Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Сфера образования на протяжении всей истории человечества эволюционирует и развивается. Сегодня тенденцией научного поиска ученых является изучение проблем трансформации российского образования с определением ключевых позиций в иерархии жизненно важных ценностей индивида и общества. Представленная выше миссия поэтапно усложняется в связи с активизацией процесса большинства мировых экономик в новые координаты глобализирующегося мира, для которого характерны совершенно новые доктрины развития, параметры технологического уклада, кросскультурных коммуникаций и информационных обменов, нежели в начале XX в. Подобного рода преобразовательные процессы происходили и сто лет назад, но совершенно в другом контексте, нежели на современном этапе реструктуризации образовательного процесса. Так в историческом образовании России в советский период произошел концептуальный переворот, связанный с созданием и методическим построением учебников истории, формированием процедуры государственной экспертизы и распространением учебных книг по истории, что свидетельствует о схожести исторической ситуации, но совершенно на другом уровне развития. Науку историю, как науку фундаментальную, следует обосновать с нескольких сторон, с одной стороны, возможно, считать прикладной, где речь идет об использовании в школьном и вузовском образовании знаний, полученных в ходе исторических изысканий, с другой стороны определяет социальное значение преподавания истории, роль исторического образования в формировании личности, сохранении и передаче социального и духовного опыта предшествующих поколений.
В советские годы перед наукой истории были определены многоцелевые и достаточно сложные задачи по возрождению школьного и высшего исторического образования, определения в школах и на кафедрах вузов систематического преподавания отечественной и зарубежной истории, а также слаженного и поэтапного руководства по созданию совершенно новой школьной учебной литературы, которая бы способствовала и определяла четкие цели и задачи в ходе изучения и получения исторического образования.
Уже в начале 1930-х гг. ЦК ВКП делает вывод о том, что «обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки». И как следствие, была поставлена задача, организовать «научно-марксистскую проработку программ, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний», в том числе и в науке истории. Постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. отмечало «недостаточность исторического подхода к программам по общественным предметам, где крайне слабо выражено представление об историческом прошлом народов и стран, о развитии человеческого общества и другое. И существенным недостатком является и то, что не разработаны еще программы по истории».
По итогам был сделан вывод о признание необходимым учебные программы, включающие важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их исторического развития. Таким образом, в новом Постановлении ЦК ВКП (б) «Об учебниках для начальной и средней школы» от 12 февраля 1933 г. отмечалось, что непременным условием устранения стереотипных недостатков школы и «перехода всего обучения на новые устойчивые программы и методы преподавания истории является наличие по данному предмету стабильных учебников, призванных ликвидировать существующий «метод» нескончаемого «проектирования» учебников». Признавая данное положение ЦК ВКП постановляет прекратить поток так называемых «рабочих книг» не дающих систематических знаний и поручить Наркомпросу и ОГИЗу обеспечить издание стабильного и единого учебника по предмету истории, утверждённый Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учпедгизом. При этом учебная литература, как исторический источник, должна была отвечать новым идеологическим и государственным требованиям ЦК ВКП и общественности, следовать к возврату дореволюционных традиций написания в содержании изложения
В советское время считалось, что осмысление методического опыта нецелесообразно в контексте построения советского исторического образования на принципиально новых началах. Однако понятно, что поступательное развитие национальной системы школьного исторического образования сегодня уже невозможно без сознательного отношения к традициям образования.
Исследование исторического прошлого - это своеобразный диалог между прошлым и настоящим. В таком диалоге определяется сущность историко-педагогического труда, которая в первую очередь детерминируется потребностями современности, а главное, с помощью знаний о прошлом выдвигаются важнейшие исторические проблемы современности.
Знания прошлого развития методики истории учат быть объективным, правильно оценивать мысли, функционирующие в литературе. Они помогают осознавать, что многое из того, что принимается тем или иным исследователем за свое новое, оригинальное творение, давно уже существовало раньше и делалось часто или намечалось еще вернее и лучше, чем сегодня, или, наоборот, признано неправильным, давно осуждено многолетним опытом.
