Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.
Дидактические игры проводятся с малышами детского сада начиная с самого раннего возраста. Существует большое количество увлекательных игр, посредством которых педагоги знакомят маленьких воспитанников с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной. От правильно организованной и интересно проведённой дидактической игры зависит общее развитие ребёнка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми.
В детском саду воспитанники играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих. Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка.
1. Освоения азов математики для разных групп детского сада
1.1.Цели и задачи
Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.
И. Песталоцци
Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):
• освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
• овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
• стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.
Программные задачи:
1. Первая младшая группа (два-три года):
o обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);
o учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая кукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);
o учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
o развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);
o дать знание о частях тела (голова, руки, ноги).
2. Вторая младшая группа (три-четыре года):
o учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма);
o научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий), ширине (узкий — широкий), по высоте (низкий — высокий);
o познакомить с кругом, квадратом, треугольником;
o учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад);
o познакомить с частями суток.
3. Средняя группа (четыре-пять лет):
o изучить цифры и порядковый счёт в пределах пяти;
o познакомить с операциями сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;
o познакомить с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат, шар и куб, конус и цилиндр, овал и круг;
o совершенствовать навыки ориентации на плоскости (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);
o развивать временные представления: последовательность годовых сезонов и частей суток.
4. Старшая и подготовительные группы (пять-семь лет):
o сформировать знания цифр от нуля до девяти и состава числа из отдельных единиц;
o познакомить с понятиями количества и порядкового счёта предметов в пределах числового ряда первого десятка;
o учить видеть относительные числовые связи (больше, меньше, равно);
o освоить умение самостоятельно составлять задачи на основе элементарных арифметических действий по картинкам, записывать решение, решать простейшие примеры;
o совершенствовать знания геометрической формы, развивать навыки различения фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал), а также тел (шар, куб, цилиндр);
o сформировать представление о признаках предметов, таких как высота, ширина и длина, обучать умению сравнивать предметы с учётом изученных параметров;
o дать знания о весе, объёме, глубине предмета, о сторонах, углах фигур, изучить понятия «треугольник» и «четырёхугольник»;
o сформировать представление об изменении количества, величины, веса, объёма в результате действий перекладывания, переливания, прибавления или убавления;
o развивать навыки ориентирования в пространстве и во времени (знать части света, времена года, последовательность месяцев, дней недели, суточных периодов).
1.2.Педагогические приемы
Рассмотрим педагогические приемы. Они бывают:
1. Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов, мультимедийных презентаций):
o В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используется как образец нового способа действия. Если малыши уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду».