Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В настоящее время информатизация все более широко используется в таможенном деле. С одной стороны, это процесс обуславливается необходимостью ускорения производства таможенных операций, с другой - способствует прозрачности деятельности таможенных органов, что снижает коррупционные риски. В целях информационного обеспечения деятельности таможенных органов разработана и успешно функционирует Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС).
С развитием информационных технологий и расширением их внедрения в повседневную практическую деятельность организаций все более актуальной становится задача управления пользователями автоматизированных информационных систем. Чем больше организация, чем больше в ней работают человек, тем больше становится различных информационных систем и подсистем, к которым необходимо предоставлять различный уровень доступа. Как следствие возникает необходимость содержать достаточно большой штат IT-специалистов, что приводит к увеличению затрат, особенно в том случае, если организация имеет свои филиалы в различных регионах страны.
Снижение эксплуатационных расходов возможно при централизованном подходе, когда вся информация, в том числе о пользователях, стекается в единый центр управления, и уже оттуда пользователи получают доступ в систему и права на работу в различных функциональных подсистемах автоматизированной информационной системы организации.
Цель исследования состоит в выявлении направлений повышения эффективности администрирования ЕАИС ТО.
Достижение этой цели в данном исследовании достигается решением следующих задач:
1. Характеристику ЕАИС ТО
2. Анализ существующего состояния процесса администрирования транспортной технологической подсистемы (ТПП) ЕАИС ТО.
3. Развитие научно-методического аппарата управления ЕАИС ТО.
4. Разработку практических рекомендаций по совершенствованию администрирования ТПП ЕАИС ТО.
Объектом работы является процесс информатизации таможенных органов. Предмет исследования – администрирование ТПП ЕАИС ТО.
Информационную базу исследования составили международные соглашения, законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, аналитические материалы и нормативно-правовые акты ФТС России. В работе также использованы данные ФТС России, статистика, предоставленная таможней, а также информация по теме исследования из средств массовой информации, в том числе из компьютерной сети Internet.
Глава 1. Теоретические основы информационно-технического обеспечения экономической деятельности таможенных органов
1.1. Экономическая деятельности таможенных органов: сущность и основные направления
Таможенные органы как государственные органы исполнительной власти работают исключительно в интересах государства, выполняя, в том числе, фискальную функцию – обеспечение поступлений денежных средств в бюджет государства, а именно доходов от ВЭД, осуществляемой отечественными хозяйствующими субъектами. И если посредством таможенных сборов происходит покрытие издержек таможенных органов в связи с оказанием ими таможенных услуг, то чистые доходы, получаемые таможенными органами посредством взимания таможенных пошлин, в принципе можно рассматривать в качестве прибыли, которую таможенные органы, как государственные органы, извлекают в пользу государства.
Здесь следует отметить, что таможенные пошлины являются основным инструментом внешнеторговой политики государства. С его помощью регулируется импорт иностранных и экспорт отечественных товаров. Введение или отмена таможенных пошлин, а также установление размеров их ставок отражают основные направления обеспечения экономических интересов страны как на внутренних, так и на внешних рынках отдельных товаров. В связи с этим представляется справедливой точка зрения ученых РТА, согласно которой таможенные пошлины по своей экономической природе рассматриваются как ценовая категория, в частности, ввозные пошлины используются для сведения затрат в цене импортируемых товаров к уровню издержек в ценах аналогов от национальных производителей в целях обеспечения одинаковых ценовых условий при сбыте и тех и других товаров на внутреннем рынке. Ученые РТА предлагают рассматривать пошлину как интернациональную дифференциальную ренту, основание для установления которой при обострении международной конкуренции в условиях рыночной экономики объективно обусловлено наличием различий в национальных издержках производства разных стран, что является следствием степени богатства стран, структуры национальных отраслей, уровня используемых технологий и техники.
Таможенная политика является составной частью внешнеторговой политики государства. В этой связи не вызывает сомнения то, что она как система мероприятий может подвергаться изменениям, в зависимости от вносимых во внешнеторговую политику корректировок, обусловленных развитием мирохозяйственных интеграционных процессов. Изменение мер государственного регулирования ВЭД, устанавливаемых внешнеторговой политикой (ВТП) влечет за собой и изменение состава инструментов обеспечения соблюдения этих мер, устанавливаемых таможенной политикой (ТП).
Так, в связи с присоединением РФ 03.11.2010 г. к Международной конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», что было обусловлено таким направлением ВТП России, как присоединение к Всемирной торговой организации, в таможенном деле в РФ стали активно применяться и система электронного декларирования, и система управления рисками при проведении таможенного контроля в свете соблюдения ФТС России рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, принятых 23.06.2005 г. Всемирной таможенной организацией, участницей которой РФ является.
Таможенные операции, связанные с декларированием, помещением товаров под таможенные процедуры и выпуском товаров, непосредственно в пунктах пропуска не осуществляются. Таможенное декларирование и таможенный контроль после выезда из зоны таможенного контроля пункта пропуска должны производиться на ТЛТ, расположенных в местах, приближенных к государственной границе России. Строительство, оборудование и оснащение ТЛТ должно производиться бизнес-сообществом в рамках государственно-частного партнёрства в соответствии с требованиями государственных контролирующих органов. Не предполагалось длительное хранение товаров под таможенным контролем на таможенно-логистических терминалах, в случае необходимости Правительство РФ определяет специализацию пунктов пропуска через государственную границу РФ
Таможенные операции и таможенный контроль товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, должны производиться с учётом видов транспорта, которым перемещаются товары. В первую очередь, это касалось автомобильного транспорта, впоследствии этот порядок предполагалось распространить и на товары, перевозимые железнодорожным и морским транспортом. В целом, система таможенных органов России продолжает создавать условия для облегчения внешней торговли и успешного участия в обеспечении экономической безопасности страны, ЕАЭС и Единого экономического пространства.
