Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Журналистскому образованию в России уже более 100 лет, но оно продолжает оставаться в центре внимания представителей высшей школы, медиаиндустрии, журналистского сообщества, общественности. Не стихает дискуссия о том, нужно ли журналисту профессиональное образование, чему и как учить будущих журналистов. Причина такого интереса, по словам Е. Л. Вартановой, в поиске обществом адекватного современности понимания профессии журналиста, природы СМИ, развитие цифровых технологий, трансформации ценностных и этических установок в журналистике.
Организация профессионального образования журналистов в начале третьего тысячелетия характеризуется тенденцией к его регионализации. В 2000 г. создан факультет журналистики Удмуртского университета, в 2003 г. - факультет журналистики Байкальского университета экономики и права (БГУЭП), открыл журналистскую специализацию Брянский университет имени И. Г. Петровского, есть кафедра журналистики Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ «РИНХ»), Подготовка журналистов к 2006 году велась в 53 вузах, едва ли не половина находилась в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. В настоящее время в России подготовку журналистов осуществляет более 100 вузов, в то время как во всем СССР насчитывалось только 25 факультетов и отделений журналистики.
Исторический опыт журналистского образования включает в себя широкий спектр предметов изучения – от традиционного газетоведения до современного медиазнания. В совокупности он позволяет, учитывая исторические особенности, наладить современную систему профессионального журналистского образования.
Цель работы: рассмотреть становление и развитие журналистского образования в СССР и в современной России.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить историю развития журналистского образования в СССР;
• Рассмотреть современное состояние журналистского образования в России.
Объект исследования: журналистское образование.
Предмет исследования: содержание журналистского образования в СССР и России.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Журналистское образование в СССР
1.1. Состояние и проблемы журналистского образования в первые годы советской власти
В начале XX в. встал вопрос о подготовке журналистов в специальных учебных заведениях. В феврале 1905 г. в Москве были организованы первые курсы для обучения журналистов, но в связи с революционными событиями осени 1905 г. деятельность их прекратилась.
Думали о подготовке журналистов в профессиональных и высших учебных заведениях и в советское время.
В 1918 г. при Коммунистическом институте им. Я.М. Свердлова действовали Центральные газетные курсы. В 1919 г. РОСТА были созданы краткосрочные курсы подготовки газетных техников. Потом это стала школа журналистов с полуторамесячными курсами обучения.
В 1921 г. учреждается Институт журналистики («практический институт» с годичным сроком обучения). В 1923 г. он был преобразован в высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения (Государственный институт журналистики). В результате реорганизации он стал Коммунистическим высшим учебным заведением (КИЖ). Такие заведения создавались и в других городах: Ленинграде, Харькове, Минске, Алма-Ате, Свердловске, Куйбышеве.
В 1924 г. работали газетные секции в Коммунистическом университете народов Запада в Москве. Функционировал Редакционно-издательский институт.
В предвоенные годы работников печати, редакторов периодических изданий начали готовить в Высших партийных школах (с трехгодичным сроком обучения).
В 1926 г. в Ленинградском университете была создана кафедра газетного дела. Были школы газетного ученичества. В Москве такая школа открылась в 1926 г.
Кроме комвузовской подготовки началась подготовка литературных редакторов и критиков в университетах (на факультете общественных наук в МГУ, затем на этнологическом факультете МГУ).
Учебный план первых институтов журналистики включал в основном профессиональные дисциплины: введение в газетное дело, теорию публицистики, газетную информацию, историю русской журналистики, законодательство о печати, новые формы газеты, правку материалов, критическую библиографию, пресс-бюро, практические занятия по публицистике и информации. Позднее, когда курс обучения увеличился до трех лет, в программу были включены общественно-политические курсы: диалог, ленинизм, история классовой борьбы, история большевистской печати, конкретная экономика и др.
Учебный план 1925 г. включал широкий круг дисциплин. Изучались история России и зарубежных стран, политическая география, общая технология и психология .творчества, математика, естествознание и другие науки. Практически отсутствовали филологические курсы.
Менялось направление обучения. Основными в преподавании стали не профессиональные дисциплины (им отдавалась меньшая часть учебного времени — всего три дисциплины), а идеологическая партийная подготовка, выработка «классового чутья», умение точно следовать за партийными директивами того времени. Менялся преподавательский состав. Опытные профессионалы были заменены слушателями Института красной профессуры.
И все-таки уровень образования работников в газетах был невысок. Журналистика нуждалась в более широком гуманитарном образовании. Тогда встал вопрос об университетском журналистском образовании.
1.2. Университетское журналистское образование
В 1941 г. институт в Свердловске вошел на правах факультета в состав Уральского государственного университета. В 1944 г. факультет журналистики был создан в Белорусском университете. Затем в 1946 г. открылись отделения журналистики в Ленинградском и Уральском университетах. В 40-е годы на филологических факультетах появились отделения и кафедры журналистики в Азербайджанском, Вильнюсском, Казахском, Киевском, Львовском, Ташкентском и Харьковском университетах.
В 1947 г. на филологическом факультете Московского университета было основано отделение журналистики.
Срок обучения на факультете журналистики — 5 лет на дневном отделении, 6 лет на вечернем и заочном отделениях. Со временем на факультете появились своя телевизионная студия, учебная радиостудия, типография, учебная газета «Журналист», фотолаборатория, лаборатория машинописи, дисплейный класс и лингафонные кабинеты для обучения иностранным языкам. Преподаватели, ведущие занятия по журналистике, сами не менее двух лет работали в качестве литературных сотрудников и в большинстве своем являлись опытными журналистами, Все преподаватели специальности продолжали сотрудничество в средствах массовой информации. Один раз в пять лет они стажировались в редакциях различных газет, радиовещания, телевидения или информационных агентствах.
