Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. Приоритет государства в сфере финансовой политики состоит в макроэкономической стабилизации национальной экономики. Осуществлению стабилизации экономики способствует фискальная и денежная политика, а также применение инструментов налогообложения или политики регулирования государственных
2
расходов. Уровень воздействия перечисленных мер на экономический рост и стабильность экономики в общем является предметом анализа много лет. Государственный бюджет представляет собой финансовый план, отражающий структуру расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке. В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. В современных условиях в качестве одной из важнейших задач бюджетного процесса в РФ выступает балансирование доходов и расходов государства. В масштабах всей страны решение данной задачи выступает как важный фактор стабилизации экономики. Превышение данного показателя является проблемой, и она должна быть решена. Проблема сбалансированности является актуальной для всех бюджетов бюджетной системы РФ. Помимо этого, острота проблемы сбалансированности бюджетов стала сильнее под воздействием некоторых посткризисных явлений в экономике, в связи с этим в качестве одной из важнейших задач, которые обозначены в Бюджетном послании Президента РФ, выступает задача обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ В РФ КАК ФАКТОРА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 1.1 Сущность и виды дефицита бюджета Для рассмотрения сущность дефицита бюджета нужно сначала рассмотреть, что же такое бюджет. Основным звеном финансовой системы государства выступает его бюджет. Бюджет необходим для сосредоточения денежных средств и их использования для обеспечения финансирования важнейших функций государства. Следовательно, бюджет представляет собой инструмент экономической и социальной политики, необходим для перераспределения части ВВП государства с учетом интересов общества.
3
Другое определение понятия бюджета содержится в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [2]. Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [28. С.123]. Бюджетная система Российской Федерации, согласно Бюджетному Кодексу РФ, состоит из трех уровней: - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - местные бюджеты [10. С.15]. Основными бюджетами бюджетной системы России являются [2]: - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - местные бюджеты, в том числе: - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, СанктПетербурга и Севастополя; - бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов. Бюджетная система Российской Федерации включает в себя республиканские бюджеты, областные и краевые бюджеты, городские бюджеты Москвы, СанктПетербурга и Севастополя, окружные бюджеты автономных округов, 1 бюджет
4
Еврейской автономной области, а также более 29 тысяч бюджетов органов местного самоуправления (городских, районных, поселковых, сельских). Понятие «государственный бюджет» имеет много различных определений и трактовок. Так, например, Е.Н. Лобачева рассматривает данное понятие с двух сторон: как экономическую категорию и как финансовый план. Она считает, что государственный бюджет с экономической точки зрения – это денежные отношения, возникающие у государства по вопросу перераспределения национального дохода с целью образования и использования бюджетного фонда с юридическими и физическими лицами [11. С.32]. Д.О. Белов определяет государственный бюджет как роспись доходной и расходной частей государства, предприятия, учреждения, семьи и отдельного лица на конкретный срок.
1.2 Правовые основы регулирования дефицита бюджета РФ Состав бюджетного законодательства России представлен Бюджетным Кодексом Российской Федерации [2] и ряда принятых на его основании федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и иными федеральными законами Российской Федерации. Федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам представительных органов муниципального образования, которые предусматриваются в части первой статьи 2 Бюджетного Кодекса, считается недопустимым наличие противоречий Бюджетному Кодексу. В состав бюджетных полномочий России следует включать: - осуществление установления общих принципов компании и деятельности бюджетной системы России, основ бюджетного процесса и межбюджетных взаимоотношений; - осуществление определения основ формирования и исследования проектов бюджетов бюджетной системы России, осуществления утверждения и
5
выполнения бюджетов бюджетной системы страны, формирования, внешнего контроля, исследования и утверждения отчетов об их выполнении и проведения контрольных мероприятий их выполнения; -осуществление установления порядков формирования и исследования проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществления утверждения и выполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России, проведение контрольных мероприятий их исполнения, формирования и внешней проверки, исследования и утверждения отчетов исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; - осуществление формирования и исследования проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России, осуществление утверждения и выполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России и др.
1.3 Источники покрытия дефицита бюджета Существует несколько различных способов, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет долгового финансирования, кредитно-денежной эмиссии и увеличения налоговых поступлений в бюджет. От выбора способа финансирования, главным образом, зависят и последствия бюджетного дефицита. Сущность перечисленных способов состоит в следующем. 1. Долговое финансирование (выпуск займов). Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги, продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами [17. С.118]. Данный способ финансирования сопровождается эффектом вытеснения, т.е. за счет выпуска государственных займов происходит повышение процентной ставки, что способствует снижению инвестиций в частном секторе и частично потребительских расходов.
