что сегодня существует тенденция формулировать паспорта того или иного субъекта, города или села по различным основаниям. В том числе, речь идет о формировании паспорта объекта, основанного на выявлении тех или иных показателей. В том числе речь может идти о социально-демографических, экономических или политических факторах.
Особенно большое значение имеет оценка социально-экономического и просто социального статуса города, региона или субъекта РФ.
Важно помнить, что главная задача всего управленческого аппарата, начиная от уровня муниципального образования заканчивая руководством субъекта государства – это спокойная и достойная жизнь граждан. Что бы этого добиться требуется периодический сбор социологических данных. Социально-демографический паспорт территории – это одна из форм сбора такой информации.
Можно так же отметить, что это самая информативная форма сбора такой информации. Опираясь на данные статистики можно проанализировать довольно большой пласт жизни целого региона или муниципального образования.
В частности, можно выявить степень эффективности работы учреждений здравоохранения и культуры. Можно проследить качество работы администрации или социальных служб и т.д.
Более того, можно выявить особенности демографической ситуации в районе. В частности, речь идет как о рождаемости на территории района, так и о миграционной прибыли или убыли населения.
Цель работы: Разработка социально-демографического паспорта как информационной базы для расчета обеспечения мероприятий в области определения затрат на расчет паспорта территории.
1. Понятие о паспорте региона или территории
1.1.Особенности паспорта территории
Паспорт территории - это короткая, сжатая характеристика данной территории (документ, позволяющий определить основные свойства территории). [1]
Паспорт представляет собой систематизированный набор картографических, текстовых, табличных и графических данных, отражающих особенности территориальной организации и параметров всех видов управляемых объектов. Все данные представлены в электронном виде.
Паспорт современного состояния территории составляется для любых видов субъектов хозяйственной деятельности, к примеру, существуют паспорта сельскохозяйственных предприятий, рекреационных объектов, промышленных предприятий и др.
Наличие электронного паспорта современного состояния территории субъекта хозяйственной деятельности, позволяет существенно повысить оперативность работы и информационную обеспеченность принятия решений.[14]
Общепринятой схемы паспортов на сегодняшнее время нет. Рассмотрим два варианта паспортов. Первый, более короткий и сжатый, можно рекомендовать для справочно-информационной паспортизации всех городских поселений страны и ее регионов, для изучения систем городских поселений, для наглядных характеристик регионов, областей и районов. Второй вариант представляет собой более развернутый и детализированный социально-экономический паспорт, который можно рассматривать как базовую характеристику для любых исследований. [1]
Первый вариант паспорта представляет собой анкету и содержит следующую информацию:
1. Название, год основания, административный статус. Годы переименования и изменений статуса.
2. Положение (географическое и транспортно-географическое).
3. Численность населения, в том числе трудоспособного.
4. Разделение занятого населения по секторам экономики (по сферам - материального производства и услуг; по главным отраслям - промышленные, транспортные, строительные и др.; по главным видам экономической деятельности).
5. Основные предприятия и организации, численность работников в них.
6. Жилой фонд (количество домов; количество квартир; жилая площадь, кв. м).
7. Коммунальное обслуживание и благоустройство:
· водоснабжение (источник, объемы потребления, соответствие нуждам);
· канализация, очистительные сооружения, места спуска сточных вод, степень их очищения;
· энергоснабжение (источники, объемы потребления, соответствие нуждам);
· газоснабжение (источники, объемы потребления, соответствие нуждам);
· централизованное теплоснабжение (источники, объемы потребления, соответствие нуждам);
· зеленые насаждения общественного пользовании, их общая площадь и состав (парки, скверы и др.).
Второй вариант паспорта включает в себя девять больших блоков.
1. Первый блок содержит общие сведения:
1. Название города либо населенного пункта, область, в которую входит населенный пункт;
2. Дата основания населенного пункта, годы смен административного статуса и названия;
3. Настоящий административный статус населенного пункта;
4. Дата утверждения современных границ населённого пункта;
5. Ближайшая ж/д станция (название, расстояние), ближайший порт, пристань, аэропорт (название, расстояние).
6. Географическое положение;
2. Второй блок содержит сведения о земельно-хозяйственном устройстве населенного пункта:
7. Карта населённого пункта; Административные районы, их границы;
8. Общая площадь городских земель (города в целом, административные районы, села, жилые массивы, микрорайоны);
9. Функциональное зонирование населенного пункта: функциональные зоны, их границы;
10. Общие ведомости о кадастровой оценке недвижимости населенного пункта.
3. Третий блок включает информацию о жилищном фонде и благоустройстве населённого пункта:
11. Жилищный фонд города, общая и жилищная площадь, количество жилых квартир, их динамика в разные годы, распределение жилищного фонда по формам собственности в динамике;
12. Благоустройство и озеленение (общая площадь улиц, проездов, площадей, набережных, зеленых насаждений и т.д.)
13. Водопровод, канализация, санитарные условия;
14. Газификация и теплофикация.
4. Четвертый блок содержит характеристики населения города и его расселения:
15. Общая численность населения, динамика;
16. Природное и механическое движения населения;
17. Половозрастная структура населения;
18. Трудовые ресурсы;
19. Расселение населения.
5. Пятый блок включает хозяйственный комплекс города:
20. Социально-экономические функции и отрасли народно-хозяйственной специализации;
21. Основные показатели экономического развития населенного пункта;
22. Функциональная структура хозяйства города и проблемы её усовершенствования и модернизации.
6. Шестой блок содержит информацию об отраслях добывающей и перерабатывающей промышленности:
23. Основные предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности по разделам, подразделам.
7. Седьмой блок включает описание сферы услуг:
24. Общие характеристики сферы услуг, распределение предприятий и заведений сферы услуг по формам собственности, отраслям, видам услуг, секциям, подсекциям т.д.
24. Городской транспорт и связь;
25. Уровень образования (количество детских дошкольных заведений, общеобразовательных школ, ВУЗов)
26. Медицинское обслуживание;
27. Социальное обеспечение (численность пенсионеров, динамика численности пенсионеров по годам)
28. Культура, духовная жизнь города;
29. Торговля (товарооборот, его динамика, численность торговых предприятий различных форм собственности)
30. Бытовое обслуживание населения (количество предприятий, их динамика, объёмы реализации услуг и их динамика по годам)
31. Физическая культура и спорт;
32. Рекреационное хозяйство, туризм;
33. Рыночная инфраструктура.
8. Восьмой блок включает информацию об экологической ситуации и природоохранной деятельности:
34. Экологическая ситуация исследуемого населенного пункта, количественные и качественные характеристики загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв; основные виды и источники загрязнений;
35. Объёмы и характер выбросов загрязнений в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в водоёмы, система мониторинга экологического состояния среды и т.д.;