Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы состоит в том, что применение процедур временного вывоза позволяет, путем предоставления определенных льгот, снять необоснованные препятствия для развития экономических, культурных, гуманитарных связей России с зарубежными странами.
Россия находится в условиях интеграции в мировое хозяйство. Вступление в ВТО в какой-то мере облегчило процесс мировой торговли России, однако, в некоторых моментах остается много неразрешённых проблем. Одной из важнейших проблем, возникающих у участников ВЭД, является определение таможенной стоимости. Таможенная стоимость является налоговой базой, поэтому она напрямую влияет на уровень импортных цен на внутреннем рынке, на объемы таможенных платежей. Следовательно, от правильного определения величины таможенной стоимости зависят поступления в федеральный бюджет и эффективность таможенного регулирования.
Актуальность работы заключается и в том, что с вступлением в силу с 1 января 2018 года нового Таможенного кодекса, подходы к определению таможенной стоимости существенно изменятся, что вызовет новые вопросы и проблемы в таможенных процедурах. Законодателям предстоят задачи издать документы, регулирующие определения таможенной стоимости, которые должны соответствовать положениям ТК ЕАЭС. А Евразийская экономическая комиссия наделена правом принимать акты, которые будут регулировать таможенную стоимости и ее определение в рамках ВТО. Таким образом, таможенным органам предстоит адаптация к изменениям, при этом учитывая особую значимость определения таможенной стоимости, как основного инструмента государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одного из приоритетных направлений таможенного дела РФ.
Практике применения процедур временного вывоза были посвящены работы отечественных авторов, таких как А. Ю. Райковой, Д. А. Курчавовой, И. Г. Макаровой, А. Д. Положенцевой И. А. Смирновой, А. Н. Козырина, В. Н. Ионичевой, Е. А. Степанова, А. Е. Смекалина и др.
Целью работы является анализ порядка применения процедуры временного вывоза.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определения временного вывоза как таможенной процедуры.
2. Анализ требований карнета АТА.
3. Характеристика декларирования и уплаты таможенных пошлин при временном вывозе.
4. Анализ последствий (таможенных и налоговых) продажи выставочного образца, находящегося под процедурой временного вывоза.
Объектом исследования в работе процесс временного вывоза как таможенная процедура.
Предметом исследования является влияние вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС на порядок таможенной процедуры временного вывоза.
Глава 1.Содержание процедуры временного вывоза
1.1.Понятие временного вывоза как таможенной процедуры
Основным правовым документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС).
Раздел VIII Договора о ЕАЭС предусматривает единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), а также другими международными договорами и актами. Таможенный кодекс является кодифицированным нормативно-правовым актом, определяющим правила взаимодействия органов в сфере таможенного обращения в рамках Союза. ТК ТС обеспечивает упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и поставок товаров в пределах Союза.
Новый Таможенный кодекс вступил в силу с 1 января 2018 года и содержит на 83 статьи больше, чем Таможенный кодекс Таможенного союза. Также, стоит отметить, что ТК ТС делился на части: общая часть и специальная часть, в новом кодексе такого деления нет, но присутствует 4 приложения.
ТК ЕАЭС предусматривает ряд изменений: упрощение таможенных операций; введение электронного документооборота; приоритет электронного таможенного декларирования - декларирование на бумажных носителях будет разрешено в исключительных случаях; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора.
С принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС власти и бизнес, принимавший в его разработке активное участие, связывают большие надежды. Ожидается, что применение лучших международных практик, исключающих воздействие «человеческого фактора», позволит существенно активизировать деятельность связанных с внешними рынками предприятий.
Главное нововведение Кодекса - существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид с тем, чтобы исключить воздействие человеческого фактора. Изменения, которые принесет с собой новый ТК, сводятся к трем основным пунктам: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара. В новом кодексе электронные технологии охватывают весь процесс - от поступления товара до его выпуска на рынок для продажи. В настоящее время основные таможенные процедуры оформляются на бумаге, а электронные процессы дублируют традиционный бумажный документооборот.
Еще одно новшество - повышение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Его могут получить организации, которые соответствуют определенным критериями и пользуются доверием таможенных органов. Таким компаниям предоставляется возможность пользоваться упрощенными таможенными процедурами, включая возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предварительное таможенное декларирование, подача неполной, периодической декларации, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе.
В целом таможенное регулирование теперь в основном будет осуществлять на наднациональном уровне, а на национальном уровне останутся, главным образом, технические моменты. Так, на союзном уровне, не будут регулироваться структура таможенных органов и целый ряд технологических элементов их внутреннего функционирования, которые относятся к национальным прерогативам.
В соответствии с ТК ТС выпуск товаров производился должном лицом таможенного органа, новый же ТК ЕАЭС говорит о том, что выпуск товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа. Существенно различаются старый и новый кодексы в вопросах лиц, имеющих права на специальные упрощения. Так, ТК ТС называл только одного участника внешнеэкономической деятельности - это декларант, ТК ЕАЭС расширяет этот список и включает в него не только декларанта, но и перевозчика, таможенного представителя, экспедитора и владельцев складов временного хранения (СВХ).
Временный вывоз - это таможенная процедура, при которой товары ЕАЭС вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории ЕАЭС с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.
Суть этой таможенной процедуры предполагает ее применение обычно для организации выставочных, спортивных и других зрелищных мероприятий.
Значение временного вывоза как самостоятельной таможенной процедуры определяется потребностями развития торговых и других форм международного сотрудничества. Статус товаров, помещенных под рассматриваемую процедуру, а, следовательно, и содержание самой процедуры, прежде всего определяется временным характером нахождения и использования таких товаров вне таможенной территории. Немаловажным является также и то, что пользование временно вывезенными товарами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов. Это закономерно порождает необходимость установления определенных границ применения таможенной процедуры, за пределами которых его использование может привести к негативным последствиям для российской экономики.
И.Г. Макарова и А. Д. Положенцева рассмотрели актуальные вопросы, связанные с процедурой таможенного ввоза в таможенном союзе ЕАЭС. По мнению этих авторов. на современном этапе развития международных отношений и геополитической ситуации, несомненно важным представляется присоединение всех стран Евразийского союза к единой нормативно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Приказ Федеральной таможенной службы от 1 декабря 2014 г. № 2330 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА»
4. Байнев В. Подходы к согласованию промышленной политики стран ЕАЭС и ЕЭП: неоиндустриализация и вертикальная интеграция //Экономист. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
5. Байнев В. Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития //Теоретическая экономика. - 2014. - № 3. - С. 30-35.
6. Бакаева О. Ю. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе //Вестник Российской таможенной академии. - 2012.№ - 1. - С. 73-77.
7. Баландина. Г. К новой модели // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2012. - №6. - С. 3-7.
8. Канищев Д. Декларируем товары для личного пользования // ЭЖ Юрист. - 2013. - № 5.- С.4-7
9. Костин А.А., Казьмина Е.Н. Особенности таможенного декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС // Таможенное дело. - 2011. - № 1. – С.38-42
10. Сальников К.А. Декларирование товаров и транспортных средств. - СПб., 2016 – 288 с..
11. Тимошин В. А. Понятие государственного регулирования внешнеторговой деятельности //Административное право и процесс. - 2011. - № 3. - С. 47-50.
12. Тодосийчук А. Государственное и рыночное регулирование инновационной экономики // Экономист. № 11. 2014. С. 31-40.
13. Ионичева В. Н. Международный лизинг: ввоз оборудования // Журн. Лизинг. Москва, 2013. С. 48-55.
14. Козырин А. Н. Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия// Журн. Право: журнал высшей школы экономики. Москва, 2016. С. 130-148.
15. Курчавова Д. А. Правовое регулирование таможенной процедуры временного вывоза: сборник / под общей редакцией В. Бехер, Н. Н. Лайченковой. 2016. С. 373-376.
16. Макарова И. Г., Положенцева А. Д. Особенности применения таможенной процедуры временного ввоза в Таможенном союзе // Журн. Интеллектуальный потенциал ХХІ: Ступени познания. Новосибирск, 2016. 167-171.
17. Райкова А. Ю. Международно-правовые аспекты упрощения таможенной процедуры временного ввоза // Журн. Современное право. Москва, 2014. С. 10-15.
18. Смирнова И. А. К вопросу о применении таможенной процедуры временного ввоза // Журн. Актуальные проблемы права и экономики. Саратов, 2016. С. 84-89.
19. Степанов Е. А., Смекалин А. Е. Особенности взаимодействия участников внешней торговли и таможенных органов: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015. 116 с.