1.2. Информационно-техническое обеспечение таможенных органов: основные направления; специализированные таможенные органы и структурные подразделения, его осуществляющие
Учитывая рекомендации Всемирной таможенной организации о внедрении в деятельность таможенных органов прогрессивных технологий, Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р, было определено, что в целях реализации новых подходов в работе таможенных органов России необходимо осуществить мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования, одним из которых является создание современных ТЛТ. ТЛТ стали создаваться также с целью реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. О контроле таможенной стоимости [Электронный ресурс] : письмо Минфина России от 18.04.2016 № 03-10-11/22119 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.base.garant.ru;
2. О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных сопределением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза [Электронный ресурс]: пост. ПленумаВысшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. № 96 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.base.garant.ru;
3. Апостолов М. С. План действий по улучшению ВЭД //Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2013. - № 11. - С. 20-22.
4. Байнев В. Подходы к согласованию промышленной политики стран Таможенного союза и ЕЭП: неоиндустриализация и вертикальная интеграция //Экономист. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
5. Байнев В. Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития //Теоретическая экономика. - 2014. - № 3. - С. 30-35.
6. Бакаева О. Ю. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе //Вестник Российской таможенной академии. - 2012.№ - 1. - С. 73-77.
7. Баландина. Г. К новой модели // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2012. - №6. - С. 3-7.
8. Белянина Т.Е. Совершенствование организации контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза //Современные проблемы экономического и социального развития: межвузовский сборник научных трудов. Красноярск. 2012. № 8. С. 188-189;
9. Васильев Р.И. Состояние судебной практики по делам о корректировке таможенной стоимости // Аспирант Российской таможенной академии. - 2013., № 2 С.78-81
10. Гладков И. С. Международная торговля в эпоху перемен //Международная экономика. - 2014. - № 4. - С. 4-12.
11. Гринберг Р.С. Формирование Евразийского союза: шансы и риски //Белорусский экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 4-9.
12. Зыбина Е. Таможенная стоимость: определение и контроль // ЭЖ- Юрист. 2012. №27. С. 4;
13. Канищев Д. Декларируем товары для личного пользования // ЭЖ Юрист. - 2013. - № 5.- С.4-7
14. Кащеев В.В. Контроль таможенной стоимости: уч. Пособие / В.В. Кащеев, К.А. Летюшова, И.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Троицкий мост. - 2013 - 280 с.
15. Костин А. А. Управление рисками в Таможенном союзе: состояние и перспективы //Таможенное дело. - 2013. - № 3. - С. 11-16.
16. Костин А.А., Казьмина Е.Н. Особенности таможенного декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза // Таможенное дело. - 2011. - № 1. – С.38-42
17. Купринов Э.П. Ценовая информация в контроле таможенной стоимости / Э.П. Купринов // Вестник Российской таможенной академии.- 2014 №4. С.23-26;
18. Логинова А.С., Бурова А.А. Правовое регулирование корректировки и контроля таможенной стоимости [Электронный ресурс]: научная статья // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru;
19. Никитина Е.В. Предложения по автоматизации системы контроля таможенной стоимости товаров с использованием современных информационных технологий [Электронный ресурс]. URL: http:/www.tam- zap.ru;
20. Новосельцева Н.С. Эффективность применения процедуры корректировки таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза // межвузовский сборник научных трудов / Современные проблемы экономического и социального развития. Красноярск. 2012. № 8. С. 200-202;
21. Орлова Ю.Ю. Совершенствование контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации: дис...магистр ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ / Орлова. М, 2013. С. 12-25;
22. Пятов А.А. Методика оценки эффективности деятельности регионального таможенного управления по осуществлению контроля таможенной стоимости / А.А. Пятов // Вестник ТГЭУ. -2012. № 3;
23. Ратушная Т.В., Черенцов С.А. Проблемные вопросы при определении, контроле и подтверждении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ //Таможенное дело. 2010. №2. С. 29¬-33
24. Сальников К.А. Декларирование товаров и транспортных средств. - СПб., 2016 – 288 с..
25. Смиренко Е.О. Совершенствование научно-методических основ организации контроля таможенной стоимости в Российской Федерации: дис....к. э. н. М., 2009. С. 125 - 128;
26. Тодосийчук А. Государственное и рыночное регулирование инновационной экономики // Экономист. № 11. 2014. С. 31-40.
27. Трофимова Ю.Г. Организация контроля таможенной стоимости //Современные проблемы экономического и социального развития. Межвузовский сборник научных трудов Красноярск. 2012. № 8. С. 210-213;
28. Федоровская М.Ю. Проблемы определения таможенной стоимости товаров в целях совершенствования работы таможенных органов: // Развитие Российского законодательства - 2010. №4. С. 11-26.