6
2. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Эмиссионное финансирование заключается в том, что для покрытия превышения государственных расходов над доходами государство проводит денежную эмиссию, т.е. выпускает новые деньги. При монетизации дефицита государственного бюджета образуется сеньораж – доход, извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег [20. С.128]. 3. Увеличение налоговых поступлений в бюджет. Такой способ осуществляется за счет роста налогов и изменения налоговых ставок [22. С.227]. Как источник пополнения государственных доходов носит ограниченный характер, поскольку высокий уровень налогообложения сокращает стимулы к получению больших доходов, что приводит к сокращению суммарных поступлений налогов государству. Таким образом, каждый из приведенных способов финансирования бюджетного дефицита имеет свои достоинства и недостатки. И ни один из способов финансирования не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
2 ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ 2.1 Характеристика доходной и расходной части государственного бюджета РФ Исполнение федерального бюджета в 2017 году осуществлялось в соответствии с: - Федеральным законом № 415-ФЗ (в ред. законов № 157-ФЗ, № 326-ФЗ) (далее – Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»); - нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов. Основные показатели исполнения федерального бюджета за последние пять лет представлены в таблице 1.
7
Как можно увидеть из данных таблицы 1, по сравнению с 2016 годом было увеличение поступления нефтегазовых доходов на 0,9% к ВВП, или 1 127,9 млрд рублей, обусловленного фактическим ростом цен на нефть марки «Юралс» (2017 год – 53,0 долл. США/барр., 2016 год – 41,7 долл. США/барр.) и газ природный (2017 год – 192,1 долл. США/тыс. куб. м, 2016 год – 167,7 долл. США/тыс. куб. м). Расходы федерального бюджета снизились на 1,3% к ВВП, на данное обстоятельство повлиял рост ВВП. Федеральным законом № 415-ФЗ утвержден объем доходов федерального бюджета в 2017 году в сумме 13 487,6 млрд рублей (15,5% к ВВП), рассчитанный исходя из цены на нефть на уровне 40,0 долл. США/барр. и курса 67,5 рубля за долл. США, в том числе нефтегазовые доходы – 5 050,0 млрд рублей (5,8% к ВВП) и ненефтегазовые доходы – 8 437,6 млрд рублей (9,7% к ВВП). В течение 2017 года оценка доходов федерального бюджета корректировалась с учетом роста цены на нефть, снижения курса доллара США и изменений других показателей социально-экономического развития Российской Федерации. На фоне роста цен на нефть и оживления экономической активности поступления доходов федерального бюджета в начале 2017 года оказались выше ожидаемых, а также превысили поступления доходов за соответствующий период 2016 года, что дало основание к увеличению прогноза поступления доходов на 2017 год по сравнению с объемом доходов, учтенным в Федеральном законе № 415-ФЗ. Федеральным законом № 157-ФЗ предусмотрено поступление доходов в размере 15,9% по отношению к ВВП, что на 0,4% больше, чем предусматривал первоначальный закон, при увеличении доли нефтегазовых доходов на 0,5% к ВВП и снижении доли ненефтегазовых доходов на 0,1% к ВВП (в связи с ростом прогнозируемого объема ВВП в 2017 году).
2.2 Анализ бюджетного дефицита в РФ Как можно увидеть по данным таблицы 4, до 2016 году по РФ наблюдался рост бюджетного дефицита с 323 млрд. руб. в 2013 году до 2956,4 млрд. руб. в 2016
8
году, однако в 2017 году благодаря эффективной государственной бюджетной политики в России произошло снижение бюджетного дефицита до 1331,4 млрд. руб., или на 55% по сравнению с 2016 годом. Снижение дефицита федерального бюджета произошло в основном за счет прироста нефтегазовых доходов в 2017 году на 1127,9 млрд. руб., который обусловлен по факту ростом цен на нефть. Также положительной оценки заслуживает уменьшение к 2017 году ненефтегазового дефицита, он составил 7303,3 млрд. руб. При этом можно отметить, что в 2016 году дефицит в % к ВВП превышал пороговую величину в 3%, а в 2017 году данная величина снизилась до -1,4%, что является положительной тенденцией в экономике страны. Одним из основных механизмов финансирования дефицита бюджета является государственный долг. В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Для детального изучения общего объема государственной задолженности Российской Федерации рассмотрим приведенные данные.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СНИЖЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РФ Для достижения сбалансированности федерального бюджета (снижения дефицита) необходимо обеспечить эффективное использование бюджетных средств. Эффективное использование финансовых ресурсов и их перераспределение является одним из важнейших условий устойчивого развития экономики государства. Для обеспечения более эффективного расходования бюджетных средств на прошедший 2018 год и в перспективе были поставлены следующие задачи: - увеличение эффективности инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
9
- обеспечение условий для улучшения качества предоставляемых государственных услуг; - повышение эффективности процедур проведения государственных закупок; - вовлечение граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности; - усовершенствование предварительного и последующего финансового контроля, а также уточнение порядка и содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере. Выполнение поставленных задач невозможно без принятия необходимых мер и направлений, осуществляемых в совокупности. К ним относятся: - совершенствование государственных программ; - повышение эффективности мер социальной поддержки населения; - совершенствование бюджетной политики в сфере государственной поддержки реального сектора экономики; - повышение эффективности осуществления расходов на государственное управление; - развитие внутреннего финансового контроля и мониторинг качества финансового менеджмента; - обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов. Но не стоит забывать о дефиците федерального бюджета. По прогнозам развития федерального бюджета следует, что несмотря на увеличение доходов, расходы доминируют в 2016 году на 2675 млрд. руб., а в 2019 году на 1139 млрд. руб. [21. С.55] Для адаптации экономики страны в таких сложных ситуациях используются сформированные резервы экономических ресурсов, которые предназначены для финансирования потребностей, которые возникают неожиданным образом либо связаны с ситуацией критического характера. Финансовые резервы необходимы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов. В качестве основных источников финансового
10
обеспечения дефицита федерального бюджета с 2015 по 2017 годы выступают государственные заимствования Российской Федерации и средства Резервного фонда. На сегодняшний день резервы страны находятся на стадии исчерпания. Происходит это не только из-за превосходства расходов над доходами, но и изза снижения оттока капитала, вследствие которого к концу 2016 года уменьшились резервов страны в иностранной валюте. Надо понимать, что в такой ситуации, когда настало время тратить резервы, а не копить их, оказались все нефтедобывающие страны. Россия держится в середине списка, так как наше правительство наиболее решительно сокращает расходы бюджета вследствие падения цен на нефть. Российский бюджет необходимо адаптировать к новой экономической действительности, в которой уже не будет высоких цен на нефть, рост экономики будет умеренным, а государству придется идти на структурные реформы и снижать текущие расходы. В перспективе, в ближайшие три года экономика России будет проходить адаптацию к новой экономической реальности, а это означает снижение дефицита до уровня, который может быть профинансирован рыночными заимствованиями в объеме, не приводящем к вытеснению частных инвестиций. Для поддержания и улучшения ситуации планируется урезать расходы. Также, основной упор следует делать на стимулирование инвестиций, причем не только государственных, а из частного сектора [20. С.128]. Средства, которые аккумулируются в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, а также размещены в Банке России и Внешэкономбанке, можно считать в качестве существенных потенциальных источников внутреннего финансового обеспечения воспроизводства российской экономики. В период 2018-2019 гг. можно ожидать снижение роли средств суверенных фондов (с 2144 млрд. руб. в 2016 году до 130 млрд. руб. в 2019 году) с уверенным повышением доли внутренних заимствований (с 784 млрд. руб. в 2016 году до 1002 млрд. руб. в 2019 году) в структуре источников его финансового обеспечения [15. С.87].
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты бюджетного дефицита. Бюджет представляет собой инструмент экономической и социальной политики, необходимый для перераспределения части ВВП государства с учетом интересов общества. Состав бюджетного законодательства России представлен Бюджетным Кодексом РФ и некоторых принятых на его основании федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и иными федеральными законами РФ. Профицит – это превышение доходов над расходами, дефицит – понятие, которое подразумевает превышение расходов над доходами. Соблюдение баланса государственного бюджета является одним из важнейших вопросов в экономике страны. Для достижения экономического роста государство вносит изменения в принятый государственный бюджет, перераспределяет денежные средства на те статьи бюджета, цели которых – удовлетворение экономических, политических, социальных интересов общества. К основным методам сбалансированности бюджета относят такие: лимитирование расходов бюджета; улучшение механизма распределения доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы, который адекватен распределению расходных полномочий между ними; определение и мобилизация резервов роста доходов бюджета и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237. 2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Федер. закон: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г. (с изм. от 11
12
октября 2018 г.] / Информационно-справочная система «КонсультантПлюс», версия от 20.04.18 г. 3. Российская Федерация. Законы. О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: [Федер. закон: принят Гос. Думой 28 ноября 2016 г. (с изм. от 14 ноября 2017 г.] / Информационно-справочная система «КонсультантПлюс», версия от 20.04.18 г. 4. Андросова Л.А. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Л.А. Андросова, И.В. Горский, В.Г. Карчевский, А.И. Пантелеев, Г.Д. Поляк, Е.А. Смирнова - М.: Проспект, 2015. - 440 с. 5. Болтинова О.В. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / О.В. Болтинова, Л.Л. Арзуманов, А.Б. Быля. – М.: Норма, 2017. – 272с. 6. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: Монография / под ред. М.А. Абрамовой. – М.: КноРус, 2018. – 202с. 7. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации / Д.В. Дементьев. – М.: КноРус, 2017. – 332с. 8. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: Учебное пособие / Т.М. Ковалева. – М.: КноРус, 2016. – 128с. 9. Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник и практикум / Г.А. Маховикова, Г.М. Гукасьян, В.В. Амосова. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2015. – 443с. 10. Финансово-правовое регулирование обязательных платежей, уплачиваемых в Федеральный бюджет Российской Федерации / под ред. И.А. Цинделиани. – М.: Проспект, 2018. – 288с. 11. Черкасова Ю.И. Межбюджетные отношения: Монография / Ю.И. Черкасов, А.Е. Суглобов, Д.М. Манышин. – М.: Риор, 2017. – 138с. 12. Шаров В.В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Теория и практика консолидации субсидий / В.В. Шаров. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 287с.
13
13. Белов Д.О. Государственный федеральный бюджет // Экономика и социум. – 2017. - №5-1. – С.161-163. 14. Голенок А.Н., Крикун Д.А., Петренко А.В. Резервы сокращения дефицита федерального бюджета // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - №3. С.66-71. 15. Грищенко П.М. Проблемы обеспечения сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета в современных экономических условиях // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. - №44. – С.85-88. 16. Дзахова К.Н. Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Концепция регулирования бюджетного дефицита // Новая наука: От идеи к результату. - 2017. - №3. - С.38-43. 17. Карандин Д.Ю. Государственный внешний долг как источник покрытия дефицита бюджета Российской Федерации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. - №1. - С.118-123. 18. Корниенко Д.О. Солтаханов А.У. Анализ управления сбалансированностью федерального бюджета Российской Федерации в условиях кризиса // От научных идей к стратегии бизнес-развития: Сборник статейпрезентаций научно-исследовательских работ студентов, магистрантов, аспирантов. – М.: Аудитор, 2016. – С.297-304. 19. Кремлева В.В. Государственный долг РФ и дефицит федерального бюджета: проблема системного характера // Инновационные кластеры в глобальной экономике: теория и практика: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2018. – С.84-86. 20. Кузубова О.И. Пути достижения сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации // Синергия Наук. – 2017. - №13. – С.127-131. 21. Ланская И.А. Проблема сбалансированности бюджетов в странах – экспортерах нефти // Общество: политика, экономика, право. – 2017. - №6. – С.54-59. 22. Логинова Я.А. Проблемы дефицита федерального бюджета и государственного долга в России // Инновационные подходы в современной
14
науке: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск: Мир науки, 2017. – С.227-230. 23. Маковеева П.А. Пути обеспечения сбалансированности федерального бюджета в рамках экономической нестабильности // Национальная экономическая система России в условиях новых глобальных вызовов: Сборник научных трудов студентов Санкт-Петербургского государственного экономического университета и Финансового университета при Правительстве российской Федерации. – СПб.: СПбГЭУ, 2016. – С.70-75. 24. Набизаде М.К.К. Анализ дефицита федерального бюджета РФ // Синергия наука. – 2018. - №19. – С.426-435. 25. Рыбко А.Ю. Экономическая сущность и функции бюджета // Экономика и социум. – 2017. - №11. – С.732-738. 26. Сафина А.Ш. Государственный бюджет и способы его сбалансирования // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С.94-95. 27. Сафронов Д.С. Государственный бюджет как регулятор рыночной экономики // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Сборник научный статей. - М.: Научная мысль, 2016. - С.304-308. 28. Седых М.С., Ловянникова В.В. Государственный бюджет: проблемы сбалансированности и финансирования // Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С.123-127. 29. Симонова Н.С. Проблемы сбалансированности государственного бюджета РФ // Studium. - 2016. - №4-1. - С.25-27. 30. Тищенко Т.Г. Государственный бюджет // Экономическое развитие России. 2016. - №3. – С.13-18.
15
31. Устьянцева В.Д. Проблема бюджетного дефицита // Проблемы современной экономики: Сборник материалов XXXVI Международной научнопрактической конференции. – Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. – С.54-59. 32. Исполнение Федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год // Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_ budzheta.pdf.