Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы развития воображения в создании аппликации из природных материалов, заключается в противоречии между значимостью занятий и недостатком методических разработок, а также педагогических рекомендаций. Одной из составляющих в развитии личности ребёнка, является развитие творчества. Ещё начиная с раннего возраста, закладываются основы формирования художественной культуры, эстетическое сознание и духовное развитие человека. У ребёнка появляется потребность в творческой деятельности и очень важно, какое содержание и формы будут применены для их обогащения в последующих возрастах, особенно для дошкольников и младших школьников.
Мозаика в переводе с фр. mosaïque, с ит. mosaico, буквально - посвященное музам, с лат. musivum - прикладывание - один из основных видов декоративно – прикладного и монументального искусства.
Мозаика – один из видов монументальной живописи, в котором изображение или орнаментальный мотив выполняется из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу цветных камней, мрамора или кубиков разноцветной стеклянной пасты – смальты, которые выкладываются на основе общей поверхности.
Это произведения большого масштаба, связанные с архитектурой как конструктивно, так и образно. Это могут быть крупные панно, украшающие общественные здания, так и небольшие мозаичные вставки, составляющие декоративное убранство интерьера.
Цель исследования – выявление педагогических условий применения мозаики в образовательно-воспитательном направлении.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей средствами мозаики.
Предмет исследования – педагогические условия эстетического воспитания детей средствами мозаики.
В соответствии со всем этим поставлены следующие задачи:
1. Представить обзор истории появления и развития мозаики.
2. Дать характеристику мозаичной техники и способов укладки
3. Изучить теоретические аспекты формирования эстетической культуры и выделить условия повышения эстетической культуры младшего школьника во внеурочной деятельности.
4. Установить методические рекомендации учителям начальных классов по организации формирования эстетической культуры младшего школьника во внеурочной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов на проблему эстетической культуры. (Б.М Неменский, М. Каган, Л.П. Печко, Д.Б. Лихачев);
современные подходы к пониманию проблемы формирования эстетической культуры младшего школьника (Т.С. Комарова, Л.И. Божович, и другие);
методические разработки современных авторов по проблеме формирования эстетической культуры младшего школьника. (Т.Н.Волкова, О.С.Богданова, О.А. Соломенникова)
Глава 1.Мозаика как вид искусства
1.1.История появления и развития мозаики
Мозаика - техника декоративно-прикладного и монументального искусства различных жанров, которая заключается в формировании изображения путем компоновки, набора и закрепления на поверхности разных материалов. Мозаичная техника отличается особым видением в том, как составить изображение, и многообразием материалов, используемых для ее формирования.
Первые мозаики составлялись из обожженных глиняных фрагментов, чаще всего имеющих форму конусов или палочек, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение мозаики создавалось из торцов конусных деталей, которые затем раскрашивались в различные цвета, но чаще всего в белый, черный или же красный.
самых первых видов мозаик, таких как флорентийская, римская и многие другие, при этом интерпретируя их при помощи современного оборудования и свежих взглядов на то, как должна выглядеть и укладываться мозаика, дабы она, как вид искусства, оставалась интересной обществу и была востребованной, как техника декорирования.
Первые работы, которые можно соотнести с понятием мозаики, это мозаики шумерского периода, найденные во второй половине IV тысячелетия до н.э.
По руинам храмов, обнаруженных в южной Месопотамии, известной также как Шумер, можно судить о творчестве народа, назвавшего себя шумерами и изготовлявшего различные керамические изделия, применяя при этом технику мозаики. О творчестве шумерского народа узнали после археологических находок англичанина Лэйарда, извлекшего из-под руин в Ниневии ассиро-вавилонскую библиотеку с текстами на неведомом языке, и после раскопок в городе Лагаше, связавших этот язык с народом Шумера, не упомянутом в старозаветных текстах.
В те времена техника мозаики заключалась в инкрустации вырезанных изделий ракушками, слоновой костью или другими материалами, прикрепляющимися к глиняной или деревянной основе, покрытой смолой. Так создавались изображения, наносимые в качестве декора на предметы повседневного пользования, такие как посуда, мебель или же музыкальные инструменты. Стены храмов также украшали мозаичные панели, тематика которых была очень разнообразной и охватывала как военные, так и мифологические, или же повседневные сцены. К этому времени относятся также декорированные цветной мозаикой вазы с несложными геометрическими узорами.
Ранним примером техники мозаики с античным названием «opus sectile» можно считается археологическая находка, называемая «Штандартом из Ура» (2600-2400 гг. до н. э.). Позже эта техника интерпретировалась в флорентийскую мозаику.
«Opus barbaricum» - одна из древнейших техник мозаики, которую использовали римляне в VIII веке до н.э., и материалом для которой служила необработанная галька. При раскопках были найдены галечные полы Алтын- тепе в восточной Анатолии и дворца в Арслан-таше, Ассирия. Однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона в Анатолии.
Первыми работами из необработанной гальки можно считать мозаики, обнаруженные при раскопках городов минойской культуры на Крите и микенской культуры на территории материковой Греции около 2000-1400 до н.э.
Появившуюся реалистичность в работах можно проследить в мозаиках Пеллы (конец IV века до н. э.).
Наибольшим расцветом мозаичного искусства считается эпоха Византийской империи. Мозаика тех времен была более утончённой, так как при ее создании использовались более мелкие по размеру камни и способ укладки отличался особой деликатностью. Фон изображений делали в основном золотым.
Со временем, как материал для мозаики, начал использовать морские раковины, которыми украшали как интерьеры, так и части декора.
В это же время, но уже в Европе, в моду вошли мозаики, выполненные из бисера. Пользуясь схемами для вышивки, бисер выкладывался на бумагу или другой плотный материал при помощи воска, но, к сожалению, до наших дней данные работы сохранились лишь в небольшом количестве. В Германии с бисером в 1750-1770 годах работала мануфактура Ван Зелова, но секрет производства был утерян. Бисером декорировались различные детали мебели - от столов до скульптур различных животных.
Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов, построенный в 1762 году, является выдающимся произведением средневековой
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. 382 с.
2. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2008. 70 с.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов/ Д., 2016. 173с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2013. 320 с.
5. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2012. 315с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2015. 534 с.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
8. Гафиатулина Н.Х., Роженко А.В. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. Ростов-на- Дону: Феникс, 2009. 283 с.
9. Дорофеев, С.В. Технология изготовления витражей в различной технике: методические указания к практической работе по дисциплине «Специальные технологии художественной обработки материалов» для студентов специальности «Технология художественной обработки материалов» / сост. С.В. Дорофеев. Г.С. Дзюба - Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-та, 2008. - 335 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2014. 384 с.
11. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 252 с.
12. Кожевников, Д.В. Кирсанов С.В. Резание материалов: учебник: гриф УМО, 2007. - 304 с.
13. Комарова, Т.С. Школа творческого воспитания. М.: Зимородок: Карапуз, 2014. 415 с.
14. Кремень З.И., Юрьев В.Г., Бабошкин А.Ф.. Технология шлифования в машиностроении. - СПб.:: Политехника, 2007. - 425 с.
15. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение. 2013. 240 с.
16. Молоткова Ю.Ю. Витраж в архитектуре московского модерна.// Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 2 . Под ред. А. В. Захаровой- СПб.:: НП-Принт - 2012. -459 с.
17. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2008. 224 с.