Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Хозяйственная деятельность человека сопровождается появлением большого
количества отходов, образующихся при использовании различных предметов и веществ.
Одним из заметно влияющих на окружающую среду источников образования отходов
является коммунальный сектор, в структуре отходов которого значительную роль играют
твердые коммунальные отходы (ТКО). Они представляют собой результат деятельности
структур коммунального хозяйства по очистке жилых и нежилых помещений, а также
территорий различного назначения (селитебного, промышленного, рекреационного,
транспортного, ритуального и пр.) населенных пунктов. Фактически это комплекс отходов,
включающих, как бытовые, так и образующиеся в результате хозяйственной деятельности, не
связанной с непосредственным производством материальных благ.
Твердые коммунальные отходы в системе хозяйственных отходов
1.1. Понятие о твердых коммунальных отходах
В нашей стране в течение длительного времени твердые отходы разделялись на
твердые бытовые (ТБО) образующиеся в жилом секторе и твердые отходы предприятий. Это
разделение, в целом, отражало, сложившееся еще в советские времена различие в
номенклатуре отходов и возможности их утилизации. Так, для ТБО в советское и раннее
постсоветское время было характерно преобладание пищевых отходов, перемешанных со
стеклом, бумагой и пластиком, в отходах предприятий и организаций заметное место
занимала бумага, которую было возможно использовать в качестве макулатуры. Однако,
постсоветская практика обращения с отходами в условиях нестабильной производственной и
коммерческой деятельности, при которой все твердые отходы низких классов опасности
вывозились в общие места утилизации, а многие малые предприятия и организации стали
осуществлять свою деятельность непосредственно в жилом секторе, сделало такое
разделение бессмысленным. В 2015 году были внесены изменения в закон, определяющий
порядок определения отходов предприятий и бытовых потребителей. Было введено понятие
«твердые коммунальные отходы», под которыми понимают весь мусор из жилых массивов,
2
продовольственные товары с вышедшим сроком хранения, отходы от предприятий и
организаций – с юридическим статусом и индивидуальных предпринимателей. Таким
образом, было отменено разграничение на отходы от жилых и производственных помещений
. Понятие «твердые коммунальные отходы» оказалось заметно шире понятия «твердые
бытовые отходы», такое расширение спектра отходов, объединенных одним понятием,
позволило снять ряд правовых коллизий в законодательстве по обращению с отходами,
согласовать его с устоявшейся практикой.
Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в
процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои
потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых
помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным
отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых
помещениях в процессе потребления физическими лицами .
1.2. Экологическое воздействие твердых коммунальных отходов
Твердые коммунальные отходы представляют собой отходы низких (IV и V) классов
опасности, которые в значительной части случаев находятся в не сортированном и или слабо
сортированном состоянии и не могут быть эффективно утилизированы переработкой без
сложной предварительной подготовки. Поэтому в большинстве случаев единственным
применяемым способом утилизации ТКО является их вывоз на свалки и полигоны твердых
отходов. Недостатком этого способа обращения с ТКО, как с отходами, являются большие
объемы их накопления, а также возможность вступления компонентов ТКО в нежелательные
химические реакции (с выделением экологически опасных продуктов) как между собой, так
и с другими отходами, находящимися на полигонах.
Характер и уровень воздействия ТКО на окружающую среду определяется
множеством факторов. Среди наиболее важных из них следует назвать:
• компонентный состав ТКО;
• объем накопленных ТКО и условиях их хранения;
• длительность хранения ТКО в конкретном месте;
• особенности территории (режим температуры и увлажнения по сезонам, рельеф, роза
ветров, характер грунтов и почвенного покрова, глубина залегания грунтовых вод,
геохимические особенности среды, характер биоты.
Наиболее типичными негативными воздействиями ТКО на окружающую среду
являются:
• захламление территории, заполнение отходами жизненного пространства человека и
других биологических видов, изъятие территории из комплекса естественных круговоротов и
хозяйственного оборота;
• выбросы свалочного газа (газообразных продуктов разложения отходов),
• образование, сток в водоемы и просачивание в грунтовые воды свалочного фильтрата;
• скопления ТКО образуют новые и искажают уже существующие трофические
пирамиды территорий;
• скопления ТКО являются субстратом для развития ряда болезнетворных
микроорганизмов и пищевым ресурсом для животных-разносчиков жтих микроорганизмов
1.3. Особенности обращения с твердыми коммунальными отходами
Под обращением с ТКО подразумевается комплекс мероприятий, направленных на их
сбор, удаление из мест образования и утилизацию. В настоящее время в нашей стране вопрос
обращения с ТКО, ввиду все возрастающей сложности данной проблемы, поднят с местного
на региональный уровень, т. е. способы сбора, транспортировки, утилизации, места
3
накопления и захоронения ТКО, объем и порядок взимания платы за обращение с отходами и
иные, связанные с данной проблематикой решения принимаются региональными, а не
муниципальными властями. Такой подход обусловлен необходимостью преодоления
возможного конфликта интересов властных структур крупных городов — основных
источников ТКО и пригородных районов, в которых располагаются основные места
утилизации и захоронения ТКО. Подобный подход направлен также на противодействие
несанкционированной утилизации ТКО, поскольку делает ее экономически
нецелесообразной, так как плату за вывоз отхода соответствующие организации получают
только по факту его доставки на место захоронения/утилизации.