В послевоенные годы на формирование содержания школьных курсов истории влияли очередные постановления ЦК ВКП (б) и СНК где требовалось «улучшить преподавание истории и повысить идейный уровень партийности работы в школе». Ведущим школьным курсом истории считался курс истории СССР 10-го класса, где изучались события ХХ в. Свидетельством тому - общее количество публикаций в журнале «Преподавание истории в школе» за 1946 гг.: 31 статья по истории СССР, а по всемирной - 9 Проблематика статей имела ярко выраженный идеологический характер: «Великий русский народ и его роль в истории», «СССР - образец многонационального социалистического государства» и др.
После смерти Сталина из учебников стали исчезать сюжеты связанные с культом личности вождя и начали возвращаться в историю имена некоторых деятелей (в основном советского времени). Для уточнения задач по обновлению содержания учебников в условиях частичной либерализации советского общества в 1956 году. Было проведено Всесоюзное совещание. Во второй половине 50-х годов школа получила переработанные и значительно сокращенные учебники. В частности, новый учебник по истории для 4-го класса С. Алексеева и В. Карцева «История СССР. Учебная книга для 4 класса» (1957 г.). существенно отличался от предыдущего под редакцией А. Шестакова (объем текста сократился с 11,26 до 8,79 условных печатных листов). В то же время, новая книга содержала больше иллюстраций и исторических карт.
Сокращению подверглись учебники древнего мира и средних веков. Уменьшился объем текста учебных книг и для старших классов. Учебник Л. Бущика «История СССР для 8 класса» (1958) имел 17 пунктов меньше предыдущего под редакцией А. Панкратовой, количество дат и имен сократилась в три раз.
Уменьшение объема текста осуществлялось, в основном, путем переструктурирования учебного материала и извлечения из него цитат Сталина. Дифференциация содержания тоже способствовала сокращению количества страниц учебных книг. В частности, по курсу истории СССР было устранено все, что связывалось с национальной историей, поскольку эти проблемы освещались в республиканских учебниках. В конце концов, курс истории СССР превратился фактически в российскую историю.
Во времена десталинизации и частичной либерализации советского общества историкам удалось, наконец, разработать учебник по новейшей истории зарубежных стран. Он стал использоваться с 1958 г.
В 1950-х гг. содержание школьных курсов истории структурно делилось на всемирную, СССР и республиканскую. Доминирующим среди них был курс истории СССР Он изучался концентрически: в младших классах ученики овладевали кроткий курс союзной истории, а в старших - систематический курс истории СССР (в соответствии с возрастом школьников дифференцировался и содержание учебников).
Объект исследования - развитие методики обучения истории в СССР.
Предмет исследования – процесс становления и развития методики обучения истории в СССР в 1950-1980-х гг.
Цель исследования - охарактеризовать принципы и и проанализировать структуру исторического образования в советской школе 1950-1980-х гг.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Характеристика процесса формирования принципов исторического образования в СССР.
2. Обзор системы подготовки учителей истории в соответствии с идеологическими задачами в 1950-1980-х гг.
3. Общая характеристика школьных программ курса истории в 1950-начале 1980-х гг.
4. Анализ изменений в государственной политике исторического образования во второй половине 1980-х гг.
Степень изученности проблемы. Проблема генезиса обучения истории достаточно сложна. Она находилась в центре внимания педагогов и методистов в разные периоды развития как отечественной, так и зарубежной школы.
Для решения поставленных задач были отобраны документальные источники разной видовой принадлежности: опубликованные постановления руководящих органов советской власти (съездов Советов, СНК РСФСР и др.) и партийных органов по вопросам народного образования, принятых в рассматриваемый период, как, например, Постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении». Различные законы в сфере образования, принятые в данный период. Например, Закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Также в работе были использованы программы, которые принимались в сфере образования в рассматриваемый период времени.
