Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность, виды и социально-экономические последствияинфляции 5
1.1. Причины и сущность инфляции 5
1.1. Социально-экономические последствия инфляции 8
1.2. Методы борьбы с инфляцией 10
Глава 2. Анализ инфляционных процессов в России и Испании на современном этапе 16
2.1. Факторы, оказывающие влияние на инфляцию в России и Испании 16
2.2. Динамика инфляции в России и Испании 18
2.3. Основные направления преодоления инфляции в России и Испании 22
Заключение 26
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Антиинфляционная политика государства тесно связана с монетарным режимом страны, на который большое влияние оказывают экономические и финансовые факторы. Стабилизационные меры, направленные на достижение низких темпов инфляции в индустриально развитых странах и странах с переходной экономикой, сводятся к четырем основным режимам денежно-кредитной политики: таргетирование обменного курса, таргетирование денежных агрегатов, таргетирование инфляции, денежно-кредитная политика без установления номинального якоря.
Режим монетарного таргетирования как эффективный инструмент антиинфляционной политики получил распространение в 70-80-х годах ХХ в. Он базируется на убеждении, что изменение предложения денег вызывает соответствующее изменение темпов инфляции. Практика двух успешных режимов монетарного таргетирования центральных банков Германии и Швейцарии показала, что, центральный банк может ограничивать всеми возможными средствами уровень инфляции в средне- и долгосрочном периоде. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Целью работы является анализ инфляции, ее инструментов и особенностей регулирования. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи работы:
- раскрыть сущность инфляции;
- проанализировать инструменты, виды и эффективность антиинфляционной политики;
- выделить основные цели инфляционного таргетирования;
- проанализировать динамику и особенности инфляции в России и Испании;
- обозначить методы борьбы с инфляцией в России и Испании.
Объектом работы являются инфляционные процессы и особенности регулирования инфляции в России.
Предметом работы является теоретические и практические аспекты особенностей инфляции и методы ее регулирования.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами и шестью параграфами, заключением и списком литературы.
Глава 1. Сущность, виды и социально-экономические последствияинфляции
1.1. Причины и сущность инфляции
В общем виде под инфляцией понимают совершающиеся в экономике:
• чрезмерное увеличение бумажных денег в обращении, не соответствующее предложению товаров и услуг;
• снижение покупательной способности денег;
• общее длительное повышение цен.
Другое мнение, инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, проявляющееся не только в повышении цен. Наиболее общее, традиционное, определение инфляции - это «переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен» .
На рубеже ХХ-ХХI вв. появляются мнения, что трактовка инфляции изменилась. Традиционная характеристика инфляции роста потребительских цен не учитывает не менее опасную форму роста цен финансовых активов. В подтверждение приводятся события 1989 г. в Японии, где повышение курсов акций и цен на землю привело к финансовому кризису, а также события в 2000-2001 гг., когда финансовый кризис поразил США и Западную Европу.
В дальнейшем понятие инфляции претерпевало некоторые изменения: одни авторы стали характеризовать ее как общий рост потребительских цен; другие акцентировали внимание на «переполнении каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен». Это нашло отражение и в определении понятия инфляции, сущности ее форм, видов и иных экономических и социальных категорий.
Обращается внимание на феномен открытости инфляции, выражающейся в росте цен. В качестве альтернативы рассматривается «скрытая» (подавленная) инфляция, понятие которой ввел в оборот шведский экономист Б. Хансен. Акцентируется внимание на их различии. Открытая инфляция выражается в росте цен. Подавленная инфляция характеризуется тем, что цены и заработная плата находятся под жестким контролем государства, а основной формой ее выражения является всеобщая нехватка товаров.
Различают три вида инфляции:
- умеренная – цены растут медленно (менее 10 процентов за год), стоимость денег сохраняется;
- галопирующая – цены растут от 20 до 200 процентов в год. Большинство контрактов заключаются с учетом роста цен или же связываются с иностранной валютой (например, с долларом США). Население пытается ускоренно материализовать деньги в товарную массу; быстро растет процентная ставка;
- гиперинфляция – темпы инфляции превышают 200 процентов в год .
Количество денег в обращении и цены растут астрономическими темпами. Различие цен и заработной платы становится катастрофическим. Снижается благосостояние почти всех слоев населения. Переход от умеренной инфляции к галопирующей, а затем – к гиперинфляции сегодня не является обязательным для развитых стран. Экономическая политика государств (денежная и фискальная) дает возможность удерживать инфляцию в относительно приемлемых пределах.
Различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию. Сбалансированной считается такая инфляция, к которой экономика привыкла. В этом случае в соответствии с ежегодным ростом производства и занятости цен на основные виды товаров и услуг растет процентная ставка. Итак, ситуация соответствует той, когда цены стабильны. Такая инфляция ничего не меняет в экономике. В условиях несбалансированной инфляции цены резко растут, причем не одновременно на все товары и услуги. От несбалансированной инфляции страдают прежде всего денежный оборот и система налогообложения. Население, стремясь сохранить свои деньги, пытается перевести их в ценные бумаги, дающие прогрессивный процент прибыли, сознательно завышая их номинальную стоимость
Современное направление кейнсианской теории выделяет два вида инфляции: спроса и издержек. Инфляцию спроса можно представить как превышение совокупного спроса над текущими производственными возможностями, которые приводят к повышению уровня цен. Инфляция такого рода начинается с роста цен на конечный продукт, постепенно распространяясь на факторы производства, при этом рост цен на последние отстает от роста цен на первые. Какие бы не были причины первоначального роста цен, они немедленно наталкиваются на ограничения, связанные с фактическим объемом денежной массы .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с.
2. Григорьев, Л. М. Экономика переходных процессов. В 2 томах. Том 1 / Л.М. Григорьев. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2013. - 528 c.
3. Демьянова Е. А. Испания в ЕС: итоги // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispaniya-v-es-itogi (дата обращения 22.12.2018)
4. Маркова, А.Н. Экономическая история зарубежных стран: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / А.Н. Маркова, А.В. Сметанин, Ю.К. Федулов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 375 c.
5. Слагода В.Г. Экономика. — М.: Форум. — 2013. — 224 с.