При разработке региональных схем обращения с ТКО одной из наиболее важных задач
является определение нормы накопления твердых коммунальных отходов. Под нормой
накопления отходов понимается их количество, выраженное в единицах массы или объема (в
последнем случае с указанием расчетной плотности отходов), приходящееся на одного
человека за определенный временной интервал (день, месяц, сезон, год). Согласно
постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269
«Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» определение
нормы накопления отходов производится путем замеров отходов. Для этого выбираются
участки поселений и городских округов, на территории которых проживают
• не менее 2% общей численности населения поселения или городского округа - в
отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;
• не менее 1 % общей численности населения поселения или городского округа - в
отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс.
человек;
• не менее 0,5 % общей численности населения поселения или городского округа - в
отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс.
человек.
2. Обращение с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области
2.1. Общая природная и социально-экономическая характеристика региона
Тюменская область — регион Российской Федерации в составе Уральского
федерального округа. Регион имеет сложное административное устройство - в его состав
формально входят два автономных округа: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий, также
являющиеся отдельными субъектами Федерации, имеющие собственные бюджеты, органы
представительной, исполнительной и судебной власти. В связи с этим, как в региональных
программах, так и в федеральных государственных программах и отчетах органов
государственной статистики фигурирует двоякое отражение характеристик региона: с
автономными округами и без них. При этом, большинство региональных социальных
программ, в том числе и программа обращения с отходами предусматривает рассмотрение
области без автономных округов. Поэтому в настоящей работе схема обращения с ТКО в
области рассматривается в рамках региона без автономных округов.
Территория собственно области (без автономных округов) занимает юго-западную
часть Западносибирской низменности в бассейне среднего течения реки Иртыш (крупнейший
приток реки Обь). Ее площадь составляет 160,12 тыс. км2, численность населения на начало
2017 года составила 1, 48 млн. человек, в том числе, городского — 0,97 млн. человек (67,4%).
Около половины населения области (744 тыс. человек или 50,3% населения) проживает на
территории его административного центра — города Тюмень . Регион административно
подразделен на пять городских округов и 22 муниципальных района. Средняя плотность
населения в регионе составляет 9.2 чел/км2, что близко к средней плотности населения по
стране (9,1 чел/км2).
4
2.2. Региональная схема обращения с твердыми коммунальными отходами в Тюменской
области
В Тюменской области региональным Департаментом по недропользованию и экологии
приказом № 1222-ОД от 29.12.2016 года утвержден норматив накопления твердых
коммунальных отходов для граждан в 0,47 т. (3,93 м3 при плотности отходов 0,120 кг/м3) в
год . Данный норматив позволяет определить объем ТКО, образующийся в жилом секторе
региона. Расчетное годичное накопление ТКО в области, исходя из данной нормы накопления
ТКО и численности населения региона и его городов, представлено в таблице 1.
Расчетная потребность городов Тюменской области в контейнерах и спецтранспорте для
вывоза ТКО в день
В настоящее время основным способом утилизации ТКО на территории области
является вывоз их на свалки и полигоны, причем, в соответствии с актуальными
требованиями обращения с отходами, основная масса ТКО обезвреживается на действующих
полигонах ТБО. Многие из них характеризуются экстерриториальностью зоны
обслуживания, т. е. используются для обезвреживания отходов не только своего, но и других
муниципальных образований. Список действующих в регионе полигонов ТБО и
муниципальных образований, пользующихся их услугами, представлен в таблице 3.
Действующие на территории Тюменской области полигоны ТБО и территории их
обслуживания
Таким образом, в регионе складывается парадоксальная для современной России (и
других развитых стран) ситуация, когда ТКО везут на захоронение на полигоны ТБО не из
крупных городов в пригородные районы, а наоборот в города. Кроме того, отдаленные
районы с очаговым расселением (такие, как Уватский), несмотря на низкую численность
населения имеют несколько полигонов ТБО. Это объясняется необходимостью сократить
перегоны спецтехники, что в условиях этих муниципальных образований проще обеспечить,
создав несколько небольших полигонов ТБО вблизи основных очагов расселения.
К уже действующим в настоящее время в области полигонам ТБО в ближайшие годы
планируется добавить несколько мусороперегрузочных станций и площадок накопления,
оборудованных пресскомпакторами. На 2019 год планируется создание мусороперегрузочной
станции в г. Ялуторовск, на 2020 — мусороперегрузочной станции в с. Ярково Ярковского
района, площадок накопления с пресскомпакторами в с.Малышевка Голышмановского
района, с. Новопетрово Аромашевского района, с. Овсово Аромашевского района, с.
Новокаишкуль Ярковского района .
Заключение
Твердые коммунальные отходы — относительно новая в отечественной практике
обращения с отходами категория, объединившая твердые бытовые отходы с аналогичными
им отходами производств и отходами уборки улиц. ТКО представляют собой отходы низких
классов опасности, негативное экологическое воздействие от которых связано, прежде всего,
с захламлением территории. Однако, его уровень многократно возрастает, а качественные
характеристики существенно изменяются при повышенной концентрации отходов и в
процессе длительного воздействия на них факторов естественной среды. ТКО в больших
объемах и высоких концентрациях представляют реальную угрозу таким компонентам
ландшафта, как атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, растительность и
животный мир, а также жизни и здоровью людей. Поэтому совершенствование схем
обращения и обезвреживания ТКО представляет собой важную коммунальную и
экологическую задачу