Среди работ советского периода важными для нашего исследования были разработки выдающихся методистов19 50 - 80 годов. Н. В. Андриевской, А.А. Вагина, П.В. Горы, В.Г. Карцова, П.С. Лейбенгруба и др., в которых
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование 2001. – С. 64 – 68.
2. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. – 2001. № 1 – С. 24 – 33.
3. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. – 151 с.
4. Баранов, П.П. Профильное обучение истории: характер, объекты, содержание внутришкольного контроля/П.П. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 3. С. 56-61.
5. Барков, А.С. О научном краеведении.- В кн.: Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
6. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя / Л.С. Бахмутова. М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. 352 с.
7. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович. – М,: Педагогика, 1968. – 321 с.
8. Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. - М., 1961.
9. Вагин А.А. Методика обучения истории / А.А. Вагин. - М., 1972. -316 с.
10. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю . – М., Просвещение, 2002.-113с.
11. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М.: 2000. 38 с4.
12. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. М., 1988. - С. 7-11.
13. Данилевский И. Н., Добровольский Д. А. Источниковедение. М., 2015.
14. Дубовицкая, Т. Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестник Оренбургского университета. - 2004. - № 2. - С. 75–79.
15. Евгенева, А.П. Словарь русского языка. Т. 3. М., 1999. 75 с2.
16. Ежова С.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
17. Иванов, П.В. Современное школьное краеведение //Советская педагогика. -1990.- №10.- С.9–24.
18. Игнатова, Е.В. Методические условия работы старшеклассников с документами на уроках истории различной формы, (на материале истории культуры и быта Отечества XX века): дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.В. Игнатова; Московск. гос. пед. ун-т. - Москва, 2006. 3 с2.
19. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе / А.Г. Каспржак. - М. : Новая школа, 2004. - 160 с.
20. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования (второе издание). М. 2003 – 178 с..
21. Короткова М.В. Педагогическое наследие М.Т. Студеникина в свете тенденций развития современного исторического образования // Преподавание истории в школе. -2016. - №2.
22. Ларина, Л.И. Элективные курсы по истории в профильной школе / Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - № 9. - С. 9-16.
23. Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Н.Г.Дайри. - М., 1978. - Ч. 1. - Гл. 1.
24. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. - М., 1978. - Ч. 1. - С. 39-45.
25. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах / Под ред. Ф.П.Коровкина, Н.И.Запорожец. - М., 1970.
26. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах. /Под ред. Ф.П. Коровкина, Н.И. Запорожец. - М., 1970. - С. 3-14.
27. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1986.
28. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. документов. 1917-1973 гг. М., 1974.
29. Прохоров, А.П. Преподавание истории в школе. /А.П. Прохоров// «Школьная библиотека». - № 3. - 2001
30. Русина Ю.А.. Методология источниковедения. Издательство Уральского университета. 2015.
31. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2-х т. Т. 2. М., 2002.. 208 с.
32. Стражев А.И. Методика преподавания истории. - М., 1964. – 280 с.
33. Стрелова О.Ю. Год российской истории как политический и педагогический проекты: перспективы продолжения в сфере исторического образования и подготовки преподавателей истории // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: Мат-лы Все- рос. науч. конф. / Отв. ред. проф. Я.Г. Солодкин. Нижневартовск, 2013.
34. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002. 240. с
35. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности обучающихся: //Методический сборник. – М.: Народное образование, 1983.
36. Чернова, М.Н. Работа с документами на уроках истории. М., 2008. – 225 с.
37. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., Педагогика, 1998. – 144 с.
38. Чижов Л.А. Становление стабильных учебников истории в советской школе // ПИШ. 1976. № 6. С. 13-20.
39. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
40. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. //Преподавание истории в школе. - 1971.- № 3 – С. 22 – 32.