Первыми кафедрами факультета были кафедры истории, теории и практики советской печати (заведующий — Е Л. Худяков), истории русской журналистики и литературы (заведующий — Е.С. Ухалов), стилистики русского языка и редакционно-издательского дела (руководил ими профессор К.И. Былинский).
В 50-е годы начала формироваться система подготовки журналистов в университетах. Но особенно бурный рост новых отделений и факультетов журналистики начался в 1960-е годы. Открылись новые отделения и факультеты в Воронежском, Дальневосточном, Иркутском, Казанском, Ростовском и других университетах.
К середине 60-х годов началась подготовка сначала в МГУ, потом и в других крупных университетах журналистов для радио и телевидения. В это время уже начали выходить первые учебники и учебные пособия по телерадиожурналистике.
Активизировавшиеся в связи с некоторой демократизацией общественной жизни при Н.С. Хрущеве социологические исследования привели к тому, что на факультете журналистики МГУ в 1968 г. была создана лаборатория по изучению функционирования печати, радио, телевидения, которая провела первые социологические исследования в области журналистики. На факультете журналистики МГУ стали читаться курсы социологии и социальной психологии.
В 1968 г. в учебный план факультета журналистики МГУ был включен отдельный теоретический курс « Основы марксистско-ленинской теории журналистики». Начали защищаться чисто теоретические диссертации. Стала формироваться молодая наука — теория журналистики. Этот процесс проходил весьма драматично, в столкновении с традиционно партийным подходом. Выход в свет первого пособия по курсу теории журналистики, написанного Е.П. Прохоровым, не состоялся, потому что уже отпечатанный тираж был изъят из библиотек. Вышестоящие органы сочли, что раздел, посвященный трактовке принципов журналистики, в частности принципа объективности, не соответствовал партийным установкам и критериям. Неприятие также вызывало оперирование термином «социалистическая журналистика», а не «коммунистическая», как это было принято.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдонина Н.С. Журналистское образование: новые контексты // Журналистский ежегодник. - 2016. - № 5. - С. 24-27.
2. Вахрушев А. А. Журналистское образование: региональный компонент/Профессия -журналист: вызовы XXI века. М., 2007, с. 9 -10.
3. Воронина Т. П. Философские проблемы образования в информационном обществе. Автореф. дисс... д-ра филос. наук. -М., 1995. -41 с.
4. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХI века: (В поисках практико-ориентиров. образоват. концепций). -М.: ИнтерДиалект+, 1997. -697 с.
5. Головин Ю.А. Журналистское образование в условиях культурно-информационной войны // В сборнике: Высшее образование для XXI века доклады и материалы XIII Международной научной конференции. Круглый стол «Профессиональная подготовка в сфере массмедиа». - 2016. - С. 3-8.
6. Громова Л.П. Журналистское образование в СПБГУ: истоки и уроки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. - 2017. - Т. 14. - № 2. - С. 292-294.
7. Дубинская, С. Всеволод Богданов: Журналистика умирает? Да здравствует журналистика! -http://planetasmi.ru/izdatelskij-biznes/46552-vsevolod-bogdanov-zhurnalistika-umiraet-da-zdravstvuet-zhurnalistika
8. Евстратов, А. Владимир Познер высказался в Воронеже за расформирование журфаков. -http://36on.ru/magazine/society/7634-vladimir-pozner-vyskazalsya-v-voronezhe-za-rasformirovanie-zhurfakov
9. Емельяненко, В. Елена Вартанова: «Журналистика -общественный институт, который производит духовные и виртуальные ценности». -http://planetasmi.ru/upravlenie/45053-zhurnalistika-obshchestvennyj-institut-kotoryj-proizvodit-dukhovnye-i-virtualnye-tsennosti-elena-vartanova
10. Жолудь, Р. Разные учебники: о практическом подходе в теоретическом обучении // УМО-регион, 2014. -С.29-32.
11. Иванова Л.Д. Современное журналистское образование: традиционные и новые формы обучения студентов // В сборнике: теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 191-194.
12. Исхаков Р.Л. Журналистское образование в XXI веке: матрица исторического опыта // В сборнике: Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования Материлы ХVI Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. Редакционная коллегия: Е.В. Грунт, Г.Б. Кораблева, А.В. Меренков, Л.Л. Рыбцова, А.В. Старшинова. - 2013. - С. 982-990.
13. Корконосенко С.Г. Педагогика журналистики и ее ресурсы//Журналистское образование в XX1 веке. Кого, кому и как учить журналистике?: Сборник материалов международной учебно-методической конференции. Екатеринбург, 25 -27 февраля 2000 г. - Екатеринбург: Изд -во Урал. ун -та, 2000.
14. Мельник Г.С. Медиаиндустрия и журналистское образование: шаги к сближению // Век информации. - 2017. - № 1. - С. 264-273.
15. Пешая, Е. Гришковец: Хуже образования, чем на журфаке, не бывает. -http://www.metronews.ru/novosti/grishkovec-huzhe-obrazovanija-chem-na-zhurfake-ne-byvaet/Tponjl-TSIfMCloxuTsY/
16. Тулупов В.В. Журналистское образование в мире // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 1996. - № 2-3. - С. 86-91.
17. Тулупов В.В. Журналистское образование для XXI века // В сборнике: Высшее образование для XXI века доклады и материалы XIII Международной научной конференции. Круглый стол «Профессиональная подготовка в сфере массмедиа». - 2016. - С. 15-22.
18. Тулупов В.В. Журналистское образование нового тысячелетия // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 2016. - № 5-6 (140-141). - С. 2-3.
19. Тулупов В.В. О вузовском журналистском образовании//Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т.22. № 3 (153). С. 7 -13.